Компетенция РФ и её соотношение с компетенцией субъектов РФ.
Компетенция государства – это совокупность предметов ведения и полномочий, благодаря которым реализуется государственный суверенитет.
Для характеристики компетенции необходимо 3 элемента:
1) Территориальный масштаб;
2) Предметы ведения;
3) Полномочия.
Полномочия характерны для органов власти и представляют собой совокупность прав и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий по реализации компетенции.
Компетенция может быть:
● Собственной, т.е. прямо и на постоянной основе закреплена за субъектом.
● Делегированной, т.е. субъект осуществляет переданные ему полномочий из собственной компетенции другим субъектом.
● Исключительной – это часть собственной компетенции, которую вправе осуществлять только уполномоченный субъект (эту компетенцию нельзя делегировать и нельзя изъять).
Статья 71 Конституции РФ закрепляет предметы ведения РФ. Перечень исчерпывающий. Можно выделить следующие группы:
1) Учредительная. К ним относятся пункты «а», «б», «в», «г», «с», «т».
2) Регулятивно-охранительные. К ним относятся «р», «о», «п».
3) Социально-экономические. К ним относятся «д», «е», «ж», «з», «и», «ф».
4) Военные. К ним относятся «м», «н».
5) Внешние предметы «к», «л».
По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, а также подзаконные акты Президента, Правительства и иных федеральных органов власти.
Статья 72 закрепляет сферу отношений, регулирование которых отнесено, как к компетенции РФ, так и к компетенции РФ. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция). Перечень является исчерпывающим. Можно выделить следующие группы:
1) Учредительные;
2) Регулятивно-охранительные;
3) Социально-экономические;
4) Внешние.
В рамках статьи 72 принимаются ФЗ, а также двусторонние договоры и соглашения между федеральными и региональными органами власти.
ФЗ-184 (Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») четко определил полномочия, которыми обладают субъекты в пределах ст.72 Конституции РФ.
Предметы ведения субъекта определены статьей 73Конституции РФ по остаточному признаку, а значит носят открытый характер и закрепляются в учредительных документах субъектов федерации.
● Учредительные полномочия;
● Установление системы органов власти и порядок их организации;
● Нормотворческая компетенция;
● Законодательное обеспечение местного самоуправления;
● Экономические;
● Социальные;
● Финансовые;
● Международные и внешнеэкономические связи.
Компетенция субъектов, в рамках ст.73 дополняется включением в неё части предметов совместного ведения России и субъектов.
Компетенция субъектов допускает установление позитивных запретов, например, ч.4 ст.75 указывает на запрет для субъектов регулировать порядок выпуска государственных займов.
Разграничение компетенции между органами власти РФ и её субъектов – это распределение полномочий конституционно-установленных пределов в сфере совместного ведения при помощи федерального законодательства и договоров.
Предмет ведения невозможно отнести к органам власти. Между ними возможно лишь разграничение полномочий. Предметы ведения разграничены исключительно конституцией России, поэтому разграничению подлежат полномочия соответствующих органов власти путём законодательного, либо договорного разграничения.
Законодательное разграничение определены ФЗ-184, гл. 4 устанавливает порядок разграничения:
1) Содержится конкретный перечень полномочий органов власти субъектов в сфере совместного ведения, которые они осуществляют за свой счёт (из регионального бюджета). Все остальные вопросы федерация решает самостоятельно, осуществляя, как рамочное, так и детальное регулирование.
2) Субъекты России вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия ФЗ.
3) Проекты ФЗ по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными и высшими исполнительными органами субъекта.
4) Органы власти субъекта могут быть наделены другими федеральными законами дополнительными полномочиями в сфере совместного ведения, которые реализуются за счёт субвенций из федерального бюджета.
5) Президент и Правительство своими актами могут возложить на исполнительные органы власти субъекта РФ осуществление полномочий в сфере ведения России.
Договорное разграничение. Заключение договоров о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти допускается только тогда, когда это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта России в той мере, в которой указанные особенности определены иначе, чем федеральным законом.
Процедура заключения договора:
1) Проект договора направляется главой субъекта, для одобрения, в законодательный орган субъекта.
2) Если одобрение получено, то глава субъекта сообщает Президенту;
3) Договор подписывается Президентом и главой субъекта;
4) В течении 10 дней направляется Президентом в Государственную Думу для утверждения федеральным законом.
Таким образом, договор имеет силу федерального законна и вступает в силу со дня вступлении в силу федерального закона о его утверждении. Срок заключения договора не может превышать 10 лет.
Предметом договора может быть:
1. Конкретизация полномочий;
2. Условия и порядок их осуществления;
3. Формы сотрудничества;
4. Ответственность.
Разновидностью договора является соглашение – это заключение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ о взаимном делегировании полномочий.
Соглашения заключаются при условии, что осуществление конкретных полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на все субъекты.
Соглашения подписываются главой субъекта и руководителем федерального органа исполнительной власти и имеют силу постановления Правительства РФ, так как именно данным видом акта они утверждаются.
7. Институт федерального вмешательства в дела субъекта.
Это режим осуществления федеральными органами государственной власти специальных мер принуждения по отношению к органам власти субъектов в порядке и пределах, определённых федеральным законом в случае нарушения субъектом федерации основ конституционного строя, целостности РФ, превышения закреплённых в Конституции пределов ведения субъектов.
Предпосылки для введения института федерального вмешательства:
● Ч. 4 ст.3 Конституции РФ;
● Ч.1 и 2 ст.4 Конституции РФ;
● Ч.1 ст.8 Конституции РФ;
● Ч.5 ст.13 Конституции РФ;
● Ч.2 ст.15 Конституции РФ;
● Ч.5 ст.76 Конституции РФ;
● Ч.2 ст.90 Конституции РФ.
Основания для установления мер федерального воздействия:
● Ч.3 ст.4 Конституции РФ;
● Ч.4 ст.78 Конституции РФ;
● Ч.1,2 и 3 ст.80 Конституции РФ;
● Ч.2 ст.85 Конституции РФ;
● Ч.2 ст.87 Конституции РФ;
● Ст.88 Конституции РФ.
Меры федерального вмешательства:
1. Объявление военного или чрезвычайного положения;
2. Право Конституционного суда признать закон субъекта неконституционным;
3. Право Президента отрешать главу субъекта от должности;
4. Возможность роспуска законодательного органа субъекта;
5. Право Президента приостановить действие актов субъекта;
6. Введение временной финансовой администрации;
7. Вооружённое вмешательство в дела субъекта (прямое Президентское правление). Постановление Конституционного суда от 31.07.95: в период Чеченской кампании на территории Чеченской республики сложилась экстраординарная ситуация, связанная с осуществлением государственного переворота. На территории Чечни отрицалось действие Конституции, федеральных законов, шли разрушена система законных органов власти, созданы незаконные вооружённые формирования, массово нарушались права и свободы граждан. Указы Президента и постановление Правительства предписывали вооружённым силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности России на территории Чеченской республики. Конституционный суд подтвердил конституционность актов, ссылаясь на ч.4 ст.78, ч.2 ст.80, ч.3 ст.90 и другие положения Конституции.
Постановление Конституционного суда РФ от 04.04.2002.
Правовой статус столицы.
Самостоятельно.