Вид и форма промежуточной аттестации
Семейное право
Б3.В.ОД.4
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки: Гражданское право
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения
заочная | |
Курс | |
Триместр | 2.1 |
Лекции | |
Практические (семинарские, лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Всего часов | |
Курсовая работа | - |
Зачет (триместр) | 2.1 |
Экзамен (триместр) | - |
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры
«_____»_____________ 2017 г. протокол №_____
Зав. кафедрой гражданского права и процесса | |
О.А.. Маркова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Рабочая программа согласована: | |
Зав. кафедрой гражданского права и процесса О.А.. Маркова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Декан юридического факультета | |
О.М. Немерова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция профиля «Гражданское право».
Автор (ы) | ст.препод-ль | Н.В. Былкова | |
Рецензент (ы) |
1. Цели освоения дисциплины
Формирование целостного представления и понимания системы семейного права в целом, предмета отрасли, то есть тех общественных отношений, в правовом регулировании которых должны применяться нормы семейного права, что является важной задачей для будущей успешной практической деятельности юриста.
2.Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина Б3.В.ОД.4 «Семейное право» входит в Блок «Б3 профессиональный цикл»
На основании Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» дисциплина «Семейное право» логически взаимосвязана с другими частями ООП.
Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения прежде всего следующих дисциплин: Теория государства и права, Гражданское право, Уголовное право.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: Гражданское право, Административное право.
Изучение дисциплины Семейное право дополняет последующее освоение дисциплин: Гражданский процесс, Трудовое право, Право социального обеспечения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометкой «частично» отмечается, если компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ПК-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-3 | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства |
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов |
ПК-14 | готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-8 | способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ПК-2, ПК-5, ПК-6
Уровневое описание признаков компетенции ПК-2:
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | З. Знает тенденции развития семейного права и изменения семейного законодательства. У. Способен, используя отличные теоретические предметные знания оперировать семейно-правовыми юридическими понятиями и категориями. Способен анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними семейно-правовые отношения. Способен свободно владеть юридической терминологией в области семейного права. Способен владеть приемами анализа правоприменительной практики в области семейного права, обладать навыками разрешения правовых проблем и коллизий в семейном праве. Н. При решении задач-ситуаций определять юридическое значение фактических обстоятельств, описываемых в них. Готов к систематическому повышению своей профессиональной квалификации. Готов на высоком уровне исполнять профессиональные обязанности в соответствии с принципами юридической этики. |
Базовый (71 – 90 баллов) | З. Имеет хорошие предметные знания. В надлежащем объеме владеет юридической терминологией в области семейного права. У. Умеет систематизировать и обобщать нормативно-правовой и практический материал. Способен к анализу законодательства и самостоятельному поиску путей решения практических задач. Н. Способен к добросовестному исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с принципами юридической этики. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | З. Имеет достаточные предметные знания в области семейного права. Свободно ориентируется в семейном законодательстве. У. Умеет толковать и применяет нормы семейного права к конкретным ситуациям. Н. Добросовестно исполняет профессиональные обязанности, следуя основным принципам этики юриста. |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-5:
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | З. Имеет глубокие и содержательные знания по дисциплине. Знает руководящие разъяснения судов высших инстанций, основные закономерности развития Семейного права. У. Обладает способностью к практическому применению норм семейного и процессуального права. Ориентируется в постоянно меняющемся законодательстве и применяет только имеющие юридическую силу нормы семейного права, а также разрешает коллизии при осуществлении профессиональной деятельности. Юридически правильно квалифицирует факты и обстоятельства. Н. Владеет навыками давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам семейно - правового регулирования; |
Базовый (71 – 90 баллов) | З. Знает структуру и содержание семейного законодательства, разъяснения судов высших инстанций. У. Способен правильно толковать и применять семейно-правовые и гражданско-процессуальные нормы, понимать их соотношение. Умеет пользоваться источниками правовой информации, систематизировать и обобщать информацию по регулированию семейно-правовых отношений. Н. Владеет навыками давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам семейно - правового регулирования; |
Минимальный (41 – 70 баллов) | З. Знает содержание семейного законодательства и руководящие разъяснения судов высших инстанций. У. Умеет пользоваться источниками правовой информации, толковать и применять нормы материального и процессуального права. Н. Пользуется методами сбора нормативной и фактической информации. Принимает правовые решения и совершает иные юридические действия в точном соответствии с законом. |
Уровневое описание признаков компетенции ПК-6:
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | . Имеет отличные знания по предметам. Знает структуру и содержание семейных правоотношений. У. Способен давать квалифицированные юридические консультации и заключения в области семейного права, опираясь на последние редакции нормативных актов и после детального исследования материалов правоприменительной практики. Н. Умеет пользоваться источниками правовой информации, систематизировать и обобщать полученную информацию, применять нормы семейного права к конкретным ситуациям. При решении конкретных ситуаций определяет юридическое значение фактических обстоятельств, описываемых в них. Формулирует ответы на поставленные вопросы, последовательно и ясно излагает свои соображения по конкретному делу, обосновывая свое решение ссылкой на соответствующие нормы права. |
Базовый (71 – 90 баллов) | З. Имеет отличные и хорошие знания по предметам. У. Способен давать квалифицированные юридические консультации на основе анализа и правильного толкования семейно-правовых норм. Н. Способен разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов. Способен к обсуждению различных точек зрения, формулированию собственных предположений и самостоятельному поиску решения практических задач. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | З. Имеет хорошие предметные знания. У. Умеет систематизировать и обобщать информацию по регулированию семейно-правовых отношений, давать юридическую оценку конкретным ситуациям, делать правильные выводы об особенностях их требований и возражений. Н. Способен разрабатывать документы правового характера, формировать ответы на поставленные вопросы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Основные положения Семейного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов семейного права и семейных правоотношений.
Уметь:
1. Оперировать понятиями и категориями; анализировать юридические факты и
2. возникающие в связи с ними семейные правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с семейным законодательством, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять документы; находить правильные и точные варианты правового регулирования семейных отношений.
Владеть:
1. терминологией и навыками работы с правовыми актами; навыками анализа
2. различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и семейных правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики; разрешения конкретных проблем и коллизий; реализации норм семейного права.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
4.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля * | ||
Лекции | Семинар Лаборат.Практич. | Самост. раб. | ||||
Понятие семейного права | 0,5 | 0,5 | П | |||
1.1 | Понятие и предмет семейного права. Метод семейного права. | 2.1 | 0,5 | 0,5 | П | |
Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав. | 1,5 | 1,5 | ЭС | |||
2.1 | . Понятие и состав семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве. Классификация семейных правоотношений. | 2.1 | 0,5 | - | 7,5 | ЭС |
2.2 | Брак | 2.1 | 1,5 | 10,5 | РЗ | |
Права и обязанности супругов.о | РЗ | |||||
3.1 | Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды. | 2.1 | РЗ | |||
Права и обязанности родителей и детей. | 1,5 | РЗ | ||||
4.1 | Установление происхождения детей. | 2.1 | 1,5 | РЗ | ||
Алиментные обязательства членов семьи. | 2,5 | РЗ | ||||
5.1 | Алиментные обязательства родителей и детей. | 2.1 | - | 0,5 | 3,5 | РЗ |
5.2 | Алиментные обязанности супругов и бывших супругов | 2.1 | - | 0,5 | 3,5 | РЗ |
5.3 | Алиментные обязанности иных членов семьи. | 2.1 | - | 0,5 | - | РЗ |
5.4 | Cоглашение об уплате алиментов. | 2.1 | - | 0,5 | - | РЗ |
5.5 | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. | 2.1 | - | 0,5 | РЗ | |
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. | Р | |||||
6.1 | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | 2.1 | - | - | ||
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. | ЭС | |||||
7.1 | .Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. | 2.1 | - | - | 10,5 | |
7.2 | Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента. | 2.1 | - | - | ||
7.3 | Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного | 2.1 | - | - | 3,5 | |
ИТОГО |
*Формы текущего контроля успеваемости (оценочные средства):
Уо -устный опрос, собеседование
КО -коллоквиум, конференция
Л -лабораторная работа
ДИ -деловая игра
СЗ -ситуационные задания
К -контрольные работы
Т -тестирование
РЗ -решение задач
РГ -расчетно-графическая работа
ЭС -эссе
Р -реферат
УИ -учебное исследование
П -прочие
Э -экзамен
З -зачет
КР -курсовая работа
О -отчет
Г -государственный итоговый экзамен
ВКР -выпускная квалификационная работа
По -письменный опрос
4.2. Лекционные занятия, их содержание
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
1. | Понятие и предмет семейного права. Метод семейного права. | Понятие и предмет семейного права. Метод семейного права. |
2. | . Понятие и состав семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве. Классификация семейных правоотношений. | Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. |
3. | Брак | Понятие брака. Условия и порядок заключения брака. |
4. | Брак | Недействительность брака. |
5. | Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды. | Имущественные отношения супругов |
6. | Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды. | . Понятие законного режима собственности супругов. Совместная собственность супругов. |
7. | Установление происхождения детей. | Установление происхождения детей. |
8. | Установление происхождения детей. | Права и обязанности родителей. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей |
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
№ раздела и темы | Содержание и формы проведения |
Раздел 1. Тема 1. | Основные начала (принципы) семейного права. Значение семейного права. Место семейного права в системе отраслей российского права. Связь семейного и гражданского права. |
Раздел 2. Тема 2. | Понятие брака. Условия и порядок заключения брака. |
Раздел 2. Тема 2. | Недействительность брака. |
Раздел 2. Тема 2. | .Понятие, основания и порядок прекращения брака. |
Раздел 3. Тема 1. | Имущественные отношения супругов. |
Раздел 3. Тема 1. | Понятие законного режима собственности супругов. Совместная собственность супругов. |
Раздел 3. Тема 1. | .Понятие договорного режима имущества супругов. Брачный договор. |
Раздел 3. Тема 1. | Ответственность супругов по обязательствам. Обращение взыскания на имущество супругов. |
Раздел 4. Тема 1. | .Установление происхождения детей. |
Раздел 4. Тема 1. | Личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей. |
Раздел 4. Тема 1. | Права и обязанности родителей. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей |
Раздел 5. Тема 1. | Алиментные обязательства родителей и детей. |
Раздел 5. Тема 2. | Алиментные обязанности супругов и бывших супругов |
Раздел 5. Тема 3. | Алиментные обязанности иных членов семьи. |
Раздел 5. Тема 4. | Cоглашение об уплате алиментов. |
Раздел 5. Тема 5. | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. |
К видам учебной работы отнесены:
лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовая работа.
Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающегося ЧИ ФГБОУ ВО "БГУ": (в соответствии с перечнем заданий и работ, указанных в Разделе 3)
Контрольные мероприятия по дисциплине | Количество баллов | Разделы и темы дисциплины |
П | 1-10 | Понятие семейного права, Тема 1.1. |
ЭС | 1-10 | Предмет и метод семейного права, |
РЗ | 1-10 | Тема 2.2. |
РЗ | 1-10 | Тема 4.1. |
РЗ, | 1-20 | Тема 5.2. |
РЗ | 1-10 | Тема 5.4. |
Р | 1-10 | Тема 6.1. |
ЭС | 1-10 | Тема 7.2. |
ЭС | 1-10 |
Примерная тематика рефератов, эссе, докладов
1. 1. Проблема соотношения семейного и гражданского законодательства
2. 2. Осуществление и защита семейных прав.
3. 3. Применение исковой давности в семейных правоотношениях.
4. 4. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
5. 5. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.
6. 6. Фиктивность в брачно-правовой сфере
7. 7. Правовые последствия признания брака недействительным.
8. 8. Защита интересов ребенка при расторжении брака
9. 9. Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды.
10. 10. Раздел общего имущества супругов.
11. 11. Ответственность супругов по обязательствам.
12. 12. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.
13. 13. Неимущественные права несовершеннолетних детей.
14. 14. Осуществление родительских прав недееспособными и несовершеннолетними родителями.
15. 15. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей.
16. 16. Ограничение родительских прав.
17. 17. Соглашения об уплате алиментов.
18. 18. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
19. 19. Проблемы международного усыновления российских детей
20. 20. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот.
21. 21. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
22. 22. Установление содержания норм иностранного семейного права, Ограничение применения норм иностранного семейного права.
Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания
Курсовая работа не предусмотрена.
6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса семейного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих семейное право, являются:
во-первых, продолжение изучения семейного права в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;
во-вторых, формирование студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
1. Решение казусов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям), к зачёту.
2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы по семейному праву. Целью написания рефератов является формирования у студентов навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и нотариальной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Темы рефератов указаны в планах семинарских и практических занятий. Требования к оформлению рефератов, содержаться в Методических рекомендациях по написанию письменных работ на кафедре гражданского права и процесса.
3. Написание домашних контрольных работ в виде решения конкретного казуса для выяснения степени усвоения изучаемого материала. Домашняя контрольная работа, как правило, задается по уже изученной теме. При выполнении работы студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач из числа тех, которые указаны в практикумах по семейному праву. Контрольная работа выполняется на отдельных листах и сдается преподавателю. Студент должен обязательно указать использованные при выполнении работы источники.
4. Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий, в том числе в виде составления проектов правовых документов (доверенностей, семейно-правовых договоров, соглашений и т.д.), обзоров судебной практики по отдельным категориям дел (конкретной тематики). Если иное не указано в задании, обзоры судебной практики должны содержать описание конкретных судебных актов (не менее пяти) и выраженных в них позиций судебных инстанций, носящих общий характер (разъяснение правовых норм, применение аналогии закона и права). Необходимо стремиться к тому, чтобы не просто пересказывать содержание судебных актов, а излагать позиции судов по наиболее спорным, проблемным вопросам толкования и применения правовых норм, возможно, со своими комментариями. Конкретные задания по составлению проектов правовых документов и темы обзоров судебной практики указаны в плане (программе) семинарских и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя.
При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов, контрольных работ) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.
№ п/п | Наименование тем | Содержание |
1. | Понятие и предмет семейного права. Метод семейного права. | История семейного права. |
2. | . Понятие и состав семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве. Классификация семейных правоотношений. | Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. |
3. | . Понятие и состав семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве. Классификация семейных правоотношений. | Защита семейных прав. |
4. | Брак | Понятие брака. Условия и порядок заключения брака. |
5. | Брак | Недействительность брака. |
6. | Брак | Понятие, основания и порядок прекращения брака. |
7. | Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды. | .Понятие договорного режима имущества супругов. Брачный договор. |
8. | Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение, виды. | Ответственность супругов по обязательствам. Обращение взыскания на имущество супругов. |
9. | Установление происхождения детей. | Личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей. |
10. | Установление происхождения детей. | Лишение и ограничение родительских прав |
11. | Алиментные обязательства родителей и детей. | Алиментные обязательства родителей и детей. |
12. | Алиментные обязанности супругов и бывших супругов | Алиментные обязанности супругов и бывших супругов |
13. | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. |
14. | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. | Порядок взыскания алиментов по решению суда. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. |
15. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. |
16. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Усыновление (удочерение) детей и его отмена. |
17. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Опека и попечительство над детьми. |
18. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Приемная семья |
19. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Усыновление (удочерение) детей и его отмена. |
20. | Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. | Опека и попечительство над детьми. |
21. | .Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. | .Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. |
22. | .Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. | Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. |
23. | .Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права. | Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента. |
24. | Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента. | Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента. |
25. | Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента. | Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента. |
26. | Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного | Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного |
Промежуточный контроль
Промежуточный контроль проводится в виде зачетов. Зачет ставится на основании количества баллов полученных на практических занятиях. В случае недобора студентом баллов, необходимых для положительной оценки, студент должен сдать экзамен по изучаемой дисциплине.
Студент по итогам триместра имеет возможность получить в итоге до 100 баллов.
После выставления студенту рейтинговой оценки производится ее перечет в стандартную по следующей схеме:
«зачтено» - от 41 до 100 баллов
«незачтено» - не более 40 баллов
Образцы тестов, заданий
1. Обобщение судебной практики по вопросу установления происхождения детей.
2. Обобщение судебной практики по спорам о расторжении брака и разделе имущества.
3. Обобщение судебной практике по во просу об определении места жительства ребенка.
4. Обобщение судебной практики по вопросу о взыскании алиментов.
5. Научное исследование по теме «Проблема установления происхождения детей при применении методов искусственной репродукции человека».
6. Научное исследование по теме «Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей (на примере Забайкальского края)».
7. Обобщение судебной практики по вопросам признания брачного договора недействительным.
Семейное право
Б3.В.ОД.4
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки: Гражданское право
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения
заочная | |
Курс | |
Триместр | 2.1 |
Лекции | |
Практические (семинарские, лабораторные) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Всего часов | |
Курсовая работа | - |
Зачет (триместр) | 2.1 |
Экзамен (триместр) | - |
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры
«_____»_____________ 2017 г. протокол №_____
Зав. кафедрой гражданского права и процесса | |
О.А.. Маркова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Рабочая программа согласована: | |
Зав. кафедрой гражданского права и процесса О.А.. Маркова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Декан юридического факультета | |
О.М. Немерова | _________________ |
« 23 » декабря 2016 г. | (подпись) |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция профиля «Гражданское право».
Автор (ы) | ст.препод-ль | Н.В. Былкова | |
Рецензент (ы) |
1. Цели освоения дисциплины
Формирование целостного представления и понимания системы семейного права в целом, предмета отрасли, то есть тех общественных отношений, в правовом регулировании которых должны применяться нормы семейного права, что является важной задачей для будущей успешной практической деятельности юриста.
2.Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина Б3.В.ОД.4 «Семейное право» входит в Блок «Б3 профессиональный цикл»
На основании Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» дисциплина «Семейное право» логически взаимосвязана с другими частями ООП.
Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения прежде всего следующих дисциплин: Теория государства и права, Гражданское право, Уголовное право.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: Гражданское право, Административное право.
Изучение дисциплины Семейное право дополняет последующее освоение дисциплин: Гражданский процесс, Трудовое право, Право социального обеспечения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометкой «частично» отмечается, если компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ПК-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой к Наши рекомендации
|