Краткие методические указания к написанию контрольной работы

Этот вид учебной работы представляет собой форму письменного «отчета» студента за обязательное изучение предписанных заданием конкретных вопросов. Написание контрольной работы дает возможность студенту не только изучить предложенный конкретный материал, но, и это главное, научиться юридически грамотно формулировать письменные ответы на поставленные вопросы.

При подготовке ответов на поставленные вопросы необходимо, прежде всего, обстоятельно изучить соответствующие разделы учебника; пользуясь настоящим УМК, найти и изучить относящиеся к заданию правовые акты; выявить и использовать новейшие из них, опубликованные после издания учебника и данного УМК.

Для написания контрольной работы по административному праву студентам предлагается три варианта задания, в каждом из которых по три вопроса. Студенты, чьи фамилии начинаются от буквы «а» до буквы «и» включительно, выполняют работы по первому варианту; от «к» до «о» – по второму варианту; от «п» до «я» – по третьему варианту.

В каждом варианте задания первым поставлен теоретический вопрос, для ответа на него следует внимательно изучить рекомендованную литературу и правовые акты, осмыслить суть и содержание поставленного вопроса и грамотно сформулировать письменный ответ именно на поставленный вопрос. Ответ должен быть не только правильным по существу, достаточно полным, но в то же время и максимально кратким.

Второе задание требует составления схемы, с помощью которой можно получить характеристику соответствующей административно-правовой категории на основе анализа того или иного нормативного акта (закона, Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ).

В качестве третьего задания поставлен конкретный вопрос по тематике, изученной в рамках семестра.

В задании для написания контрольной работы, помимо трех вариантов, имеется еще один общий вопрос, на который пишут ответы все студенты.

Общий вопрос требует изучения одного из важнейших актов административного законодательства – «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Глубокое изучение КоАП РФ, знание его структуры и содержания – очень важное слагаемое административно-правовой подготовки юриста широкого профиля. Цель общего вопроса – побудить каждого студента вспомнить из курса теории государства и права материал о понятии, видах и санкциях юридической ответственности и, основываясь на законах, правильно назвать те меры воздействия (санкции), которые являются именно административными наказаниями. При этом надо сослаться на конкретные статьи закона.

Объем письменной работы не должен превышать 15 страниц формата А4. В работе воспроизводится вопрос задания, а потом на него формулируется ответ. В конце работы необходимо привести список полных наименований использованных правовых актов и литературных источников, указать источник их официального опубликования.

Контрольная работа должна быть хорошо оформлена. На титульном листе следует четко указать свою фамилию, имя, отчество, курс, номер учебной группы, вариант задания. На страницах тетради или печатного текста необходимо оставлять поля для заметок преподавателя. Страницы надо пронумеровывать; в тексте не должно быть ни грамматических, ни синтаксических ошибок. При использовании цитат из соответствующих книг или правовых актов необходимо в тексте или в подстрочнике сослаться на источник.

Завершенная контрольная работа подписывается автором с указанием даты окончания. Это помогает преподавателю правильно оценить, использованы ли автором новейшие правовые акты.

Выполненная контрольная работа подлежит регистрации у методиста курса. Только после этого она передается рецензенту.

В результате рецензирования контрольная работа оценивается преподавателем одной из двух оценок: «зачтено» или «незачтено». При необходимости преподаватель до окончательной оценки работы может пригласить студента на собеседование для уточнения отдельных положений его контрольной работы.

В случае «незачтено» автору придется заново выполнить контрольную работу с учетом замечаний (рекомендаций) преподавателя, иначе студент к сдаче зачета (экзамена) не допускается.

Задания для написания контрольной работы

Общее задание для всех студентов

Определите, какие из приведенных ниже мер воздействия являются административными наказаниями: предупреждение, замечание, строгий выговор, арест имущества, приостановление работы столовой, перевод на нижеоплачиваемую работу, лишение права на охоту, увольнение, конфискация предмета (финского ножа), понижение в должности, возмездное изъятие охотничьего ружья, снижение в воинском звании, штраф, снос самовольно возведенного строения, изъятие вещей и документов, назначение в наряд вне очереди, административный арест.

Дайте письменный ответ со ссылками на статьи закона.

Вариант 1

1. Понятие, виды и особенности норм административного права.

2. Составьте схему: «Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти».

3. Назовите виды актов реагирования прокурора на нарушения законности в порядке общего надзора.

Вариант 2

1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти.

2. Составьте схему: «Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти».

3. Назовите принудительные меры административно-предупредительного воздействия.

Вариант 3

1. Понятие и особенности административной ответственности.

2. Составьте схему: «Классификация правовых актов исполнительной власти в РФ».

3. Назовите признаки административного правонарушения.

Контрольное задание № 3.

В ходе контрольной работы студенты описывают особенности и результаты административной реформы в одном из федеральных органов исполнительной власти. Выбор органа исполнительной власти осуществляется по списку у преподавателя.

Контрольное задание № 4.

В ходе контрольной работы студенты составляют макет дела об административном правонарушении, рассмотрение которых осуществляют мировые судьи. Выбор статьи из КоАП РФ осуществляется по списку у преподавателя.

Примерная тематика курсовых работ

1. История развития и становления науки российского административного права.

2. Административно–правовые нормы.

3. Административно-правовые отношения.

4. Источники административного права.

5. Административные договоры в системе источников административного права.

6. Административная реформа в современной России.

7. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

8. Внесудебный порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти.

9. Административно-правовой статус религиозных объединений.

10. Административно-правовой статус общественных объединений.

11. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

12. Административно-правовой статус Президента Российской Федерации.

13. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с органами судебной власти.

14. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

15. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

16. Административно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

17. Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

18. Административно-правовой статус Губернатора Нижегородской области.

19. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

20. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Нижегородской области.

21. Реформа государственной службы в современной России.

22. Государственная служба в аппаратах судов.

23. Служебный контракт.

24. Соотношение статуса государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

25. Административно-правовые формы.

26. Административно-правовые методы.

27. Административно-правовые споры.

28. Административный процесс: основные концепции, виды.

29. Административные процедуры: понятие, особенности, виды, элементы.

30. Административные регламенты предоставления государственных услуг.

31. Регистрационное производство.

32. Лицензирование в административном праве.

33. Административная юстиция в России: история, современное состояние перспективы развития.

34. Производство по обращениям граждан и юридических лиц.

35. Административное принуждение.

36. Административно-пресекательные меры.

37. Административно-предупредительные меры.

38. Административно-восстановительные меры.

39. Меры административно-процессуального обеспечения.

40. Административно-правовые режимы.

41. Режим контртеррористической операции.

42. Административная ответственность.

43. Административное правонарушение.

44. Субъекты административной ответственности.

45. Должностное лицо как субъект административного правонарушения.

46. Особенности административной ответственности юридических лиц.

47. Административные наказания: понятие, цели, виды, система.

48. Административная ответственность за таможенные правонарушения.

49. Административная ответственность за налоговые правонарушения.

50. Особенности рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях.

51. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в федеральных районных судах.

52. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.

53. Доказательства по делам об административных правонарушениях.

54. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

55. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

56. Административное расследование по делам об административных правонарушениях.

57. Обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

58. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

59. Президентский контроль в сфере исполнительной власти.

60. Контроль уполномоченных по правам человека в сфере исполнительной власти.

61. Административно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

62. Административный контроль и надзор.

63. Досудебное, внесудебное и судебное обжалование неправомерных действий (бездействий) субъектов исполнительной власти.

64. Судебное оспаривание административно-правовых актов.

65. Особенности оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти в судах общей юрисдикции.

Наши рекомендации