Очная форма обучения, очная форма обучения на базе СПО
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | СРС (в часах) | Виды СРС |
1. | Административное право в российской правовой системе | 16/8 | Анализ научной и учебной литературы, изучение нормативно-справочных документов, изучение нормативно-правовых актов, правовой анализ действующего законодательства, толкование административных правовых актов, изучение видов юридической ответственности и видов споров в области административных правоотношений. Подготовка к тестированию. |
Субъекты административного права. | 26/16 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Подготовка к тестированию. | |
Формы и методы деятельности государственного управления. | 18/12 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Решение практических задач. Подготовка к тестированию. | |
Административная ответственность. | 24/18 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Решение практических задач. Подготовка к тестированию. | |
Административно-процессуальное право. | 28/28 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Решение практических задач. Подготовка к тестированию. | |
Административное право и законность в сфере реализации исполнительной власти | 16/16 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Решение практических задач. Подготовка к тестированию. | |
Основы административно-правового регулирования сфер и отраслей управления. | 92/66 | Анализ научной и учебной литературы изучение нормативно-правовых актов в сфере административных правоотношений, приобретение навыков анализа и правовой экспертизы действующего административного законодательства, изучение судебной практики разрешения административных споров. Решение практических задач. Подготовка к тестированию. | |
Итого | 220/136 |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
5.4.2.1. Для студентов очной формы обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
1-10 | Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском занятии | |
1-10 | Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | |
2-10 | Решение задач | |
2,4,5 | Подготовка к ролевым играм | |
4 | Подготовка к круглому столу. Вопросы: 1) Понятие административной ответственности и ее отличия от других видов ответственности 2) Понятие малозначительности административного правонарушения 3) Вина юридического лица | |
Подготовка реферата | ||
Самостоятельная работа в сессию | ||
Подготовка к ИКЗ | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
5.4.2.2. Для студентов очной формы обучения на базе СПО
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
1-10 | Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском занятии | |
1-10 | Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | |
2-10 | Решение задач | |
2,4,5 | Подготовка к ролевым играм | |
4 | Подготовка к круглому столу. Вопросы: 1) Понятие административной ответственности и ее отличия от других видов ответственности 2) Понятие малозначительности административного правонарушения 3) Вина юридического лица | |
Подготовка реферата | ||
Самостоятельная работа в сессию | ||
Подготовка к ИКЗ | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
5.4.2.3. Для студентов заочной формы обучения на базе среднего полного общего образования
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
2-6 | Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском занятии | |
1-10 | Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | |
2-10 | Решение задач | |
Подготовка реферата | ||
Самостоятельная работа в сессию | ||
Подготовка контрольного задания | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
5.4.2.4. Для студентов заочной формы обучения на базе СПО
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
2-6 | Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском занятии | |
1-10 | Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | |
2-10 | Решение задач | |
Подготовка реферата | ||
Самостоятельная работа в сессию | ||
Подготовка контрольного задания | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
5.4.2.5. Для студентов заочной формы обучения на базе СПО
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | |
1-10 | Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | |
2-10 | Решение задач | |
Подготовка реферата | ||
Самостоятельная работа в сессию | ||
Подготовка контрольного задания | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Источники для изучения курса «Административное право» следует подразделить на две категории – литературные источники и правовые акты. В свою очередь, и первые, и вторые можно распределить на относящиеся ко всему курсу в целом. Расположенные в настоящем комплексе списки литературных источников и правовых актов призваны оказать посильную первоначальную помощь каждому студенту в освоении одной из фундаментальных отраслей права и законодательства. Списки правовых актов построены по принципу их иерархичности и ориентированы, в силу объективных причин (большинство вопросов решается на общероссийском уровне), в первую очередь на федеральный уровень законодательства.
Нельзя не отметить то, что упомянутые списки носят базовый характер. Нужно принимать во внимание происходящие в науке административного права изменения ее качества, глубины исследований и других параметров, в частности отсутствие полноценных научных изысканий по важнейшим вопросам курса. Так, проблемы административной реформы, оказания публичных услуг и многие другие в наши дни чаще раскрываются экономистами и политологами, чем юристами, поэтому и направленность поиска должна быть соответствующей, о чем студент может проконсультироваться у преподавателя.
С особенной тщательностью каждому студенту при изучении курса необходимо отслеживать новации в законодательстве РФ и Нижегородской области, относящиеся к реализации исполнительной власти. Кроме того, большое значение имеет использование сравнительного метода, в частности сравнение:
1) научных положений и законодательства дореволюционного, советского и современного периодов отечественной истории;
2) отечественного и зарубежного законодательства и науки, причем сопоставление можно проводить как в отношении отдельных стран, так и их объединений – Европейского Союза, Совета Европы, Содружества Независимых Государств и т.п.;
3) законодательства Российской Федерации, ее субъектов (на примере Нижегородской области) и муниципальных образований и т.д.
Разумеется, студент должен учиться навыкам поиска правовой информации, содержащейся в источниках различной формы, на различных носителях – как традиционных печатных, так и электронных. Использование сети Интернет поощряется, но лишь в качестве вспомогательного (а не основного) инструмента, и при условии соблюдения авторских и смежных прав на размещенные в ней материалы, т.е. указания в письменной работе (реферате, докладе, сообщении) электронного адреса (URL) конкретной страницы. Вполне допустим, на наш взгляд, поиск информации, требующейся для выполнения учебных заданий, прежде всего на официальных серверах, сайтах, страницах органов и должностных лиц государства: Президента РФ, Правительства РФ и т.п. Многие юридические и прочие печатные средства массовой информации имеют электронные версии. Студент может рассчитывать на помощь преподавателя в вопросе ориентации в сайтах, затрагивающих проблемы административного права.
Относительно справочно-правовых систем можно сказать, что их применение необходимо, и в первую очередь можно порекомендовать базы «Консультант» и «Гарант», особенно учитывая тот факт, что только в подобных системах можно обнаружить последний вариант текста нормативного правого акта со всеми изменениями и дополнениями.
Необходимо использовать не только юридическую периодику и иную литературу, но также и относящуюся к смежным дисциплинам. Например, при поиске информации по темам, связанным с государственным управлением в конкретных сферах и отраслях, следует обращаться напрямую к литературе, связанной со связью, транспортом и т.п. При этом особое внимание надо уделять специализированным журналам и газетам. Настоятельно рекомендуется в первую очередь просматривать официальные издания государственных органов: «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации», «Гражданская защита» (орган МЧС России), «Дипломатический вестник» (орган МИД России) и т.д.