Понятие государства и его основные признаки
Сущность государства и его социальное предназначение
Два подхода к сущности государства Сущность государства, т.е. устойчивая совокупность внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной проблемой. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.
Общесоциальный, коммуникативный, подход связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить ≪общему благу≫. Цель человеческого общежития, замечал Аристотель, состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо.
Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.
В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих его граждан. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он замечал, что ≪государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой≫, это ≪объединение людей под эгидой правовых законов≫. Следовательно, государство в рамках данного подхода тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.
Основоположником другого подхода в понимании сущности государства был французский юрист Ж. Боден (1529—1596). Его подход можно определить как институциональный. Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, наделенную суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства.
Государство служит механизмом реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во
главе с правителем (монархом) являются носителями суверенитета.
Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.
Оценивая оба рассмотренных подхода, можно отметить следующее.
В первом случае сущность государства понимается ш и р о к о — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы.
Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого понимания государства в его сущности выделялась либо его способность выражать общезначимые интересы большинства общества (общесоциальная сущность), либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.
В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, наделенной суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Сущность государства может выражаться в осуществлении интересов либо большинства, либо отдельных социальных групп.
Функции государства
Функции государства Государство выполняет ряд функций, осуществление которых отличает его от других политических институтов и обеспечивает стабильность и развитие общества. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.
К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.п.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (судом, прокуратурой и др.).
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.
Одна из главных — политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или поддержания политического господства класса-собственника.
Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и функцию обороны страны.
Форма государства
Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, каковы его составные части, способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, — это вопрос о взаимосвязи содержания понятия ≪государство≫ и формы выражения этого содержания.
Содержание института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву. Однако эта целостность может выражаться в различных фор-мах. Знаменитый французский мыслитель Шарль-Луи Монтескь,(1689—1755) рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и обычаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства.
Единство элементов государства основано на фундаментальном законе, или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. ≪Как для республики нужна добродетель, — замечал он, — а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх≫ Следовательно, понятие ≪форма государства≫ позволяет рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность.
Впервые на зависимость эффективности деятельности государства от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: численности правящих и целям правления (служит ли оно общему благу или частным интересам).
На основе этих признаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (от греч. monos — один и arche — правление, власть, т.е. единоличное правление); аристократию (от греч. aristos — лучшие из лучших и kratos — власть, авторитет, т.е. правление лучших); политику, или республику (от лат. res publicum — общественное дело), где власть находится у большинства, которое выбирает правителей.
К несовершенным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (от греч. tyrannis, т.е. лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения); олигархию (от греч. oligos — немногочисленный и arche — власть, т.е. правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos — народ и kratos — власть, правление, т.е. правление народа).
Однако в дальнейшем понятие ≪форма государства≫ не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, но начали учитывать и то, как она осуществляется, распределена на территории государства.
Итак, форма государства — понятие, раскрывающее устройство государственной власти с различных сторон:
1) указывает на субъект власти, т.е. носитель этой власти — это государство в лице своих органов;
2) выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.);
3) определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства;
4) указывает на методы реализации власти.
Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Эти три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.
Форма правления определяет способ формирования и структуру органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной и
судебной властей, а также роль населения в их учреждении.
Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).
Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также то, каким образом государство реализует свои функции.
Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее
формирования, распределения и реализации.
Источники права
Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. Напомним, что право возникает в обществе, расколотом на классы и сословия, на бедных и богатых. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и часто противоположные интересы. Упорядочить взаимоотношения людей — носителей разнородных интересов можно было только с помощью четких правил поведения, закрепленных в официальных действующих документах государства (законах, указах, постановлениях). Право закрепляло не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека. Только четко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью государственного принуждения.
Какое значение имеет для рядового члена общества понятие «источник права»? Дело в том, что незнание закона не освобождает гражданина от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех. И еще один вопрос, имеющий практический смысл, на который отвечает понятие «источник права»: кто и как придает правилам поведения значение правовых норм, т.е. обеспечивает их обязательность? Понятие «источник (форма) права» имеет несколько значений:
1) определяется как источник познания, т.е. то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть исторические юридические документы, подобные законам Ману в Индии, «Русской правде» на Руси, законам царя Хаммурапи в Вавилоне, и т.п.;
2) выражает материальные условия жизни общества, обусловливающие содержание правовых норм. В первую очередь это существующий уровень развития производства, определяющий характер потребностей людей. Данные потребности являются материальным источником права. Так, в XX в. возникли материальные предпосылки для реализации многих социальных прав: на труд, социальное страхование, пособия по безработице. Будучи объективно обусловленными, они были закреплены в конституциях и законах развитых западных стран;
3) определяется в юридическом смысле. Оно отражает то, какими путями образуется право и что сообщает правилу поведения качество правовой нормы, т.е. общеобязательную силу, опирающуюся на
возможность применения государственного принуждения. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источ ник (форма) права».
В этом контексте понятие «источник (форма) права» состоит из двух частей: «источник права» и «форма права». Обычно они используются как тождественные понятия разными авторами, которые акцентируют внимание на различных сторонах единого понятия:
а) одни авторы имеют в виду процесс правотворческой деятельности государства как источник образования норм. Следовательно, они склонны использовать понятие «источник права»;
б) другие — результат правотворческой деятельности, т.е. различные нормативные правовые акты государства: законы, указы, декреты и т.п. Поэтому они предпочитают использовать понятиеи «форма права».
Таким образом, источник (форма) права есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые сообщают им качество правовой нормы, т.е. становятся определенными, постоянными и обязательными.
Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку; соблюдение этого правила обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения принуждения со стороны государства.
Судебный прецедент — распространенный источник права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании.
Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.
Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций.
Правовые отношения
правоотношение — это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающаяся в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно властного характера.
Правоотношения имеют ряд присущих им признаков, отличающих их от иных видов общественных отношений:
1) правовое отношение — разновидность общественного отношения. Связанность участников взаимными правами и обязанностями (либо только правом и корреспондирующей ему обязанностью)
возникает в конкретной социальной среде и предполагает конкретную общественную установку.
Например, семейное правоотношение может возникать и развиваться в результате принятия ребенка на воспитание или усыновления. Такими действиями преобразовывается положение малолетнего члена общества, лишенного родительского попечения, возникает новая связь между индивидуумами;
2) правоотношение — отношение, урегулированное правом. Правовые нормы определяют круг участников правоотношений, объем прав и обязанностей каждого из них, последствия преобразования
правоотношений, виды мер ответственности за нарушение действующего законодательства в этой области;
3) правоотношение — двусторонняя связь, возникающая между участниками правоотношения. Одна из сторон управомоченная, другая обязанная. Так, по договору займа у одной стороны — кредитора — имеются только права, а у другой — должника — только обязанности. Однако возможны и другие варианты. Например, когда у обеих сторон имеются и права и обязанности: по договору купли-продажи покупатель имеет право получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю;
4) правоотношения имеют волевой, идеологический характер. Люди преследуют конкретные цели и вступают в отношения друг с другом на основе своих представлений, идеалов. В соответствии с этими ценностями и идеалами формируется отношение к правовым учреждениям, выстраиваются их представления о справедливом правопорядке. Правоотношения складываются, проходя через волю и сознание человека. Это проявляется, например, при создании законодательных актов, регулирующих различные отношения. Почему, например, педофилы в США получают за свои преступления большие сроки тюремного заключения, вплоть до пожизненного, а в России (ст. 134 УК) — до трех лет? Ответ прост: там общество осознало общественную опасность подобных действий, в России — нет. Кроме того, волевой характер правоотношений проявляется в процессе реализации каждой из сторон конкретного правоотношения своих субъективных прав и обязанностей;
5) реализация прав и исполнение обязанностей участников правоотношения обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением. Принудительные меры государственно-властного характера могут заключаться в пресечении незаконных правоотношений, применении экономических, юридических санкций к недобросовестным участникам, нарушающим права контрагентов, не выполняющим либо выполняющим свои обязанности ненадлежащим образом и не в полном объеме.
Структура правоотношения Правоотношения имеют сложную структуру. В состав правоотношения входят четыре элемента: объекты правоотношения; субъекты правоотношения; субъективные права и юридические обязанности. Два последних компонента образуют содержание правоотношения.
Объект правоотношения — это материальное или нематериальное благо, а также действие лица или результаты этих действий, по поводу которых возникает правоотношение. Круг объектов (благ), на достижение или защиту которых направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношений, весьма разнообразен.
Например, согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ объектами гражданских правоотношений являются:
• вещи, включая деньги и ценные бумаги;
• иное имущество, в том числе имущественные права;
• работа и услуги;
• информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
• нематериальные блага, среди них личные неимущественные — жизнь, честь, достоинство человека, тайна переписки и т.д.
Объект может изменять свои свойства в процессе развития правоотношения, переходить от одной стороны к другой. Помимо этого, одно и то же благо может быть объектом различных правоотношений.
Субъекты правоотношений — это их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. Именно на реализацию законных прав и интересов субъектов направлено правоотношение.
Круг субъектов весьма разнообразен. Можно выделить коллективные субъекты права: государство и его органы, административно-территориальные единицы государства; юридические лица, социальные общности и индивидуальные — физические лица.
Государство (и его органы) является субъектом международных отношений, взаимодействуя с другими странами, и участником наиболее значимых экономических, политических, социальных, культурных отношений внутри страны. Способность выступать субъектом глобальных, региональных и локальных правоотношений вытекает из функций государства: определять свою внешнюю и внутреннюю политику, преодолевать различного рода противоречия, управлять основным экономическим потенциалом, обеспечивать достойное существование человека и гражданина.
Административно-территориальные единицы — республики, города, округа, воеводства, уезды, области и т.п. являются субъектами правоотношений в рамках отведенных им конституцией полномочий.
Юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающие и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права, несущие обязанности, являющиеся истцом или ответчиком в суде, имеющие самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица вступают в правоотношения, необходимые для реализации стоящих перед ними уставных задач. Например, коллегии адвокатов оказывают гражданам и организациям правовую помощь. С этой целью между клиентами и адвокатами заключаются соглашения.
Специфический субъект правоотношений — это социальные общности: нации, народности, этносы, роль которых заметно возросла в последнее время.
Физические лица — конкретные люди (граждане, иностранцы, лица без гражданства), стремящиеся к удовлетворению своих потребностей, исполняющие возложенные на них обязанности.
Объем прав и обязанностей субъектов определяется их правосубъектностью, означающей наличие правоспособности и дееспособности одновременно.
Правоспособность субъекта — закрепленная в законе его способность иметь права и нести обязанности.
Виды правоотношений Многообразие правоотношений порождает необходимость в их классификации.
По отраслям права правоотношения подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.п.
По содержанию правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни правомерными действиями, реже событиями. Содержание таких правоотношений составляют взаимные права и обязанности сторон, реализуемые по их обоюдному желанию. Охранительные правоотношения возникают в результате правонарушений. Они, как правило, связаны с реализацией юридической ответственности. По характеру обязанности правоотношения делятся на правоотношения пассивного и активного типа. По степени определенности сторон можно выделить абсолютно определенные правоотношения и относительные.
Гражданские правоотношения
Структура гражданского правоотношения Преследуя свои частные — имущественные и неимущественные — личные интересы, граждане и организации вступают в отношения, которые регламентируются нормами гражданского права. Следовательно, они вступают в гражданские правоотношения.
Гражданские правоотношения представляют собой урегулированную нормами гражданского права устойчивую юридическую связь равных, автономных и обособленных субъектов, заключающуюся в наличии у них взаимных прав, обязанностей, обеспечиваемых государственно-принудительными мерами имущественного характера.
Гражданское правоотношение имеет общую с иными правоотношениями структуру, включающую в себя объект, субъекты, субъективные права и юридические обязанности.
Объект гражданского правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, то, по поводу чего это правоотношение возникает. Круг объектов гражданских прав и обязанностей указан в ст. 128 ГК РФ. К ним относятся:
• вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
• работы и услуги;
• информация;
• результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
Перечень нематериальных благ как объектов гражданских правоотношений приводится в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Субъекты гражданских правоотношений — это лица, участвующие в них. Круг субъектов гражданского правоотношения составляют:
• физические лица — граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства;
• юридические лица — иностранные, российские, международные;
• публично-правовые субъекты — Российская Федерация, ее субъекты, органы государства.
Субъективные права — определяемая нормами гражданского права мера возможного поведения. Сюда включаются все правомочия субъекта гражданского правоотношения, заключенного в норме: права собственника (права владения, пользования, распоряжения), права наследника и т.п.
Юридические обязанности — определяемая нормами гражданского права мера должного поведения. Действия обязанной стороны состоят в совершении действий, предписанных нормами гражданского права: обязанность должника в срок и надлежащим образом исполнить свои обязательства перед кредитором и т.п. Классификация гражданских правоотношений Гражданские правоотношения весьма разнообразны. Существует несколько оснований, позволяющих классифицировать этот вид правоотношений.
Прежде всего, по характеру связи управомоченного и обязанного субъекта различают абсолютные и относительные правоотношения.
В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, в отношениях собственности ни одно правосубъектное лицо не вправе ограничивать владение, пользование и распоряжение имуществом лицом, которому оно принадлежит. Относительными являются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит одно обязанное лицо (отношения между кредитором и должником).
По особенностям объекта различают имущественные и личные неимущественные отношения. По способу удовлетворения интересов управомоченного лица различают вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения обусловлены нахождением имущества у определенного лица. Обязательственные правоотношения отражают различного рода действия, совершаемые в гражданском обороте, — оказание услуг, поставка и др.
21. Понятие и содержание права собственности
Право собственности Центральное место в системе вещных прав занимает право собственности. В юридическом смысле право собственности есть не что иное, как совокупность правовых норм, регулирующих принадлежность материальных благ определенным лицам.
Право собственности — сложное, комплексное право, включающее в себя совокупность трех самостоятельных правомочий:владения, пользования и распоряжения.
Правомочие владения означает гарантированную законом возможность фактического обладания вещью, возможность хозяйственного господства над ней. Владение может быть законным (титульным) и незаконным (беститульным). В отличие от первого незаконное опирается на законное основание. Беститульное владение, в свою очередь, делится на добросовестное и недобросовестное. Если владелец не знает и не должен знать о незаконности своего владения, он — добросовестный владелец. Действительно, приобретая вещь в комиссионном магазине, покупатель может не знать о том, что она краденая. Владелец недобросовестен, если он знал или должен был знать о незаконности своего владения.
Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации, извлечения из вещи ее полезных свойств, плодов и доходов в процессе ее потребления.
Правомочие распоряжения представляет собой гарантированную законом возможность решения юридической судьбы вещи вплоть до ее полного уничтожения. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим имуществом по своему усмотрению. Однако усмотрение это не должно граничить с произволом.
Право собственности — исключительное право. Собственник вправе исключить противоречащее его интересам влияние как физических, так и юридических лиц.
Объектами права собственности могут быть любые виды имущества: движимого и недвижимого, а также деньги, ценные бумаги.
В силу многообразия объекты права собственности могут подвергаться разграничению по принадлежности. Например, земля и другие природные ресурсы, в отношении которых отсутствуют какиелибо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, считаются объектами государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ); имущество, собственником которого являлось государство и которое на 25 августа 1991 г. фактически находилось во владении, пользовании и распоряжении КПСС и КП РСФСР, относится к объектам государственной собственности (указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. ≪Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР≫).
Формы собственности Форма собственности — это ее вид, определяемый субъектом. Субъектами права собственности могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования.
Круг субъектов и форм собственности определяется ст. 212 ГК РФ. Согласно этой статье в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Если государственная и муниципальная собственность предназначена для обеспечения интересов значительных групп населения, то частная собственность, к субъектам которой относятся граждане и юридические лица, предназначена для удовлетворения исключительно интересов собственников. Право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции РФ). Все собственники равны в отношении принадлежащих им прав, что закрепляется ст. 35 Конституции РФ. Также равноправными в РФ признаны все формы собственности.
Некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной и муниципальной собственности: космические, стратегические объекты, нефте- и газопроводы и др. Могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также особенности владения, пользования и распоряжения им. Например, только субъект государственной или муниципальной собственности приобретает деньги в виде платежей.
Право частной собственности юридических лиц К признакам права частной собственности юридических лиц можно отнести следующее:
1) юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ему имущества;
2) учредители юридических лиц либо имеют (хозяйственные организации и товарищества), либо не имеют (некоммерческие организации) обязательственных прав на имущество;
3) в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями, а также приобретенное и произведенное в процессе предпринимательской деятельности;
4) юридическое лицо вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону (некоммерческие организации ограничены в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поскольку имеют специальную компетенцию).
В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме имущества, которое по закону не может находиться в их собственности. Если имущество может принадлежать юридическому лицу, то его количество и стоимость не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом. Если в собственности юридического лица окажется имущество, которое по закону не может ему принадлежать, то право собственности такого юридического лица подлежит прекращению. Если в собственности юридического лица окажется имущество, ограниченное в обороте, то оно может принадлежать ему только при наличии соответствующего разрешения (лицензии).
В состав имущества юридических лиц помимо вещей включаются также различные права требования обязательственно-правового характера, корпоративные (членские) права, а также исключительные права.
Основания приобретения и прекращения права собственности юридических лиц следующие:
• гражданско-правовые сделки;
• объединение имущества, а также его выделение и разделение;
• создание имущества в процессе производственной деятельности;
• другие разрешенные законом способы приобретения и прекращения права собственности.
Таким образом, право собственности можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником, принадлежащим ему имуществом, в том числе деньгами и ценными бумагами, а также по устранению незаконного вмешательства всех лиц из сферы его хозяйственного господства.
Защита права собственности Отношения собственности — основополагающие для экономики любого государства, поэтому они нуждаются в особой защите и покровительстве со стороны государства.
Российское законодательство закрепляет уголовно-правовую, гражданско-правовую, административно-правовую защиту права собственности. Помимо этого она охраняется нормами земельного, финансового, семейного, экологического и других отраслей права.
Защита интересов собственника в широком смысле этого слова отражена в ст. 13 ГК РФ. Она может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего интересы собственника.
К иным способам защиты относятся:
• признание недействительными сделок, нарушающих интересы собственника;
• возмещение убытков собственника;
• исковая защита.
Глава 20 ГК РФ называет три способа исковой (судебной) защиты права собственности:
• об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск);
• об устранении всяких нарушений права собственности, хотя бы и не связанных с лишением владения (негаторный иск);
• о защите интересов собственника при прекращении его прав законом Российской Федерации.
Виндикационный иск — иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании индивидуальноопределенного имущества из его незаконного владения. Истцом по делу является собственник имущества, который должен доказать, что имущество принадлежит ему на праве собственности.
Негаторный иск направлен на полное обеспечение возможности собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом. Чаще всего этот иск применяется в случае необходимости исключить неправомерно описанное имущество из описи. Арест имущества, т.е. его опись и запрет на распоряжение, применяется для обеспечения исполнения решения суда о возмещении ущерба либо приговора о конфискации имущества. Если же описано имущество, не принадлежащее ответчику или подсудимому, оно должно быть исключено из описи.
В соответствии со ст. 306 ГК РФ в случае принятия закона Российской Федерации, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Понятие и виды сделок
Сделки являются наиболее распространенными основаниями возникновения гражданских равоотношений, посредством которых участники экономического оборота реализуют свою гражданскую правоспособность.
Легальное определение понятия сделки содержится в ст. 153 ГК РФ.
Сделкой признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских пр<