Управление в области юстиции

Юстиция – это сфера общественных отношений, включающая в себя исполнение уголовных наказаний, регистрацию некоммерческих организаций, включая международные и иностранные неправительственные организации, общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, уставов муниципальных образований, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (затрагивают права, свободы и обязанности граждан или устанавливают правовой статус организаций), а также регистрация иных актов, предусмотренных законодательных актов; регистрация деятельности адвокатуры и нотариата; государственная регистрация актов гражданского состояния; обеспечение деятельности судов; обеспечение судебных актов и актов других органов (судебные приставы); государственная судебно экспертная деятельность.

НПА: закон «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с 2008 они регистрируют иностранные и некоммерческие организации), в области регистрации уставов муниципальных образований ФЗ от 21.07.1997 №97 «о государственной регистрации уставов МСУ» (регистрируют территориальные органы), Постановление Правительства, которым утверждены правила подготовки федеральных органов от 13.08.1998 №1009, основы законодательства о нотариате, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», государственная регистрация актов гражданского состояния – ФЗ от 15.11.1997 №143 «Об актах гражданского состояния», ФЗ от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве», ФЗ от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» (приставы условно делятся на приставов-исполнителей и на тех, кто следит за порядков во время судебного заседания), ФЗ от 31.05.2001 № 73-Фз «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»

Система органов. Во главе стоит Минюст РФ – федеральный орган исполнительной власти под непосредственным руководством президента и имеющий в ведение 2 ФС: ФС судебных приставов и ФС исполнения наказаний.

Минюст занимается многочисленной регистрационной деятельностью, руководит деятельностью ФС, выработкой политики во вверенной сфере и нормотворчеством. Основные задачи: обеспечение прав и свобод человека и гражданина; обеспечение деятельности Уполномоченного РФ При Европейском Суде по правам человека (он заместитель министра юстиции по должности); организация деятельности по государственной регистрации; контроль за деятельностью адвокатуры и нотариата, а также органов ЗАГС; проводит экспертизу НПА субъектов РФ на предмет соответствия федеральному законодательству и проводит их регистрацию; координирует работу федеральных органов исполнительной власти при подготовке законопроектов, а также помогает в проектной работе правительству по вопросам своего ведения (например, целесообразность); утверждает формы реестров регистрации всевозможных действий (например, ордер адвокатский); ведет реестр адвокатов субъектов РФ, регистрирует некоммерческие организации (в т.ч. и международные)

Указ президента от 28.07.1998 №904 «о передаче уголовно-исполнительной системы МВД в ведение министерства юстиции». В системе учреждений: следственные изоляторы, предприятия, обеспечивающие функционирование этой системы (работает контингент)

ФС исполнения наказаний (ФСИН)в ведение находятся НИИ, учебные и проектные учреждения. Положение о ФСИН – указом Президента от 13.10.2004 №1314; Положение о ФС судебных приставов (ФССП) – указом Президента от 13.10.2004 №1316: обеспечение установленного порядка судебной деятельности и перечислены все суды, организация принудительного исполнения судебных решений и управление органами ФССП, защищают интересы в делах о банкротстве, участвуют в исполнении решений комиссий по трудовым спорам

Билет 26.

1. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы

1.На ГС по контракту вправе поступать граждане, владеющие гос. языком РФ и достигшие возраста, установленного ФЗ о виде ГС для прохождения ГС данного вида.

1.ФЗ о виде ГС или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2.Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в ФЗ.

3.В соответствии с ФЗ о виде гос. службы контракт может быть:

• на неопределенный срок;

• на определенный срок;

• на срок обучения в образ. учреждении проф. образования и на определенный срок ГС после его окончания.

4.ФЗ о виде ГС определяет предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5.Прохождение ГС включает в себя:

• назначение на должность;

• присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания;

• аттестацию или квалификационный экзамен;

• другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ о видах ГС и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ.

6.Основания прекращения ГС, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются ФЗ о видах ГС.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гр. службу, или гр. служащим о прохождении гр. службы и замещении должности гр. Службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Аттестация гражданских служащих (Статья 48 ФЗ) проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гр. службы.

Аттестации не подлежат гр. служащие, замещающие должности гр. службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

При проведении аттестации учитываются соблюдение гр. служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств.

Гр. служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, проходит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается 1 из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гр. службы;

2) соответствует замещаемой должности гр. службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гр. службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гр. службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гр. службы.

В течение 1 месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гр. служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гр. службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы.

Гр. служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим ФЗ.

2. Государственное управление в области иностранных дел

Основные направления внешнеполитической деятельности РФ – осуществление политических, дипломатических, внешнеэкономических, культурных, информационных, экологических, военных, правовых и иных мер, целью которых является создание наиболее благоприятных условий для перехода страны к демократии, рыночным отношениям.

Национальные интересы в международной сфере – обеспечение суверенитета и территориальной целостности, упрочение позиций РФ, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, повсеместное соблюдение прав и свобод человека.

ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 (устанавливает порядок заключения, выполнения и прекращения этих договоров).

ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 04.01.1999 (регламентирует право субъектов РФ на осуществление указанных связей).

ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 (определяет цели и полномочия органов государственной власти по оказанию государственной поддержки и помощи соотечественникам, оказавшимся после распада СССР за пределами РФ).

Основное содержание деятельности в области иностранных дел:

1) зашита интересов РФ, ее суверенитета, а также граждан в их взаимоотношениях с зарубежными странами;

2) координация деятельности представительств РФ за рубежом и в международных организациях;

3) организация взаимоотношений с дипломатическими представителями других стран;

4) разработка, заключение международных договоров и соглашений и контроль за их выполнением;

5) организация и ведение переговоров с иностранными государствами;

6) постоянное оперативное управление иностранными делами с учетом конкретной обстановки и условий межгосударственных отношений в мире.

Управление Президента по внешней политике – основные задачи: содействие Президенту в определении основных направлений политики государства; участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечение реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства; информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений; обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента; обеспечение взаимодействия Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями.

ФС принимает законы, определяющие содержание внешнеполитической деятельности.

Правительство: 1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ; 2) обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; 3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; 4) отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;

5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Министерство иностранных дел (МИД России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере международных отношений РФ.

Основные задачи МИД:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту;

2) реализация внешнеполитического курса страны в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, отношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) координация международной деятельности органов власти РФ и субъектов РФ в целях соблюдение принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных пав и обязательств;

7) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Посольство РФ – государственный орган внешних сношений, осуществляющий представительство РФ в государстве пребывания (учреждается по решению Правительства).

Положение о посольстве РФ (утверждено Указом Президента от 28.10.1996) (посольство РФ обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в данном государстве представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ).

Консульское учреждение РФ – государственный орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени РФ (открывается по решению Правительства на основании международного договора РФ).

Консульские учреждения подразделяются (генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства) (консульские функции могут выполнять дипломатические представительства, в которых для этих целей могут создаваться консульские отделы).

Основные задачи и функции консульского учреждения:

1) защита в государстве пребывания прав и интересов РФ, ее граждан и юридических лиц;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между РФ и государством пребывания, дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИД и

внесение предложений по развитию отношений РФ с данным государством;

Билет 27

Наши рекомендации