Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие либо бездействие физического либо юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Административное правонарушение имеет много общих черт с преступлением. В ряде случаев существуют даже пограничные составы (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение). Основным критерием разграничения преступления и административного правонарушения является степень общественной опасности. Признаки административного правонарушения те же, что и в других видах правонарушений: виновность, противоправность, наказуемость, антиобщественный характер (вред).
Состав административного правонарушения традиционен:
1.Объект административного правонарушения – общественные отношения, нормальному развитию которых препятствует административное правонарушение. Объектом являются не все общественные отношения, а только те из них, которые охраняются нормами об административной ответственности. По степени обобщения выделяют общий, родовой, видовой и непосредственный объекты. Общий объект – все общественные отношения, охраняемые нормами об административной ответственности. Общий объект един для всех составов административных правонарушений. Родовой объект – группа однородных общественных отношений, охраняемых нормами об административной ответственности (отношения в сфере обеспечения прав граждан, здоровья населения, собственности, охраны окружающей среды, транспорта, дорожного движения, предпринимательской деятельности и др.). Видовой объект – разновидность общественных отношений, входящих в родовой объект. Видовой объект является общим для ряда проступков, например, отношения в области охраны избирательных прав граждан, права на информацию, охраны труда и т.д. Непосредственный объект – конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое соответствующей нормой об административной ответственности. Непосредственные объекты указаны в названиях норм (статей) Особенной части КоАП РФ.
Объект следует отличать от предмета правонарушения. Объект – это всегда общественные отношения, а предмет – конкретная вещь материального мира. Например, в мелком хищении объектом правонарушения будут отношения собственности, предметом правонарушения будет вещь, которую похитил нарушитель.
2.Объективная сторона административного правонарушения – система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения. Признаки объективной стороны: само деяние; наступление общественно-вредных последствий. Различают формальные (достаточно самого факта деяния, которое нарушает какое-либо нормативное положение) и материальные (их обязательной характеристикой является наличие причинной связи между деянием и вредными последствиями административного правонарушения) составы административных правонарушений. К формальным составам можно отнести нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19 КоАП); неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25 КоАП). К материальным – нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.30 КоАП).
Факультативными признаками объективной стороны являются: время – невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП); способ – мелкое хищение путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты…(ст. 7.27 КоАП); средства совершения правонарушения (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст.20.13).
3.Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение и обладающее при этом признаками, указанными в законодательстве. Например, физическое лицо признается субъектом административного правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП) и находилось во вменяемом состоянии (ст. 2.8). Физические лица могут являться гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но им не были предприняты все меры для их соблюдения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП).
Можно говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальные субъекты бывают: общие (применительно к ним законодательство об административной ответственности никаких особенностей не предусматривает) и особенные (специальные) – применительно к ним, исходя из возраста, семейного или должностного положения, состояния здоровья, профессии, наличия специальных навыков, законодательство предусматривает особенности применения мер административной ответственности (см., например, ст. 2.5 КоАП – административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания). К коллективным субъектам относятся юридические лица.
Субъект административной ответственности может освобождаться от наказания в случае совершения малозначительного деяния, содержащего признаки административного правонарушения, в том числе, исходя из наличия у него специальных (особых) признаков (ст. 2.9 КоАП).
4.Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину в форме умысла или неосторожности. В дореволюционной науке считалось (В.М. Гессен), что в отличие от уголовного права, в административном праве вопрос о субъективной стороне, т.е. о виновности лица, существенной роли не играет. Административное наказание теряет смысл возмездия за вину. Оно становится исключительно устрашающей мерой. На современном этапе развития юридической науки идеи В.М. Гессена могут быть использованы применительно к объяснению сущности административной ответственности юридических лиц. В административной ответственности юридических лиц используется термин «объективное вменение».
21. Способы обеспечения дисциплины и законности в деятельности органов исполнительной власти
Режим законности установлен статьей 15 Конституции РФ. Суть его в том, что органы публичной власти, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ; подзаконные акты обязаны соответствовать Конституции РФ и законам, издаваться в рамках компетенции органов публичной власти и должностных лиц, должны иметь установленную форму.
Правовые и организационные методы и формы деятельности органов публичной власти, применяемые для поддержания режима законности, именуются способами обеспечения законности. В юридической науке выделяют три способа обеспечения законности: контроль, надзор, обжалование.
Контроль –это система наблюдения и проверки процесса работы объекта (органа исполнительной власти, должностного лица) с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Классификация контроля:
1.В зависимости от объекта обследуемой деятельности:
· Общий контроль - обследование комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта.
· Специализированный контроль – проверка деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу, например, соблюдение лицензиатом лицензионных требований, или проверка деятельности органа исполнительной власти по работе с обращениями граждан.
2.Контроль в зависимости от стадии осуществления контроля:
· Предварительный контроль. Его цель – профилактика и предупреждение правонарушений, например, экологическая экспертиза.
· Текущий контроль. Его цель – выявление состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности действий, совершаемых объектом контроля. Такой контроль осуществляют, например, органы федерального казначейства.
· Последующий контроль. Его цель – проверка реального исполнения требований законодательства и контролирующих органов.
3.По направленности:
· Внешний контроль. Осуществляется за органами исполнительной власти со стороны других государственных органов (Президента РФ, Счетной палаты, судов).
· Внутренний контроль. Осуществляется самими органами исполнительной власти внутри их системы. Вышестоящие органы контролируют деятельность нижестоящих органов (федеральные министерства контролируют деятельность подведомственных им федеральных служб и агентств). Внутренний контроль также осуществляют специализированные органы исполнительной власти на одном уровне исполнительной вертикали (органы федерального казначейства).
4.По отраслевой принадлежности:
· Межотраслевой контроль. Осуществляется за определенными сферами деятельности несоподчиненных органов и должностных лиц (финансовый контроль).
· Отраслевой контроль. Проводится органами одной отрасли или сферы в отношении соподчиненных органов. Примером может служить контроль, осуществляемый федеральными министерствами за деятельностью подведомственных им федеральных служб и агентств.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц состоит в том, что уполномоченные органы государственной власти выясняют, не допущено ли в деятельности органов исполнительной власти отклонений от законности. Если такие отклонения выявляются, то они подлежат своевременному устранению, а виновные привлекаются к ответственности, как правило, дисциплинарной или материальной.
Общие признаки, характеризующие контроль:
- Между контролирующим и контролируемым обычно существуют отношения подчиненности или подведомственности.
- Объектом контроля являются как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного.
- Контролирующий орган наделен правом самостоятельно отменять или изменять решения, принятые подконтрольным.
- Контролирующий орган вправе принять меры воздействия к подконтрольному.
Особой самостоятельной разновидностью контроля может быть признан президентский контроль. Он может осуществляться как непосредственно Президентом РФ, так и специально уполномоченными им на то государственными органами и должностными лицами (Контрольное управление Администрации Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах). Контрольное управление действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729. Оно вправе проводить проверки исполнения актов Президента. При выявлении нарушения выносится предписание об устранении нарушения. В случае невыполнения предписания в установленный срок, Контрольное управление информирует об этом Президента РФ, который принимает решение о дальнейших действиях. Реальными властными полномочиями Контрольное управление не обладает. Оно имеет статус структурного подразделения Администрации Президента РФ.
Парламентский контрольпроводится в ходе подготовки и принятия законов. Он осуществляется и за исполнением соответствующих статей федеральных законов, в том числе закона о государственном бюджете. В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 77 «О парламентском контроле» парламентский контроль осуществляется в различных формах, например, при рассмотрении Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивании ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, годовых отчетов Центрального Банка РФ; направлении палатами Федерального Собрания РФ парламентских запросов; при проведении парламентских слушаний и расследований. Субъектами парламентского контроля являются, в частности, палаты Федерального Собрания РФ, их комитеты и комиссии; Счетная палата РФ.
Правительственный контроль.Контрольные полномочия Правительства РФ определены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ». В ст. 4 закона установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации. В соответствии со ст. 44 этого закона Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В законе определен и второй субъект правительственного контроля – Аппарат Правительства РФ, в т.ч. его Департамент контроля и проверки выполнения решений, который осуществляет контроль за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» контрольно-надзорными функциями наделены федеральные министерства (осуществляют внутренний контроль за находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами) и федеральные службы (реализуют функции по контролю и надзору в установленной для них сфере деятельности, т.е. осуществляют внешний контроль). Федеральные агентства также в необходимых случаях могут наделяться контрольно-надзорными функциями.
Развитие законодательства об общественном контроле связано и с принятием 21 июля 2014 г. ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», которым определены его цели и задачи, субъекты общественного контроля, их права и обязанности, а также их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон закрепляет формы контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза. Допускаются и иные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными и муниципальными органами (общественные обсуждения, слушания и др.).
Надзор как способ обеспечения законности осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законности. В отличие от контроля, надзор не предполагает оценку целесообразности принятого поднадзорным управленческого решения. Надзорный орган оценивает только законность принятого управленческого решения. Он не имеет право вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность поднадзорного. В этом суть надзора.