Сущность и виды мер административного принуждения
Общими методами осуществления исполнительной власти являются метод убеждения, который признан основным в деятельности органов исполнительной власти, и метод принуждения, который считается вспомогательным. Применение принуждения является не только правом, но и обязанностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административное принуждение является видом государственного принуждения, наряду с уголовным и дисциплинарным. Это также есть способ осуществления функций государственно-управленческой деятельности и метод управления.
Любое принуждение имеет следующие признаки:
1. Представляет собой деятельность специально уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.
2. Направлено на конкретный субъект (физическое или юридическое лицо).
3. Связано с ущемлением прав и свобод человека, поэтому строго регламентируется нормативными правовыми актами.
Административному принуждению присущи все признаки государственного принуждения. Вместе с тем оно имеет ряд специфических признаков, отличающих его от других видов государственного принуждения:
1. Административное принуждение применяется преимущественно в связи с административным правонарушением, но может применяться и в связи с дисциплинарным проступком.
2. Применяется широким кругом государственных органов и должностных лиц (в основном, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия).
3. Оно не сводится только к санкциям за совершение противоправных деяний, т.к. могут применяться и иные меры административного принуждения.
4. Имеет сравнительно упрощенную процессуальную форму (например, процедура привлечения к административной ответственности проще чем процедура привлечения к уголовной ответственности).
Административное принуждение само по себе неоднородно. Оно делится на 4 разновидности. В основу деления положен целевой критерий. Исходя из него, выделяют следующие виды мер административного принуждения: административно-предупредительные, меры административного пресечения, процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, административная ответственность. Данная классификация мер административного принуждения была предложена в начале 60-х годов ХХ века известным советским административистом М.М. Еропкиным. Значительный вклад в разработку теоретических основ административного принуждения внесли Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, А.П. Шергин и другие.
Содержание административного принуждения состоит в причинении физическому или юридическому лицу какого-либо морального, материального или физического ущерба, стеснения или ограничения его имущественных или личных прав.
Административно-предупредительные меры имеют профилактический характер. Для их применения не требуется факта нарушения. Необходимо лишь только наступления условий, предусмотренных нормативно-правовым актом. Выделяют две разновидности предупредительных мер: меры, применяемые для предупреждения правонарушений (досмотр вещей и грузов, административный надзор); меры, применяемые с целью предотвращения возможных нарушений общественной безопасности (карантин при эпидемиях и эпизоотиях, ограничение движения на участках дороги при дорожно-транспортном происшествии).
Меры административного пресечениявыполняют особые правоохранительные функции. Их применение вызывается реальной противоправной ситуацией, когда применение предупредительных мер становится неэффективным. Меры пресечения не предупреждают, а непосредственно прекращают правонарушение или объективно противоправное деяние (деяние с отсутствием того или иного признака состава правонарушения). Меры пресечения не содержат в себе элемента наказания в отношении лица, к которому они применяются. Эти меры, в отличие от административной наказуемости, не требуют наличия вины правонарушителя, как обязательного условия их применения.
Цели применения мер пресечения: прекращение нарушения правовых норм, обеспечение последующего применения иных мер государственного принуждения, устранение вредных последствий правонарушения, восстановление прежнего правомерного состояния.
В качестве мер административного пресечения выступают применение сотрудниками полиции табельного оружия, специальных средств (специальных палок, наручников), физической силы и др. К.С. Бельский подразделяет меры административного пресечения на меры, применяемые непосредственно к гражданину (физическое воздействие, огнестрельное оружие); меры имущественного характера (изъятие и уничтожение органами санитарно-эпидемиологического надзора зараженных продуктов животноводства, изъятие документов); меры технического характера (запрещение эксплуатации автотранспорта, ремонтно-строительных работ); санитарно-медицинские меры (принудительное лечение лиц, запрещение эксплуатации предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния).
К процессуальным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушенииотносятся меры, указанные в главе 27 КоАП РФ. Остановимся на некоторых из них:
1.Доставление нарушителя состоит в фактическом административном задержании и представляет собой кратковременное ограничение свободы и перемещение лица. По своей юридической природе доставление выступает в качестве составной части административного задержания. Предельный срок доставления не установлен. Вместе с тем, оно должно быть осуществлено в предельно короткий срок. Приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389 утверждены Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.
2.Административное задержание - осуществляется уполномоченными органами и их должностными лицами на срок до 3 часов. В случае необходимости установления личности или выяснения обстоятельств некоторых административных правонарушений, например, нарушения таможенных правил, а также совершения нарушения, за которое может быть назначен административный арест, срок задержания может быть до 48 часов. Время административного задержания считается с момента доставления лица. О задержании делается запись в журнале дежурной части органа внутренних дел. О нем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Задержанный имеет право на то, чтобы должностное лицо, осуществившее задержание, уведомило родственников, администрацию по месту работы задержанного. В отношении несовершеннолетнего уведомление обязательно. Правительство РФ приняло два постановления по вопросам административного задержания: от 15.10.2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»; от 16.04.2012 г. № 301 «Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ».
3.Личный досмотр осуществляется лицом одного пола с задержанным в присутствии понятых того же пола. Проведение личного досмотра оформляется протоколом.
4.Отстранение от управления транспортным средством производится в отношении лиц, совершивших некоторые административные правонарушения, например, управление транспортным средством, не имея при себе документов, или с заведомо неисправной тормозной системой, а также если имеются достаточные основания полагать, что гражданин находится в состоянии опьянения.
5.Привод регламентирован Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438.
Помимо перечисленных к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Кодекс относит осмотр помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; досмотр, задержание и арест транспортного средства; изъятие вещей и документов; временный запрет деятельности и другие меры.