Административный договор: юридическая природа, особенности

Административный договор — это один из видов публично-правовых договоров. Он представляет собой основанное на нормах права и добровольном волеизъявлении двух или более субъектов административного права, один из которых всегда выступает субъектом государственной воли, соглашение, которое устанавливает, изменяет и прекращает взаимные права и обязанности его участников.

Административный договор является одним из видов форм государственного управления. Само понятие «договор» предусматривает юридическое равенство сторон общественного отношения, присущее гражданскому праву. В отличие от гражданских правоотношений, административные правоотношения, как правило, являются властеотношениями, то есть стороны характеризуются юридическим неравенством. Вопреки этому, административный договор приобретает все большее значение как форма государственного управления и как источник административного права.

По мнению Ю.А. Тихомирова, для административного договора, как договора публично-правового характерны следующие специфические признаки:

1. Субъектом договора всегда является участник публично-правовых отношений, и прежде всего обладающий властными полномочиями: государство, его органы, должностные лица, органы местного самоуправления, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации.

2. Противоположная сторона в публично-правовом договоре может обладать иным статусом, но в публично-правовой сфере является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т. п.) или выразителем общественных интересов (территориальное, профессиональное и иное самоуправление).

3. Публично-правовой договор имеет особый предмет: вопросы властвования, управления или саморегуляции.

4. Стороны публично-правовых договоров приобретают своеобразные обязательства, которые обеспечиваются специфическими способами: используются меры организационного, правового, экономического, платежно-расчетного характера, могут быть изменены режимы исполнения, установлены особые приоритеты

Классификация административных договоров:

1.По степени сложностиможно выделить

· Ординарные

· Сложные

· Уникальные

2.По предметному критериюможно различать:

· договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);

· договоры в сфере управления государственной собственностью;

· договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);

· контракты с государственными служащими, студентами;

· финансовые и налоговые соглашения;

· договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

· различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

· договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги).

3.По общепринятым критериямадминистративные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсуальные, предварительные и главные и т. д.

4.По содержаниюможно различать чисто организационные соглашения и договоры смешанного типа, в которых организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными.

5.По субъектам административно-правовые договоры могут быть:

· между двумя субъектами;

· между субъектом исполнительной власти и государственными организациями;

· между государственными и негосударственными организациями;

· между субъектами управления и гражданами.

6.По взаимоотношению сторондоговора:

· Договоры субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу.

· Договор субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (так называемые «вертикальные договоры»).

7.По юридическим свойствамв литературе предлагается различать

· Правоустановительные договоры (договоры нормативного характера; договор об обмене информацией) и

· Правоприменительные договоры (договоры как юридические факты: например, договор о поступлении гражданина на государственную службу).

Наши рекомендации