Понятие и функции исполнительной власти
Вопросы к экзамену по административному праву
Понятие и функции исполнительной власти
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
· является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
· выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
· осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
· обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
· обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
· организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
· ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
· носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
· имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2. Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3. Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5. Регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6. Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7. Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Понятие, предмет, метод административного права
Административное право – это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере функционирования исполнительной власти (в широком смысле - органов государственного управления).
Нормы законов.
Нормы подзаконных актов.
4. По масштабу (территории) действия:
Федеральные (общероссийские).
Нормы, установленные субъектом федерации и действующие на его территории.
Муниципальные нормы.
В юридической литературе встречаются и другие классификации норм административного права.
Существуют две основные формы реализации административно-правовых норм:
Исполнение – точное следование участников управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые содержатся в норме. Участниками исполнения могут быть любые субъекты.
Применение – является исключительно прерогативой органов исполнительной власти и их должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Практически применение выражается в издании уполномоченным органом индивидуальных нормативных актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, например, вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
Некоторые авторы выделяют и такие формы, как соблюдение и использование, которые являются разновидностями исполнения.
Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.
Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Право граждан на обращения
Право граждан на обращение (ст. 33 Конституции РФ) – граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращениями понимаются направленные в соответствующие органы письменные предложения, заявления, жалобы, а также устное обращение.
Обращение в форме предложения представляет собой рекомендацию гражданина по совершенствованию законодательства, деятельности государственных органов, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его прав либо прав иных лиц, а также сообщение о недостатках в работе государственных органов либо критика деятельности указанных органов.
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав.
Обращение подлежит обязательному рассмотрению. Оно должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления в государственный орган. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа.
Правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращения. Например, Закон города Москве от 18 июня 1997 г. № 25 «Об обращениях граждан».
Специфическим обращением по поводу нарушения (действительного или мнимого) права граждан (в широком смысле – физического и юридического лица) является жалоба.
Право жалобы классифицируется на общее право жалобы и специальное право жалобы.
Общим правом жалобы обладают все граждане. В общем праве жалобы выделяют административное обжалование (подача жалобы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган власти) и судебное обжалование.
Основные правила подачи административной жалобы закреплены вышеуказанным законом о порядке рассмотрения обращений граждан: круг лиц, имеющих право на подачу такой жалобы не ограничен; срок рассмотрения – 30 дней с момента регистрации жалобы; установлен запрет на рассмотрение анонимных жалоб; также запрещено пересылать на рассмотрение жалобу тому лицу, на которое жалуются, и другие. Преимуществом административного обжалования является сравнительная простота и оперативность принятия решения, но при этом низкая результативность. КоАП РФ в ст. 5.59 устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 18 июля 2012 г. № 19 по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» отметил, что предписания данного федерального закона распространяются и на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и местного самоуправления обращений объединений граждан, в том числе имеющих статус юридического лица, и не препятствует распространению порядка рассмотрения обращений граждан на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций (например, государственные и муниципальные учреждения и организации, осуществляющие социально-культурные или иные функции некоммерческого характера).
Судебный порядок рассмотрения жалобы осложнен процессуальной формой, но при этом обеспечивается сравнительно более высокая эффективность, большая объективность. В суде более четко выдерживаются сроки рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы в суде осуществляется на основе Кодекса административного судопроизводства от 8 марта 2015 г. В суде обжалуются действия и решения, нарушающие права и свободы граждан; действия и решения, которые препятствуют реализации гражданином своих прав и свобод; действия и решения, которыми на гражданина наложена какая-либо обязанность либо он привлечен к ответственности. Обращаться можно в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа или должностного лица. Подача жалобы облагается государственной пошлиной. Сроки обращения в суд: в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его права. В некоторых случаях срок обращения составляет 10 дней, например, при обжаловании действий судебного пристава-исполнителя либо оспаривании решений органов исполнительной власти, связанных с согласованием места и времени проведения публичных мероприятий. Суд выносит решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы в течение одного месяца, а в некоторых случаях – 10 дней. Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Выдача и замена
· производится органами внутренних дел по месту жительства граждан;
· гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Основания замены паспорта:
- достижение гражданином сначала 20-летнего, а затем 45-летнего возраста;
- изменение гражданином фамилии, имени, отчества, места рождения;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Регистрация регламентируется Законом РФ от 1 октября 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также правилами регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ в 1995 г. Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 утвержден Административный регламент предоставления ФМС услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации. В Москве Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 859 утверждены Правила регистрации граждан и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве.
Предусматривается два вида регистрации: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Регистрация является обязанностью гражданина. Цели регистрации: обеспечение необходимых условий для реализации прав и свобод граждан; обеспечение исполнения гражданином обязанностей перед государством, обществом и другими гражданами.
Местом жительства гражданина признается место, где он проживает постоянно или преимущественно (жилое помещение на праве собственности либо по договору найма, общежитие). Местом пребывания признается место, где гражданин находится временно (гостиница, санаторий и т.п.).
Регистрация по месту жительства устанавливается бессрочно, а по месту пребывания предельным сроком также не ограничивается (первоначально Постановление Правительства РФ определяло ее в 6 месяцев). Гражданин должен регистрироваться временно по месту пребывания в случае, если он находится на территории свыше 90 дней. В случае изменения места жительства гражданин обязан зарегистрироваться по новому месту жительства в 7-дневный срок. Важное решение для либерализации режима регистрации сыграло Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 Г. № 4-П, в котором суд установил, что срок нахождения в том ли ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином.
Органами регистрационного учета являются миграционные органы и органы местного самоуправления.
В случаях, специально установленных законом, право на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено и, следовательно, режим регистрации перестает быть уведомительным и становится разрешительным. Например, в пограничной полосе, в закрытых административно-территориальных образованиях (Арзамас-17, Челябинск-70 и др.), в зонах экологических бедствий, на территориях с особыми условиями проживания и ведения хозяйственной деятельности (например, карантин).
Режим регистрации обеспечивается органами внутренних дел. Ответственность за его нарушение установлена ст. 19.15 КоАП РФ.
Вопросы к экзамену по административному праву
Понятие и функции исполнительной власти
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
· является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
· выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
· осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
· обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
· обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
· организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
· ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
· носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
· имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2. Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3. Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5. Регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6. Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7. Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.