Вопрос 32. Юридическая ответственность: основания и обстоятельства

Юридическая ответственности – это есть обязанность (необходимость) лица подверг­нуться мерам государственного принуждения за совершенное право­нарушение.

Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.Основания юридической ответственности делятся на две группы: · фактические · юридические. Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения.Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

Юридическими основаниями являются: · наличие нормы права, которая нарушается данным деянием(соответствует такому признаку правонарушения как противоправность); · наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение(соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость); · отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности.

Существуют основания, при наличии которых, лицо, совершившее правонарушение, освобождается от юридической ответственности:

1. Необходимая оборона. Противоправное нанесение вреда другому лицу, ради пресечения правонарушения совершаемого этим лицом, - при этом не должны быть превышены пределы необходимой обороны.

2. Крайняя необходимость - причинение меньшего вреда ради предотвращения большего вреда.

3. Исполнение служебного долга.

4. Исполнение приказа, при условии, что это законный приказ.

3)причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

4)исполнение приказа или распоряжения; обоснованный риск;

5)физическое или психическое принуждение;

6)случай;

непреодолимая сила;

Невменяемость.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Исполнение приказа или распоряжения. Под приказом и распоряжением следует понимать исходящее от соответствующего органа или наделенного определенными полномочиями лица правовое требование о совершении либо не совершении определенных деяний лицом или группой лиц. Обоснованный риск. Не является преступным причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.Риск основывается на практическом опыте, знаниях, расчетах, которые впоследствии приведут к положительному результату; достижение поставленной задачи не может быть достигнуто иными методами; лицо должно предпринять все необходимые меры для предотвращения причинения вреда защищаемым интересам; вред причиняется действиями, направленными на достижение общественно полезной цели.




Вопрос 33 НПА.

1). Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм(или изменение существующих или их отмену).

Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна и для России и большинства стран Европы.

Для НПА характерны следующие признаки:
1) исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) особый порядок их принятия;
3) писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность (основанная на различной юридической силе актов);
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченныегосударством на этот вид деятельности.

Все нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.
Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера.

Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы:

I. законы

II. подзаконные акты

I. Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.

В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог). Закон используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений.

Т.к. Закон обладает высшей юридической силой ему присущи следующие черты:
1) это акт законодательных органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);
2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;
3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса; и
4) обладает верховенством в правовой системегосударства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен.

Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими.

Обыкновенные законы различаются по отраслям:

кодифицированные законы - кодексы (1 гражданский, 2 уголовный, 3 гражданский процессуальный, 4 уголовно-процессуальный и т.д.).

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.
Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

II. К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти.

Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применять

Наши рекомендации