Структура механизма правового регулирования.
Некоторые ученые выделяют в механизме правового регул рования два полярных элемента:
а) нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания;
б) способы реализации, которые проявляются в фактическсом поведении людей, совершении действий или в воздержании действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма. Между этими двумя элементами существуют промежуточно звенья - юридические факты и правоотношения. Включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов.
Стадии механизма правового регулирования.
Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники.Наибольшее значение в нормативной основе придается таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.
Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоотношения. В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обязанных.
Третья стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений.
Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт.
Вопрос. Норма права.
Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Норме права присущи следующие особенности:
1) она носит общий характер, т.е. отличается нормативностью;
2) содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;
3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресуется не конкретному лицу или распространяется не на конкретный случай жизни; а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров и
4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;
5) облекается в письменную, документальную форму;
6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до применения государственного принуждения;
8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права одновременно возлагает на него соответствующие обязанности;
9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.
К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);
4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права)(в регулятивных нормах гражданских,тудовых,в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);
5)микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза,диспозиция и санкция). Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы,содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.
Структура правовой нормы. Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы.
Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она действует, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно выделяются следующие элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: Гипотеза-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва)(время,место,субьективный состав),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Диспозиция содержит правило поведения(либо требование,запрет), права и обязанности субъектов правового общения, определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция-это основная часть правовой нормы составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не существует.
Санкция-это элемент структуры правовой нормы.Санкция называет те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителей нормы права. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, защиты, а также восстановительные и компенсационные меры, например административное задержание, привод, отмена административного акта, снос самовольно возведенного объекта, взыскание алиментов на содержание детей, возмещение материального или морального вреда, восстановление на прежнем месте работы незаконно уволенного работника. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Законодатель использует следующиеспособы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1)прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2)отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3)бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.);общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются наконституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулированияна: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регионе (содержащиеся в законах) и временные(содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).