Средства повышения правовой активности граждан и их законных объединении .
Правовая активность личности - интенсивная деятельность личности в сфере права, включающая в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Особую ценность несет в себе правовая активность позитивной направленности, т.к. выражается в сознательной, инициативной, правомерной деятельности субъектов права, направленной на эффективное использование предоставленных прав, четкое исполнение обязанностей, реализацию охраняемых законом государственных, общественных или личных интересов.
Правовая активность личности в условиях построения современного правового государства имеет ряд факторов своего развития (формирования). Ими выступают: характер государственной власти, проводимая социальная, правовая, политическая, экономическая политика, развитие демократии и т.п. При этом важное место в системе формирования активной правовой личности отводиться правовому воспитанию. Как отмечает М.Н. Марченко, «само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересовано в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности и правопорядка» Нерсесянца. В.С. «Проблемы общей теории права и государства», - М.: НОРМА. - 2002. -с.204. В современных условиях в российском обществе необходимо побороть массовость правового нигилизма, правового идеализма, воспитывая уважительное отношение к праву, сознание и чувство ответственности, непримиримость к негативным явлениям правовой жизни общества. Эти негативные проявления необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по их искоренению являются активные меры по правовому воспитанию граждан, формирующие впоследствии у них правовую активность.
Воспитание, как способ формирования правовой личности
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие на сознание личности, систему ее жизненных позиций, установок и ценностных ориентаций.
Исследование роли правового воспитания в формировании у личности позитивной правовой активности предполагает рассмотрение таких вопросов, как: субъекты и объекты правовоспитательной деятельности, комплексный характер способов воздействия, основные звенья данного процесса и др.
Первостепенным здесь является то, что правовое воспитание значительно по объему и многогранно по содержанию. Оно не является исключительной компетенцией специальных учреждений, а осуществляется множеством государственных и общественных организаций, трудовыми коллективами, учебными заведениями и пр. Субъекты, осуществляющие правовоспитательную работу, должны стремиться к преобразованию политико-правовых идей и требований закона в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Как указывает Е.М. Пеньков, «личности мало знать норму, она должна ее ассимилировать, сделать своей» Пеньков Е.М.«Социальные нормы - регуляторы поведения личности»,-М.: 1972г. с. 144. Поэтому доведение знания норм до уровня их понимания - одно из условий повышения роли права в мотивации поступков людей их правовой активности. На этой основе необходимо привить гражданам потребность реализовывать правовые знания, особенно при защите нарушенных личных прав и свобод и убеждения в правомерном, социально-активном поведении в сфере управления государством, в области улучшения социально-правовой жизни общества путем борьбы с негативными явлениями.
Формирование правовой активности путем правовоспитательной деятельности - значит воспитывать человека в духе инициативы, сознательного, творческого отношения к порученному делу, вырабатывать стремление к неукоснительному соблюдению норм права, нравственности и морали.
В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих правовых действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению Марченко М.Н. «Теория государства и права»,-М.: «Зерцало», 2004г. - с.26. В этой связи формируются интересы - важный компонент социально-психологической регуляции правовой активности. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей, что является крайне важным в условиях формирования гражданского общества в российском государстве.
В то же время, следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется одним из наиболее эффективных для формирования правосознания и правовой активности. В процессе самовоспитания у граждан формируется глубокое уважение к праву, необходимость строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, потребность активного участия в социально-правовой сфере, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.
Кроме того, правовое воспитание должно быть направлено на выработку у человека активной жизненной позиции, являющейся важнейшим условием активизации социально-правовой деятельности личности. В ее основе, по мнению специалистов, лежит «высокая сознательность и убежденность именно в такой позиции, а не в иной» Затонский В.А. «Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект», - Саратов: 2005г. - с.180-181.
Особенность правовоспитательного процесса заключается в том, что он осуществляется как путем использования общих воспитательных форм, к примеру, применение метода убеждения, являющегося одним из основных средств воздействия на личность, принуждение, поощрение и пр. Так и специфических правовых средств и методов доведения до сведения граждан, установленных государством правовых предписаний, дозволений, запретов (правовая пропаганда, систематические лекции, беседы и т. д.).
Особое место здесь занимает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин. Государственные органы, органы субъектов, должностные лица, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения и организации. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий, советский период (вспомним, что в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого находились подобные вопросы).
В настоящее время практически не ведется последовательная, планомерная, комплексная пропаганда действующего законодательства, а это особенно важно с учетом её нестабильности. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных правовых знаниях. Средствами массовой информации некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции, что недопустимо в правовом государстве. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «в стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности».
Выборочные исследования показывают, что примерно более 55% взрослого населения не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это ослабевает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социально-правовой сфере и в процессе их деятельности. Кроме того, правовая непросвещенность отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными, гражданскими и иными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности, в том числе происходит снижение позитивной правовой активности граждан и возрастание негативной.
Исходя из задач улучшения правовоспитательной работы, актуальным является обоснование и обеспечение комплексного и системного подхода к правовому воспитанию как способу оптимизации данного процесса. «Конечная цель воспитания, - справедливо замечает Л.С. Мамут, - превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, судопроизводства, правовой системы и т.д. еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере» Мамут Л.С. «Народ в правовом государстве», - М.: Норма, 1999г. - с.136. Стоит согласиться с данным утверждением, так как знания не всегда свидетельствуют о высоком уровне правового сознания. Нередко можно встретить людей достаточно осведомленных в вопросах права, но далеких от исполнения их требований в реальной жизни. Гражданин может знать и понимать ту или иную правовую информацию, но не руководствоваться ей в своей деятельности.
Поэтому необходимо отказаться от установки только просветительской деятельности, а все усилия направить на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание на его уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции.
При этом, осуществляя правовое воспитание в духе инициативы, творческого отношения к порученному делу, развитию стремления к неукоснительному следованию нормам права и нравственности формирует активную жизненную позицию и на этой основе - правовую активность.
Тщательно продуманная и эффективная система правового воспитания, основанная на принципах научности, плановости, системности, комплексности, последовательности и дифференцированности повысит правовую культуру нашего общества, и будет способствовать формированию активной правовой личности.
Таким образом, можно сделать вывод, основным средством в формировании правовой активности являются правовое воспитание, с помощью которой личность находиться в постоянной внутренней готовности к сознательной, активной и инициативной деятельности по укреплению законности и правопорядка в обществе, без чего невозможно укрепление современного правового государства.
Тема 21