Вопрос 1. Понятие, сущность, признаки и виды конституций
ЛЕКЦИЯ (тема 2.1)
Понятие, сущность и значение конституции.
Виды и формы конституции.
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала с применением ИТСО (мультимедийный комплекс)
Цель занятия: сформировать у курсантов (слушателей) представление о сущности и основных политико-правовых свойствах основного закона – Конституции РФ.
Учебные вопросы:
1. Понятие, признаки, сущность и виды конституций.
2. Основные этапы конституционного развития России.
3. Конституция РФ: свойства, функции, структура.
4. Порядок принятия, изменения и вступления в силу Конституции РФ.
5.Актуальные проблемы реализации Конституции РФ.
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай М., 2007.
2. Конституция Российской Федерации 1993г.
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 июня 1993 г. «О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации[1]. 1993. № 24.
4. Указ Президента РФ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации[2]. 1993. № 20.
5. Указ Президента РФ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 21.
6. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 21.
Дополнительная литература
1. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм. / Н.А. Боброва. М., 2003.
2. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? /Л.Б. Ескина // Правоведение. 2001. № 2.
3. Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий / В.Т. Кабышев. // Правоведение. 2001. № 4
4. Конституция России: история принятия // Законодательство и экономика. 2003. № 12.
5. Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие общества / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2004.
6. Корнев В.Н. Проблемы конституционализма в русском либеральном государствоведении начала ХХ века. / В.Н. Корнев // Правоведение. 2001. № 3.
7. Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: учебное пособие / Ю.К. Краснов. М., 2002.
8. Лукьянова Е.А. Значение конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права / Е.А. Лукьянова // Государство и право. 2001. № 4.
9. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций. Гл. 2, 3, 6 / А.Н. Медушевский. М., 2002.
10. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции. / Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. № 5.
11. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 42.
12. Распоряжение Президента РФ «Об образовании Государственной палаты Конституционного совещания» // САПП РФ. 1993. № 42.
13. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004.
14. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). Гл. 1, 2 / А. Шайо. М., 2001.
Введение
В любом демократическом государстве либо в государстве, стремящемся стать таковым, конституция (основной закон) играет особую, не только юридическую или политическую, но и воспитательную роль. История большинства государств, имеющих Конституцию в качестве «закона № 1» свидетельствует о сложности и противоречивости процесса борьбы общества за Конституцию. Отечественный конституционный опыт, особенно события сопровождавшие появление первой «социалистической» 1918 г. и первой «капиталистической» конституций 1993 г. может служить неплохим сюжетом для серьезного художественного произведения.
Уже более десяти лет граждане России живут и трудятся при Конституции, принятой в 1993 г. Сегодня все реже и реже вспоминают события, предшествовавшие референдуму 1993 г., редко задумываются о роли и значении Конституции РФ, проблемах ее реализации.
Считаем, что будущий представитель юридической профессии должен знать основные юридические параметры и свойства документа, находящегося в основании «пирамиды» отечественного законодательства, тем более, что отдельные нормы и положения Конституции РФ находят воплощение в нормах ведущих отраслей российского права (административное право, уголовное право, гражданское право, финансовое право и др.).
ЛЕКЦИЯ (тема 2.1)
Понятие, сущность и значение конституции.
Виды и формы конституции.
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала с применением ИТСО (мультимедийный комплекс)
Цель занятия: сформировать у курсантов (слушателей) представление о сущности и основных политико-правовых свойствах основного закона – Конституции РФ.
Учебные вопросы:
1. Понятие, признаки, сущность и виды конституций.
2. Основные этапы конституционного развития России.
3. Конституция РФ: свойства, функции, структура.
4. Порядок принятия, изменения и вступления в силу Конституции РФ.
5.Актуальные проблемы реализации Конституции РФ.
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай М., 2007.
2. Конституция Российской Федерации 1993г.
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 июня 1993 г. «О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации[1]. 1993. № 24.
4. Указ Президента РФ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации[2]. 1993. № 20.
5. Указ Президента РФ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 21.
6. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 21.
Дополнительная литература
1. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм. / Н.А. Боброва. М., 2003.
2. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? /Л.Б. Ескина // Правоведение. 2001. № 2.
3. Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий / В.Т. Кабышев. // Правоведение. 2001. № 4
4. Конституция России: история принятия // Законодательство и экономика. 2003. № 12.
5. Конституция Российской Федерации: стабильность и развитие общества / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2004.
6. Корнев В.Н. Проблемы конституционализма в русском либеральном государствоведении начала ХХ века. / В.Н. Корнев // Правоведение. 2001. № 3.
7. Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: учебное пособие / Ю.К. Краснов. М., 2002.
8. Лукьянова Е.А. Значение конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права / Е.А. Лукьянова // Государство и право. 2001. № 4.
9. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций. Гл. 2, 3, 6 / А.Н. Медушевский. М., 2002.
10. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции. / Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. № 5.
11. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 42.
12. Распоряжение Президента РФ «Об образовании Государственной палаты Конституционного совещания» // САПП РФ. 1993. № 42.
13. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004.
14. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). Гл. 1, 2 / А. Шайо. М., 2001.
Введение
В любом демократическом государстве либо в государстве, стремящемся стать таковым, конституция (основной закон) играет особую, не только юридическую или политическую, но и воспитательную роль. История большинства государств, имеющих Конституцию в качестве «закона № 1» свидетельствует о сложности и противоречивости процесса борьбы общества за Конституцию. Отечественный конституционный опыт, особенно события сопровождавшие появление первой «социалистической» 1918 г. и первой «капиталистической» конституций 1993 г. может служить неплохим сюжетом для серьезного художественного произведения.
Уже более десяти лет граждане России живут и трудятся при Конституции, принятой в 1993 г. Сегодня все реже и реже вспоминают события, предшествовавшие референдуму 1993 г., редко задумываются о роли и значении Конституции РФ, проблемах ее реализации.
Считаем, что будущий представитель юридической профессии должен знать основные юридические параметры и свойства документа, находящегося в основании «пирамиды» отечественного законодательства, тем более, что отдельные нормы и положения Конституции РФ находят воплощение в нормах ведущих отраслей российского права (административное право, уголовное право, гражданское право, финансовое право и др.).
Вопрос 1. Понятие, сущность, признаки и виды конституций
Термин «конституция» (от латинского соnstitutio - устанавливаю, учреждаю) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различных указов императоров наряду с эдиктами, декретами и др. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором закреплялось бы его устройство, хотя сам термин иногда употреблялся (крестоносцы, захватившие территории на Ближнем Востоке, провозгласили свои «конституции»)
Первые конституции в политико-юридическом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии. Однако задолго до этого, своеобразная неписаная конституция появилась в Великобритании, состоявшая из разнородных частей: статутов, судебных прецедентов, неписаных конституционных обычаев и правовых доктрин[3].
Вследствие указанного своеобразия британской конституции, сохранившегося и по сей день, первой писаной конституцией государства считают Конституцию США, принятую филадельфийским конвентом (учредительное собрание в г. Филадельфия) в 1787 г. Пример США оказался «заразительным» и уже в 1791 г. были приняты конституции во Франции и Польше. С тех пор в Европе, а затем в Латинской Америке, в Азии (сначала в Японии в 1889 г.), в Африке и Океании были приняты конституции. В мире утвердилась доктрина конституционализма[4]. Первые создатели конституций заимствовали данный термин не из актов Древнего Рима, а из сочинений английских, французских и американских просветителей-демократов. Следует иметь в виду, что не во всех странах для обозначения основного закона используется термин «конституция». Наряду с ним, используются и другие: «политическая конституция» – Колумбия, Венесуэла (слово «политическая» отличает этот акт, например, от различных уставов, именуемых в некоторых латиноамериканских государствах «constitution»); «Конституционный закон» - Австрия; «Основной закон» - ФРГ и др.
В России используется термин «конституция», хотя если рассматривать уровень субъектов Федерации, то картина значительно меняется. Республики РФ имеют в качестве основного закона Конституции (за исключением Калмыкии - Степное Уложение), в остальных субъектах действуют уставы, по сути, те же конституции.
В современном конституционном праве под конституцией понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и функционирования системы государственных и муниципальных органов.
Сущность любой конституции состоит в том, что она есть отражение, «юридическая фотография» соотношения социально-политических сил, существующего на момент ее создания и принятия. Конституция – это запись итогов борьбы, так довольно метко подметил эту закономерность В.И. Ленин. Мировая практика свидетельствует о том, что кардинальные изменения конституционных текстов – явления чрезвычайные, обычно они связаны с принципиальными изменениями социально-политического строя, то есть – с революциями. Например, США, которые во многих смыслах являются для политического мира «конституционным образцом», Конституцию не меняли никогда[5].
Конституции свойственны признаки, отличающие ее от иных законодательных актов, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.
1. Верховенство (высшая юридическая сила) Конституции. Основным юридическим свойством Конституции РФ является ееверховенство в системе законодательных актов государства. Верховенство определяет все другие юридические свойства основного закона. Это свойство конституировано в самом тексте Основного Закона. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Лишь в некоторых странах (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Иран и др.) Коран ставится выше конституции, а Ливии заменяет ее.
2. Конституция – документ прямого действия на всей территории Российской Федерации. В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством являетсяпрямое действиеКонституциина всей территории Российской Федерации. Принятие и изменение Конституции РФ, контроль за ее реализацией находятся в ведении Российской Федерации, то есть относятся к ее исключительной компетенции (ст. 71). К предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится обеспечение соответствия конституций республик Конституции Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в Конституции действуют непосредственно в том юридическом «виде», в котором они закреплены в тексте основного закона. Другими словами, конституционной норме не нужен посредник для того, что бы она была реализована ее адресатом. Кроме того, конституционные нормы действуют везде, на всей территории Российской Федерации без каких либо изъятий. Государство обеспечивает единство правового, особенно конституционного пространства в стране. Яркий пример – Чеченская Республика, пытавшаяся в начале 90-х гг. провозгласить свою территорию суверенным государством. Сегодня, ценой огромных усилий и потерь Чечня возвращена в конституционное «поле» России.
3. Конституция – фундамент системы национального законодательства. Особая важность Конституции состоит в том, что она является «несущим каркасом» пирамиды права. Если этот каркас ослаблен или хотя бы на время сломан – вся система повисает в воздухе и затем превращается в аморфную, недееспособную, противоречивую правовую «кашу», - именно так выразил это свойство в одном из своих выступлений Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин[6]. Принятие новой Конституции либо изменение действующей влечет за собой значительную переработку всех отраслей законодательства. Вместе с тем анализ процесса конституционной практики показывает, что соотношение между Конституцией и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию основного закона. Существует и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции. Например, нормы экологического характера были включены в текст Конституции РФ во многом благодаря развитию природоохранительной науки и экологического законодательства.
4. Особый порядок принятия или изменения. Важным юридическим свойством Конституции являетсяособый порядок ее принятия или изменения.Этот порядок установлен в гл.9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Большинство государств, закрепляя подобный, усложненный порядок, тем самым стремятся сохранить политическую стабильность в стране. Вполне очевидно, что отсутствие препятствий для внесения поправок в текст основного закона может служить соблазном для ее постоянного «улучшения», что в свою очередь приводит к нестабильности правовой, политической и экономической систем общества.
5. Конституция – документ, обеспечиваемый особой (повышенной) правовой охраной. Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается посредством конституционного контроля. Как уже отмечалось, согласно ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению Российской Федерации, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и входящих в ее состав республик.
Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежитПрезиденту Российской Федерации, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию является элементом присяги Президента.
Особую роль в реализации правовой охраны конституции осуществляет Конституционный Суд РФ – высший орган конституционного контроля[7]. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов; дает толкование Конституции РФ. Акты или отдельные положения, признанные этим органом власти неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.
Обычно различают:
1. По форме- писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимают единый текст основного закона, в котором кодифицированы нормы, закрепляющие важнейшие государственно-правовые институты. Неписаная конституция включает в себя несколько законов, конституционных обычаев, традиций (примером такой конституции служит Конституция Великобритании, включающая в себя: законы (статуты) – Великую хартию вольностей 1215 г., Акт о соединении с Шотландией 1706 г., Акт о парламенте 1911 г., Закон о министрах Короны 1937 г., Акт о народном представительстве 1983 г., и др.; судебные прецеденты (общее право); конституционные обычаи (конституционные соглашения)[8]. В последнее время все чаще говорят о целесообразности выделения кодифицированных (консолидированных), некодифицированных (неконсолидированных) и смешанных (комбинированных) конституций[9].
2. По временидействия- временные и постоянные конституции, то есть имеющие ограниченный и неограниченный срок действия. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории были случаи принятия конституций на определенный срок. Зачастую временный характер конституций обусловлен нестабильностью политической ситуации в стране, неустойчивостью в соотношении политических сил в обществе.
3. В зависимости отспособа принятия или изменения- гибкие (то есть изменяемые в обычном законодательном порядке) и жёсткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры).
4. Поформе правления, определяемой самой конституцией, - монархические и республиканские.
5. В зависимости отформы государственного устройства- федеративные, унитарные и конфедеративные конституции.
6. По закрепленномуполитическому режиму - демократические, авторитарные и тоталитарные конституции.
Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные, коренные общественные отношения при этом регулирует их «в принципе». Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.
Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства конституции как основного закона государства.
Основными принципами Конституции Российской Федерации 1993 года являются следующие:
1.Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что Конституция РФ (ст. 3) устанавливает принадлежность всей полноты власти в государстве народу. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ».
2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством (ст. 1) предполагает и закрепление принципа законности, суть которого состоит в строгом, неукоснительном, единообразном соблюдении требований законодательства. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 КонституцииРФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.
3. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Рассматривая содержание указанного принципа, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.
4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет закрепление в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в преамбуле Конституции РФ, ст. 4, устанавливающей, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции РФ распространяются на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствует и положение ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства; ст. 67 - единство территории; ст. 68, устанавливающей русский язык в качестве единого, государственного языка и т.п.
6. Равноправие и самоопределение народов.Принцип государственного единства гармонично сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в преамбуле Конституции РФ, в ст. 5, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст. 73, закрепляющей, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.
7. Разделение властей. Этот принцип является новым в российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10, 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
8. Идеологическое многообразие и многопартийность. В связи с коренными преобразованиями общественной жизни, Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ «никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом». Следует отметить, что не все ученые разделяют мнение о необходимости сохранения конституционного запрета на идеологию. Так, например, профессор В.К. Бабаев считает, что идеология существует во всяком обществе, где есть государство, и никакие законодательные ограничения и запреты этого порядка вряд ли изменят. Если таковые и имеются, то только вводят общество в заблуждение, причиняя ему и государству вред[10]. Вполне очевидно, что сообщение той или иной идеологии (ценностно-ориентационной системе) нормативного характера – довольно опасная затея. Нельзя заставить верить. Но почему же власть не может иметь государственной (национальной) идеологии? В этом случае следует разграничивать понятия «обязательный» и «государственный».
Отмеченные принципы, в силу верховенства самой Конституции, являются основополагающими принципами для всех отраслей права.