Глава государства в зарубежных странах: правовой статус и полномочия.
Под главой государства принято понимать должностное лицо или орган, занимающий высшее место в иерархии (системе) органов государственной власти и осуществляющий верховное представительство внутри страны и в отношениях с другими государствами.
В соответствии с конституциями в одних странах глава государсва не входит ни в одну ветвь власти и выступает как самостоятельная властная структура, в других — входит и законодательную и в исполнительную власть, в третьих — только в исполнительную ветвь власти. Во многих конституциях статус главы государства закрепляется как гаранта национального единства, обеспечивающего преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. Статус главы государства непосредственно связан с формой правления. В парламентарных республиках глава государь не принимает непосредственного участия в управлении делами государства, в президентских — он является одновременно главой исполнительной власти и осуществляет руководство государственными делами. В современных странах главой государства в основном является выборный Президент или наследственный монарх, редко встречается коллективный глава государства.
Во многих странах единоличным главой государства является монарх, унаследующий свою должность (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).
В ряде стран (например, Саудовская Аравия) монарх назначается своей семьей — правящей династией; в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах — выборный монарх; в бывших британских доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др;) главой государства признается британский монарх.
В большинстве зарубежных стран главой государства является выборный Президент (США, Франция, ФРГ, Италия, Португалия, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Индия и др.). В одних странах он избирается народом, в других - Парламентом, в третьих — коллегией выборщиков.
Монарх чаще всего определяется как суверен, верховный представитель, верховный носитель государной власти.
По его уполномочию действует Правительство; от его имени издаются законы, выносятся судебные становления; основные сферы государственной деятельности относятся к прерогативе монарха.
В дуалистических монархиях монарх занимает центральное место в системе органов государственной власти. Монарх назначает и смещает Правительство (в некоторых странах предусматривается формальная ответственность Правительства перед Парламентом); контролирует формирование и деятельность Парламента, вправе назначать часть членов Парламента; пользуется правом досрочного роспуска Парламента (Палаты); обладает правом вето на законы, принятые Парламентом; является руководителем вооруженных сил; назначает на высшие гражданские и иные должности, в том числе судей; реально осуществляет руководство и управление страной.
В парламентарных монархиях такими правами монарх не обладает, его полномочия конституционно ограничены, хотя во многих странах монарх наделен важными прерогативами, которые фактически осуществляются другими государственными органами, прежде всего исполнительной властью. Монарх же, обладая значительным влиянием, участвует в выработке, и принятии государственных решений. В некоторых странах имеются случаи прямого вмешательства монарха в процесс формирования Правительства и определение целей его политики.
Монарх не несет парламентской ответственности. Он пользуется особыми льготами и привилегиями, в их числе право на титул, особые регалии и знаки верховной власти; неподсудность по уголовным и гражданским делам, т. е. обладает неприкосновенностью; освобождение от налогообложения; содержание монарха и его двора оплачивается за счет государственного бюджета — принимаемый форме закона "Цивильный лист".
В большинстве стран независимо от формы правления глава государства обладает значительными полномочиями,которые устанавливаются, как правило, в Конституции.
.Полномочия главы государства можно подразделить на несколько сфер.
Отношение главы государстпва с органами государственой власти (Парламентом, Правительством, судами).
Глава государства:
— вправе созывать сессии Парламента;
— обладает правом законодательной инициативы, подписывает и опубликовывает законы, имеет право отлагательного (редко — абсолютного) вето;
— вправе обращаться в органы конституционного контроля (суд, комитет и т. д.) для проверки конституционности принятого закона;
— участвует в формировании Правительства и решении вопроса о его отставке;
— участвует в формировании органов судебной власти — выступает арбитром в спорах между различными органами государственной власти.
В сфере гражданско-правовых отношений на главу государства возлагаются:
— решение вопросов гражданства, в том числе: приобретения, восстановления, прекращения;
— предоставление политического убежища иностранным гражданам;
— помилование осужденных;
— награждение государственными наградами.
В сфере обороны и безопасности глава государства — является верховным главнокомандующим;
— принимает срочные меры по обеспечению безопасности страны.
В области международных отношений и внешней политики глава государства:
— заключает международные договоры, в ряде случаев обладает правом ратифицировать и денонсировать — принимает вверительные и отзывные грамоты дипломатических представителей;
— аккредитирует и отзывает своих дипломатичских представителей в иностранных государствах и международных организациях.
Некоторые особенности полномочий главы гocyдарства и их реализации связаны с существующей в стране формой правления.
В ряде парламентарных республик конституции наделяют Президента значительными самостоятельными, называемыми дискреционными, полномочиями (Чехия, Греция). Например, Президент Чешской Республики, будучи главой государства, назначает и отзывает председателя и членов Правительства, принимает их отставку, вправе участвовать в заседаниях Правительства;назначает выборы в палаты Парламента; созывает сесию Палаты депутатов, вправе распустить ее; подписывает законы, имеет право. возвращать их Парламенту, вправе участвовать в заседаниях палат и их комитетов и комиссий; назначает судей Конституционного суда; осуществляет помилование, вправе осуществлять амнистию; представляет государство в международных отношениях, заключает и ратифицирует международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей; является верховным главнокомандующим, присваивает генеральские звания; осуществляет награждения. При этом решения Президента по вопросам внешней политики и обороны, назначения судей, осуществления амнистии, награждения должны быть контрасигнованы Председателем либо уполномоченным членом Правительства (ст. б2 — б4 Конституции Чехии). Более жесткое ограничение полномочий Президента редусматривает Конституция Италии, статья 89 которой устанавливает, что никакой акт Президента не действителен, если он не контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.
В парламентарных монархиях - конституции; закрепляют круг полномочий главы государства, также содержат положение, согласно которому ни один акт короля не может иметь силы, если не контрасигнован министром (ст. 64 Конституции Бельгии).
В традиционно монархических странах (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия) монарх осуществляет свои полномочия по предписаниям Правительства или его председателя. В новых монархических странах (Швеция, Япония) каких-либо существенных полномочий монарха конституции не устанавливают, а сам монарх определяется как символ нации, национального единства.
В президентских республиках основной характерной чертой Президента как главы государства является осуществление им также руководства исполнительной властью. Например, Конституция США (статья 11 раздел 1) устанавливает, что исполнительная власть осуществляется Президентом США, и конкретно определяет его полномочия.
При смешанной форме правления (полупрезидентской республике) полномочия главы государства закрепляются в конституциях неоднозначно. В одних республиках они практически не отличаются от полномочий главы государства при парламентарных формах правления в некоторых такие полномочия являются достаточно существенными.
Например, Конституция Франции в статье 5 yстанавливает, что Президент следит за соблюдением Конституции, обеспечивает в качестве арбитра нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Полномочия Президента Франции подразделяются на две группы: одну группу составляют полномочия, которые осуществляются им самостоятельно, т. е. в дискреционном порядке, другую — такие полномочия, кото требуют контрасигнатуры Премьер-министра, а в случае необходимости — ответственных министров (ст. 19 Конституции Франции).
В числе закрепленных французской Конституцией полномочий Президента отметим следующие. В сфере исполнительной власти назначает Премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению об отставке Правительства; назначает и прекращает полномочия членов Правительства по представлению Премьер-министра, председательствует в Совете министров; подписывает обсужденные Советом министров ордонансы и декреты; значает высших чиновников с согласия или по инициативе Правительства.
В области внешних сношений, обороны и безопасности. Аккредитирует чрезвычайных послов в иностранных государствах; ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их; является главнокомандующим вооруженными силами; председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны; вводит чрезвычайное положение.
Отношение с Парламентом. Обращается к Парламенту с посланиями; промульгирует окончательно принятые законы в течение 15 дней после передачи их Правительству. В этот срок вправе потребовать от Парламента нового обсуждения закона, в чем ему не может быть отказано; по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению палат может передавать на референдум законопроекты по отделенным вопросам; при условии контрасигнатуры может созвать Парламент на чрезвычайные сессии; после консультаций с Премьер-министром и председателями палат может объявить о роспуске национального собрания (нижняя палата Парламента).
В области судебной власти. Является гарантом независимости судебной власти; возглавляет Высший совет магистратуры и назначает девять его членов; обладает правом помилования.
Каждый глава государства имеет свой аппарат, характер и численность которого зависят от формы правления.
В президентских республиках такой аппарат играет значительную роль. В США учреждено Исполнительное управление Президента, которое насчитывает около 1,5 тыс. человек и включает 9 подразделений: Аппарат Белого дома, Административно-бюджетное управление, Совет национальной безопасности, Экономический совет, Совет по качеству окружающей среды и др.
При смешанных формах правления такой аппарат также значителен. Аппарат Президента Франции ("Дом Президента") насчитывает более 500 сотрудников и подразделя- ются на гражданский и военный.
При парламентарных формах правления аппарат глагосударства, как правило, небольшой.
В монархиях он имеет статус министерства двора.