Глава девятнадцатая. Наше сердце в Рамадан.

Сердце, подобно слуху и зрению, несет ответственность перед Аллахом.

И каждый из нас будет спрошен не только за то, что он слушал и на что смотрел, но и за то, что было в сердце его: «Воистину, слух, зрение и сердце — за все он будет призван к ответу» (17:36).

То есть раб Всевышнего будет спрошен о том, что он делал посредством своего слуха, зрения и сердца. А на сердце, в отличие от остальных органов тела, возложена особая ответственность, потому что «оно — кусочек плоти, который если будет хорошим, будет хорошим и все тело, а если будет дурным, будет дурным и все тело». Аль-Бухари. Хадис № 50. Муслим. Хадис № 2996.

У сердца в Рамадан — свое поклонение, как и у остальных частей тела, а поскольку оно является их господином, то его поклонение управляет всем поклонением.

Это — искренность. И ничто не связано с искренностью так тесно, как пост, потому что это поклонение — между человеком и его Господом. И пост не может быть проявлением покорности Аллаху, если ему не сопутствует искренность.

Именно этот смысл заключен в Словах Всевышнего, передаваемых его Посланником, мир ему и благословение от Аллаха, в хадисе-кудси: «Все дела сына Адама — для него, кроме поста. Он — для Меня, и Я воздам за него».

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний говорит, что пост для Него, хотя все обряды поклонения — для Него, выделив его таким образом по двум причинам. Первая: пост лишает человека удовольствий и наслаждений, которых не лишают его остальные виды поклонения. Вторая: пост — тайна между рабом и Господом, и виден он только Ему. Именно поэтому он — для Него. Ведь все остальные виды поклонения видны, и их можно совершать напоказ людям. Именно поэтому Аллах выделил пост среди других видов поклонения». Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 1. С. 274.

Верующий должен «заглядывать» в свое сердце в Рамадан и сравнивать его нынешнее состояние с прежним, чтобы увидеть, в чем его сила и в чем его слабость. Это сравнение позволяет определить, всегда ли его покорность Господу одинакова.

А может, в Рамадан его связь с Аллахом безупречна, а во все остальные месяцы он выполняет свои обязанности перед Всевышним спустя рукава?

Наша покорность Богу должна основываться на возвеличивании и почитании Его, как в Рамадан, так и в любое другое время.

Однако в Рамадан мы можем увеличить это почитание и благоговейный страх в наших сердцах, потому что пост — поклонение, основа которого — постоянно помнить о том, что Аллах видит нас, и стыдиться перед Ним как в явном, так и в тайном.

Возвеличивать Аллаха — означает возвеличивать Его Слова и слова Его Посланника, мир ему и благословение от Аллаха, Его веления и запреты: когда мы размышляем о них и исполняем их, в наших сердцах рождается благоговейный страх перед Ним, и мы возвеличиваем Его.

Так же важно вспоминать о милостях Аллаха, о величии Его творений, о том, как точно и гармонично они устроены. Когда человек видит чудеса Аллаха во Вселенной, его сердце осознает величие Господа, которое предполагает почитание и возвеличивание Его, а также веру в Него и покорность Ему.

Поэтому Ибн ‘Аббас сказал о значении Слов Всевышнего: «Почему вы не чтите величия Аллаха?» (71:13): «То есть, почему вы не возвеличиваете Аллаха должным образом?». Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 29. С. 95.

Делать это должным образом — означает возвеличивать Его сердцем, а истинное возвеличивание сердцем выражается в покорности Аллаху через действия органов тела.

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорит: «Если бы они возвеличивали Аллаха должным образом и знали бы, каково Его истинное величие, и знали бы границы, установленные Им, они были бы покорны Ему и благодарили бы Его. Ведь покорность Всевышнему, отказ от ослушания Его и стыдливость перед Ним зависит от степени возвеличивания Его сердцем». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 187–188.

Однако возвеличивание Аллаха сердцем не будет полноценным и совершенным до тех пор, пока у человека не будет знания о формуле Единобожия, и пока он не признает ее своим языком и не подчинится ей, став покорным Аллаху и любя Его, и пока он не станет действовать в соответствии с этой формулой тайно и явно.

А без этого сердце не будет здравым, ибо сердце бывает благим или дурным в зависимости от степени искренности человека, побуждающей его к покорности и следованию…

Искренность в сердце верующего не только даруется свыше, но и приобретается самим человеком. И она вменена нам в обязанность подобно вере и остальным столпам Ислама.

Всевышний сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру (то есть, делая ее искренней), даже если это ненавистно неверующим»(40:14).

Ибн Кясир сказал, комментируя этот аят: «То есть обращайте поклонение и мольбу только к Аллаху и противоречьте многобожникам и не следуйте их путем». Ибн Кясир. Ат-тафсир. Т. 4. С. 74.

Ваше сердце, брат–постящийся, — господин и руководитель всего вашего тела. Заботьтесь же о нем и внимательно наблюдайте за ним, потому что состояние его постоянно меняется.

Недаром Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, часто обращался к Аллаху с такой мольбой:«О Аллах, переворачивающий сердца, утверди сердце мое на религии Твоей!».Ахмад. Хадис № 25364. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 4801.

Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, постоянно обновлял искренность, которая делала его сердце благим. После каждой молитвы он говорил: «Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, и Ему хвала, и Он всё может! И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, и не поклоняемся мы никому, кроме Него, Ему принадлежат богатство и совершенство и Ему — прекрасная похвала. Нет божества, кроме Аллаха, а мы искренни пред Ним в религии, даже если это и ненавистно неверным!».

Передатчик этого хадиса сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, повторял эти слова после каждой молитвы». Муслим. Хадис № 935.

Когда сердце у человека благое — благочестивое, праведное — оно отдает веление остальным органам тела, чтобы они были покорны своему Господу и были искренними перед Ним, и они повинуются ему, а ведь это — залог успеха в День расчета: «в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем».(26:88–89).

В Рамадан и сердце, и остальные органы тела верующего становятся ближе к смирению и покорности Всевышнему.

Милость Аллаха и всевозможные блага от Него нисходят на землю, и сердца становятся более послушными. И органы тела человека также проявляют большую готовность внять призыву к покорности Всевышнему.

Так пусть же те, кто стремится к Всевышнему, используют эту готовность в месяц поста. Начать следует с того, чтобы сердце обратилось к посту — прежде, чем начнет поститься тело. Пост сердца должен быть постоянным, а проявляется он в воздержании от дурных намерений и отвращении ко всему, что ложно и неправильно.

Если сердце человека «постится» и придерживается прямоты, оно непременно подчиняет себе остальные части тела, предостерегая их от совершения грехов и ослушания Аллаха в месяц поста.

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) говорит: «Тому, кто встал утром постящимся, следует сказать своему языку: поистине, ты сегодня постишься, воздерживаясь ото лжи, сплетен, лжесвидетельства и злословия. И он должен сказать своим глазам: поистине, вы сегодня поститесь, воздерживаясь от взгляда на то, на что вам смотреть не дозволено. И он должен сказать своим ушам: поистине, вы сегодня поститесь, воздерживаясь слушать все то, что ненавистно вашему Господу. И он должен сказать своим рукам: поистине, вы сегодня поститесь, воздерживаясь от движений, которые запретны для вас, и от обмана при продаже, купле, принятии и отдаче. И он должен сказать своему животу: поистине, ты сегодня постишься, воздерживаясь от еды. И смотри, чем ты будешь делать разговение, и остерегайся мерзкой пищи, принять которую тебя призывают, ибо, поистине, Аллах — Благой, и Он любит благое. И он должен сказать своим ногам: поистине, вы сегодня поститесь, воздерживаясь от шагов к тому, за приближение к чему вам записывается грех. Сын Адама должен обращаться к частям своего тела с подобными словами каждый день, в том числе и в дни, когда он не постится, пока он жив». Ибн аль-Джаузи. Бустан аль-ва‘изын. С. 313.

«О Аллах! О изменяющий состояние сердец! Утверди сердца наши на религии Твоей. О Аллах! О направляющий сердца! Направь сердца наши к покорности Тебе и помоги нам поминать Тебя, благодарить и поклоняться Тебе наилучшим образом… Амин!».

Глава двадцатая. Неотлучное пребывание в мечети в Рамадан (и‘тикаф).

Исламу чуждо монашество и пожизненное отрешение от мира в монастырях. Вместо этого предписано временное отрешение, предполагающее пребывание в определенном месте в определенное время, чтобы приучить душу быть покорной, постоянно помнить о том, что Аллах всегда наблюдает за нами, приучить человека размышлять и требовать отчет с собственной души.

Это и‘тикаф, которому в Шариате дано такое определение: «Неотлучное пребывание в мечети с намерением приблизиться к Аллаху».Ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 3. С. 211.

Дух неотлучного пребывания в мечети — это освобождение сердца для Аллаха, сопровождаемое горячими и искренними мольбами о прощении и столь же искренним стремлением снискать Его довольство.

‘Ата’ (да помилует его Аллах) сказал: «Тот, кто неотлучно пребывает в мечети (му‘такиф), подобен просителю, у которого есть дело к влиятельному, высокопоставленному человеку, и он сидит возле его дверей и говорит: “Я не уйду, пока он не удовлетворит мою просьбу”. Этот человек сидит в доме Аллаха и говорит: “Я не уйду отсюда, пока Он не простит меня”».Вазаиф Рамадан. С. 75.

В этом виде поклонения заключен такой же смысл, как и в соблюдении поста. И‘тикаф совершенствует и облагораживает сердце и дарует богобоязненность. Поэтому неотлучное пребывание в мечети предполагает отстранение от людей с целью остаться наедине с Всевышним.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, желая совершить и‘тикаф, велел поставить ему в мечети палатку, в которой он и находился во время своего и‘тикафа, оставаясь наедине со своим Господом.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней Рамадана, и я ставила ему палатку. Он совершал утреннюю молитву, после чего входил в нее». Аль-Бухари. Хадис №1892. Муслим. Хадис № 2007.

Одна из функций домов Аллаха — принимать тех, кто желает отстраниться на время от людей и побыть наедине с Аллахом.

Всевышний сказал, отдавая веление Ибрахиму и Исма‘илю (мир им обоим): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исма‘илю (Измаилу) очистить Мой Дом (Ка‘бу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц»(2:125).

Неотлучное пребывание в мечети — обычай посланников, начиная с отца пророков Ибрахима (мир ему) и заканчивая печатью пророков Мухаммадом, мир ему и благословение от Аллаха. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, выбирал для этого благословенного поклонения самые благословенные ночи — ночи последней декады Рамадана.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней Рамадана до тех пор, пока Аллах не упокоил его, и его жены делали это после его кончины». Аль-Бухари. Хадис № 1886. Муслим. Хадис № 2006.

Имам Ахмад (да помилует его Аллах) считал, что неотлучно пребывающему в мечети нежелательно разговаривать с людьми и находиться в их обществе — ни ради обучения полезному знанию, ни ради чтения Корана. Лучше ему оставаться наедине с самим собой, полностью освобождаясь для тайной беседы со своим Господом и обращения к Нему с мольбами. Вазаиф Рамадан. С. 60.

А вот что сказал шейх Ислама Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) о духе и‘тикафа. Я приведу его слова полностью, потому что они заменяют собой десятки странниц, написанных об этом великом обряде поклонения, который оживляет дух того, кто оживляет его дух. Он сказал: «Благочестие сердца и его шествие к Всевышнему Аллаху прямым путем имеет место тогда, когда сердце это целиком устремлено к Аллаху. Если же оно растеряно и устремляется в разные стороны, собрать его может только устремление к Аллаху. А обилие еды, питья, чрезмерное общение с людьми и многословие, а также слишком продолжительный сон только добавляют сердцу “растрепанности”, несобранности. Все это отвлекает его от шествия к Всевышнему Аллаху или задерживает его, или останавливает совсем. И Могущественный и Милосердный Аллах по милости Своей предписал Своим рабам пост, который лишает их этого изобилия пищи и питья и освобождает их сердца от страстей, которые становятся препятствиями на их пути к Всевышнему Аллаху. Причем Всевышний предписал пост именно в таком виде, чтобы он приносил пользу рабу Аллаха, как в этом мире, так и в мире вечном, и не вредил ему, и не ущемлял его интересы в этом мире. И Он предписал ему неотлучное пребывание в мечети, цель и дух которого — обращение всем сердцем к Всевышнему Аллаху, “собранность” сердца для Него и пребывание наедине с Ним. При этом человек не отвлекается на сотворенное, посвящая все свое время Одному лишь Аллаху, и единственной заботой его сердца становится поминание Его, а также любовь и стремление к Нему. Он думает только об Аллахе, и его размышления превращаются в поминание Всевышнего. Он думает о том, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему, и все чувства человека при этом устремляются к Аллаху, а не к Его творениям. Все это подготавливает верующего к тому, что в день одиночества в могилах Аллах станет для него единственным близким — больше у него никого не будет, и ему некому будет радоваться, кроме Него. Это — величайшее предназначение неотлучного пребывания в мечети». Ибн аль-Каййим. Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 86–87.

Разрыв связей с творениями Всевышнего на несколько дней и ночей, сопровождаемый пребыванием в одном из домов Аллаха, пробуждает в человеке дух искренности по отношению к себе и заставляет его заглянуть в самого себя.

Этот дух вынуждает его спрашивать отчета с собственной души прежде, чем его подвергнут расчету, и при этом он всегда помнит о том, что Аллах видит его.

Разумный человек готовится к тому, что будет после смерти, а истинная слабость — в следовании души своим страстям.

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Спрашивайте отчета с души своей прежде, чем вы будете подвергнуты расчету, и украшайте себя для великого представления (дел), ибо, поистине, будет облегчен расчет того, кто подвергал расчету душу свою в этом мире».Ат-Тирмизи. Хадис № 2383. Версия хадиса, возводимая к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, недостоверна, как сказал аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа». Хадис № 1201.

Совершая и‘тикаф, вы, дорогой брат–постящийся, оживляете сунну, которая забыта и заброшена уже давно.

Имам аз-Зухри (да помилует его Аллах) сказал: «Остается только удивляться поведению мусульман! Они оставили неотлучное пребывание в мечети, притом что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, не оставлял его с тех пор, как прибыл в Медину, до тех пор, пока его не забрал Всевышний Аллах!».

В мечети, где вы совершаете и‘тикаф, должны проводиться коллективные и пятничные молитвы, чтобы вы могли совершать их со всеми, — ведь неотлучно пребывающему в мечети запрещено покидать ее за исключением тех случаев, когда речь идет об удовлетворении естественных человеческих потребностей.

И лучше всего выбрать мечеть, в которой вы никого не знаете, и в которой никто не знает вас. Так ваше намерение будет более искренним, у вас будет больше времени, и вас не будет отвлекать общение с родственниками и друзьями, с которыми вы и так постоянно общаетесь в течение года.

И‘тикаф — это сунна в последние десять дней Рамадана, однако он не обязательно должен продолжаться десять дней — это могут быть несколько дней или даже часов. Таково мнение ученых.

В Рамадан человек, неотлучно пребывающий в мечети, выполняет много различных обрядов поклонения. Он совершает все молитвы вместе с общиной, и при этом находит достаточно времени, чтобы читать Коран, поминать Аллаха в ожидании обязательных молитв, расходовать средства на благие цели, кормить людей и говорить благие слова, а также для ночных молитв. А если человек совершает и‘тикаф в Заповедной мечети в Мекке, он имеет возможность совершить еще и ‘умру, вознаграждение за которую будет равняться вознаграждению за совершение хаджа. Иными словами, это поклонение объединяет в себе множество других видов поклонения.

Кроме того, человек, неотлучно пребывающий в мечети, воспринимает Праздник разговения совсем по-другому. В этот день он выходит к своей семье и жене (если он женат), после того, как по причине и‘тикафа не имел возможности быть с ней. Женщина также имеет право совершать и‘тикаф отдельно от мужа, при наличии необходимых условий: она должна иметь возможность укрыться от посторонних глаз, ей должна быть обеспечена безопасность, она должна находиться недалеко от близкого родственника (махрам), и она должна получить разрешение мужа.

Некоторые жены Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, совершали и‘тикаф, пребывая в мечети недалеко от него. Но однажды ‘Аиша спросила у него разрешения совершить и‘тикаф, и он разрешил ей. Потом спросила разрешения Хафса, и ей было разрешено. Потом разрешения спросила Зейнаб. В итоге вокруг палатки Пророка , мир ему и благословение от Аллаха, появились еще три палатки, принадлежавшие его женам. Тогда он сказал: «К благочестию ли стремятся они?». Аль-Бухари. Хадис № 1892, 2007.

Ему не понравилось, что они находятся рядом с ним так, словно он — дома, или что они отвлекли его от и‘тикафа. И он отказался от неотлучного пребывания в мечети в этом месяце и совершал его в течение десяти дней в шаввале. Фатх аль-Бари. Хадис № 1892.

Эта история указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, старался избежать лишнего общения с людьми и их общества во время и‘тикафа, не делал ничего напоказ и не смешивал то, что связано с миром вечным, с тем, что связано с миром этим.

«Господь наш, прими от нас, о Милосердный, о Любящий, и сделай нас одними из тех, чья покорность, и‘тикаф и молитвы будут приняты… Амин!».

Наши рекомендации