И вечный дар — прощение от Господа миров.
Дорогой брат–постящийся! Рамадан для вас — прекрасная возможность приучить свой язык к покорности Всевышнему.
Ведь на него возложено определенное поклонение, включающее обязательное, нужное и желательное, а также воздержание от запретного и нежелательного.
Имам Ибн аль-Каййим упомянул об этих обязанностях и разделил их на группы, а также рассказал о том, что с ними связано: «Что касается проявлений покорности Всевышнему, возложенных на язык, то их пять. Обязательное: произнесение двух свидетельств, чтение того, что обязательно читать из Корана, — то есть того, без чего недействительна молитва, произнесение слов поминания, которые велел нам произносить в молитве Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, — например, восхваление Аллаха во время совершения поясного и земного поклонов, произнесение слов: “Господь наш, Тебе хвала!” — после выпрямления, а также ташахуд и такбир.
Еще одна обязанность языка — отвечать на приветствие. Что же касается приветствия первым, то относительно обязательности этого у ученых есть два мнения. К обязанностям языка также относится побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, обучать невежественного, наставлять на путь истинный заблудшего, свидетельствовать и говорить правду.
Желательное: читать Коран и постоянно поминать Аллаха, а также повторять полезное знание и все то, что из этого вытекает. Запретное: произносить все то, что ненавистно Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение от Аллаха, — например, нововведение, противоречащее тому, с чем Аллах направил к людям Своего Посланника, мир ему и благословение от Аллаха, а также призыв к нему и одобрение его. Сюда же относится лжесвидетельство и наговор на Аллаха без всякого знания. В этом случае запрет еще строже.
Нежелательное: произносить то, от чего лучше отказаться, хотя за произнесение этого и не полагается наказание». Ибн аль-Каййим. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 114, 115.
Язык не подобен остальным органам тела. Именно поэтому в хадисе сообщается, что каждое утро органы тела человека говорят языку: «Бойся Аллаха, ибо, поистине, мы зависим от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, мы тоже будем следовать прямым путем, а если ты уклонишься, уклонимся и мы». Ат-Тирмизи. Хадис № 2331. Ахмад. Хадис № 11 472. Со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Аль-Альбани назвал его хорошим (Сахих ат- Тирмизи. Хадис № 1962).
Самое легкое для человека — говорить, однако эти легкие движения языка становятся тяжелейшими по весу делами.
Не зря сказано: «Молчание — мудрость, но мало кто делает это».
Благочестивые, праведные люди много молчат. Они говорят лишь тогда, когда дело касается их, а также если слова приносят пользу им самим или другим людям.
Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал Му‘азу: «Придерживай свой язык, сиди дома и оплакивай грех свой». Ат-Тирмизи. Хадис № 2330. Аль-Альбани сказал о нем: сахих ли-гайрихи. Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб. Хадис № 3331.
Говоря это, он хотел научить его и всю мусульманскую общину тому, что между богобоязненностью и обереганием языка существует тесная связь. Воздержание в Рамадан приносит человеку богобоязненность, а оберегание языка неразрывно связано с ней. Это лишь подтверждает тот факт, что оберегание языка одухотворяет пост тела, как в Рамадан, так и в другое время.
Наша проблема в том, что мы очень часто не осознаем, какую огромную цену нам придется заплатить за деяния нашего языка после того, как они будут записаны в свитки наших дел. Для того чтобы лучше понять это, представим себе наглядный пример: возьмем наши «переговоры» за год.
Приходит «счет», как за телефонные переговоры, однако в нем зафиксировано не только количество и время переговоров, но и все истинное и ложное, правильное и неправильное, все доброе и злое, что было в них, а также размер награды или греха, приобретенного посредством этого… А теперь представьте, какой объем будет у этого счета и сколько нам придется заплатить по нему!
Остается лишь удивляться тому, что получая счет за телефон, в котором зафиксированы короткие переговоры за короткое время, никак не сравнимое с целой жизнью, и обнаруживая, что заплатить по этому счету придется немало, мы обливаемся потом и начинаем думать об этих переговорах, которые нам так дорого обошлись: стоили ли они того, чтобы платить за них такую цену?
Некоторые люди даже включают свой телефон только на прием, чтобы не платить за сделанные звонки. А умный человек поступает точно так же со своим языком, освобождая его от работы и перекладывая ее на слух — он слушает больше, чем говорит, потому что боится, что не сможет «оплатить счет» за свои «переговоры» в День расчета.
Счет, который будет предъявлен нам за деяния нашего языка в мире вечном, дорогой брат, составлен очень сложно, и в него включены все подробности.
И единственный способ уменьшить его и облегчить последующую оплату — следовать завету Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, который желал нам лишь блага, и который был милосердным и сострадательным по отношению к верующим. Он сказал: «Придерживай свой язык».
«О Аллах, освободи языки наши для поминания Тебя, благодарности Тебе и призыва к Твоей религии, и удержи их от всего губительного и от всего, что нас не касается… Амин!».