Соединенные Штаты Америки как федеративное государство: общая характеристика, статус субъектов федерации
США как федеративное государство включает ныне 50 штатов — субъектов федерации (в начале их было лишь 13), а также не являющиеся субъектами федерации федеральный (столичный) округ Колумбия, федеральные территории Виргинские острова и острова Восточное Самоа, «свободно присоединившиеся государства» Пуэрто-Рико и остров Гуам, «ассоциированные государства» Республика Маршалловых островов, Соединенные Штаты Микронезии и Республика Палау. Три последних, ассоциированных государства формально независимы и даже являются самостоятельными членами ООН, имеют своих президентов и свои парламенты, но вопросами их международных отношений и обороны ведает Правительство США. Пуэрто-Рико и Гуам не являются членами ООН, но избирают собственных губернаторов и свои парламенты, посылают по одному делегату в палату представителей Конгресса США с правом совещательного голоса. Виргинские острова и острова Восточное Самоа находятся в прямом управлении США. Федеральный округ Колумбия не обладает статусом штата, законодательную власть здесь осуществляет непосредственно Конгресс США, но г. Вашингтон обладает правом самоуправления, избирает свой городской совет и своего мэра, хотя Конгресс вправе отменять любое их решение. Сравнительно недавно (1970 г.) Вашингтон получил право посылать одного делегата с правом совещательного голоса в палату представителей Конгресса. Американский федерализм строится по территориальному принципу и этнонациональные различия населения страны не находят отражения в его территориальной структуре.
Все штаты — государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации.* Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т.д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губернаторы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т.д. Вместе с тем Конституция США (ст.6) устанавливает, что конституции штатов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов. Она достаточно жестко разграничивает исключительные предметы ведения федерации и штатов (см ст.1 разделы 8, 9 и 10). В целом США сравнительно децентрализованная федерация, в которой штаты обладают большими правами и сегодня наблюдается дальнейшее расширение их полномочий в осуществлении многих социальных программ при одновременном усилении финансовой зависимости штатов от федерального центра.
58. Президент и исполнительная власть в США. Порядок избрания Президента и требования к кандидатам. Полномочия Президента. Импичмент в США.
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.
Полномочия и обязанности
Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и «милиции» (ополчения) отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США.
Президент США имеет право:
потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней).По совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов
заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.
Президент США по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, президенту единолично, судам или главам департаментов)
Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.
Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.
Министерства возникали постепенно. При Д. Вашингтоне их было всего три: внутренних дел и внешних сношений: военное, финансовое. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты).
Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый законопроект).
Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат. Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.
В то же время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения. Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс обладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишен возможности давления на конгресс.
Назначение на все важные посты президент производит с согласия сената, на менее важные палаты представителей. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.
Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со сроками выборов.
Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков. В ходе подготовки и принятия Конституции США 1787 года, многие депутаты предлагали сделать президентуру пожизненной, чтобы в максимальной степени приблизить ее к положению конституционного короля (по типу английского).
Многие члены учредительного конгресса ("конституанты") предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс так надежнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на историческом опыте. Ссылались, в частности, на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. С другой стороны, имелся опыт избрания губернаторов штатов путем "народного голосования" (например, в Нью-Йорке), оказалось, что на такие выборы можно влиять.
После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно опущено право переизбрания президента на новый срок. Д. Вашингтон рассуждал так: президент, которого заботят будущие выборы, руководится не столько интересами страны, сколько желанием быть популярным.
Однако, первый президент США Дж. Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру во второй раз, но не более, создав тем самым прецедент, продержавшийся более 130 лет и ныне закрепленный в законе: два срока президентства являются максимальными.
Конгресс США. Порядок формирования, срок полномочий и структура палат. Требования к кандидатам в Конгресс США.
Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трех высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.
Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года, примерно одна треть Сената переизбирается.
По состоянию на начало 2009 года, состав конгресса был следующим:
1. По возрасту: средний возраст членов конгресса — 57,2 года, членов Сената — 63,1. Самому старшему было 92 года (сенатор Роберт Берд, демократ из Западной Вирджинии), самому молодому — 28 лет (член Палаты представителей, республиканец Аарон Шок из штата Иллинойс).
2. По месту рождения: Лишь 14 членов Палаты представителей и один сенатор (Майкл Беннет, демократ из Колорадо) родились вне США. Все остальные родились в США.
3. По полу: В Палате представителей — 76 женщин (среди них 59 членов демократической партии и 17 членов республиканской партии), в Сенате — 17 женщин (среди них 13 членов демократической партии и 4 члена республиканской партии).
4. По расово-этническому происхождению: Среди членов конгресса 12 — азиатского происхождения, 42 — афроамериканцы (в том числе 41 член Палаты представителей и один сенатор — Роланд Буррис, демократ из Иллинойса), 29 — латиноамериканского происхождения (в том числе 28 членов Палаты представителей и один сенатор — Роберт Менендес из Нью-Джерси). Все остальные — представители белой расы не латиноамериканского происхождения (латиноамериканцы могут принадлежать к любой расе).
5. По религиозным верованиям:[2] Большинство членов конгресса — протестанты, хотя самую крупную деноминацию внутри конгресса составляют католики. В конгрессе 111го созыва 54,7 процента составляют протестанты, 30,1 — католики, 8,4 — иудейского вероисповедания, 2,6 — Мормоны. Среди членов конгресса США — два мусульманина и два буддиста.
6. По образовательному уровню: Лишь 27 членов Палаты представителей и один сенатор (Марк Бегич из Аляски) имеют образование, не выходящее за рамки средней школы. У 24 членов Палаты представителей — докторская степень, у 168 членов Палаты представителей и 57 сенаторов — юридическое образование.
Объединенная сессия Конгресса в Палате Представителей 28 января 2003 года
Обе палаты избираются путем прямых выборов.
C 3 января 2009 года вступил в полномочия 111-й созыв Конгресса.
Конгресс имеет право:
устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах
занимать деньги в кредит Соединённых Штатов
регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами
устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах
чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер
предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов
создавать почтовые службы и почтовые пути
содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями
исключительные права на их сочинения и открытия
учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду
определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций
объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде
формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок
создавать и содержать военно-морской флот
издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими
предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений
предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом
осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов
осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений
издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.
Нормативные акты Конгресса
Воля Конгресса, имеющая силу закона, может быть оформлена в виде законопроекта (bill) или совместной резолюции (joint resolution). Совместная резолюция используется для предложения поправок к Конституции, а также чтобы выделить средства на определенные цели.
Билль и совместная резолюция проходят одну и ту же процедуру принятия. Лишь совместная резолюция, предлагающая конституционные поправки, имеет особенность: она не нуждается в одобрении Президентом и сразу по принятии Конгрессом направляется на ратификацию в отдельные штаты. Совместная резолюция о предложении конституционных поправок должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих членов при кворуме в каждой палате, а также ратифицирована 3/4 всех штатов.
Правила Палаты гибкие и могут меняться, однако существует одно основное правило работы Палаты – правило уместности (germaneness rule), смысл которого в том, что при обсуждении билля все выступления и предлагаемые поправки должны соответствовать сути законопроекта. В Сенате правила остаются практически неизменными с его открытия в 1789: поскольку Сенат никогда не обновляется полностью, а только на треть, считается, что он действует непрерывно. После окончания сессии каждые два года обновленный на треть Сенат продолжает свою работу так, как если бы перерыва между сессиями не было.
Решения палат и комитетов (например, голосование в 3-м чтении) называются action, а действия одного или нескольких конгрессменов (например, предложения или выступления) – motion.
Законодательная инициатива и 1-е чтение
Президент может предложить свои законодательные идеи в ежегодном Послании о состоянии Союза (Послание нации), а рядовые граждане могут направлять в Конгресс петиции (1-я поправка). Однако правом непосредственно инициировать законопроект обладают только конгрессмены.
Законопроект может представить как член Палаты представителей, так и сенатор. Для этого член Палаты опускает законопроект в специальный ящик у трибуны, а сенатор передает секретарю Сената (Clerk) или представляет его сам. Если сенатор сам представляет законопроект, то любой из остальных сенаторов может возразить против рассмотрения билля, и тогда представление законопроекта переносится на следующий день.
После представления секретарь Сената зачитывает название законопроекта (1-е чтение), назначает комитет для его рассмотрения и отправляет законопроект туда. В Палате представителей раньше тоже зачитывали название законопроекта, но сейчас этого не делают, и секретарь Палаты сразу направляет его в соответствующий комитет для дальнейшего рассмотрения. Секретарь может назначить несколько комитетов, каждый из которых будет рассматривать те положения законопроекта, которые относятся к сфере его компетенции. В этом случае один из комитетов будет осуществлять общую ответственность за прохождение законопроекта.
В каждой палате существуют как постоянные (standing), так и специальные (select) комитеты. Существует также несколько совместных (joint) комитетов, образованных двумя палатами. Каждый комитет (full committee) может создать в своих рамках несколько постоянных подкомитетов (subcommittee) или подкомитетов ad hoc и по своему усмотрению передавать в них любой находящийся на рассмотрении комитета вопрос.
Состав комитетов определяется в начале заседания каждого нового Конгресса, т.е. каждые два года, на заседаниях партийных фракций (caucus). Председателем комитета обычно становится один из членов партии большинства. Один конгрессмен может участвовать не более чем в двух комитетах и четырех подкомитетах. При этом членство в комитете связано с членством во фракции, и если конгрессмен выходит из фракции, то лишается и своего места в комитетах. Как правило, партийный состав комитетов соответствует партийному соотношению во всей палате. Это означает, что голосование всей палаты чаще всего дает тот же результат, что и голосование в комитете. Поэтому в Конгрессе рассмотрение законопроекта в комитетах является самой важной стадией его прохождения, именно здесь, в сущности, решается судьба законопроекта.
Когда законопроект поступает в комитет, комитет, как правило, передает его на рассмотрение своего подкомитета. Подкомитет может запросить мнение компетентных государственных структур о законопроекте. Часто такие запросы направляются в Бюджетно-контрольное управление (General Accounting Office) Конгресса. Если запросы комитетов направляются в исполнительные структуры, сначала они проходят через Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget), которое проверяет законопроект на соответствие курсу Президента. Однако запрашиваемые мнения ни в коем случае не имеют для комитета обязывающей силы.
Если законопроект достаточно важен, комитет или подкомитет может назначить слушания (public hearings), на которые для обсуждения законопроекта приглашаются частные лица, представители организаций и государственных ведомств.
И заседания комитетов, и слушания открыты для общественности, если комитет или подкомитет большинством голосов не примет решение проводить их в закрытом режиме. Правда, на заседания Комитета по контролю над соблюдением процедуры (Committee on Standards of Official Conduct) общественность не допускается никогда.
Если законопроект был направлен в подкомитет, то после обсуждений и слушаний проводится заключительное заседание (markup) подкомитета. Здесь в последний раз выслушиваются мнения членов подкомитета и проходит голосование. Подкомитет может дать своему комитету положительный отзыв в форме благоприятного (favorable) заключения с поправками или без них, или негативный: в этом случае подкомитет может 1) дать отрицательное (unfavorable) заключение, 2) передать законопроект в комитет без рекомендации или 3) рекомендовать комитету отложить законопроект на неопределенное время (table).
На заключительном заседании комитета по законопроекту проходит постатейное обсуждение, и предлагаются уместные (germane) поправки. Затем комитет проводит итоговое голосование: законопроект направляется на рассмотрение всей палаты с благоприятным (favorable) или неблагоприятным (adverse) заключением либо без рекомендации.
Благоприятное заключение может сопровождаться поправками в двух формах: все предлагаемые поправки могут быть либо приложены к законопроекту в виде единой поправки (amendment in the nature of a substitute), либо встроены в текст законопроекта (clean bill). Если комитет не одобряет законопроект, он может отложить (table) его. Это удобная возможность «провалить» законопроект, поэтому отрицательное заключение и заключение без рекомендации используются более редко. Однако палата может принять резолюцию о том, чтобы вернуть законопроект из комитета на рассмотрение палаты (discharge a committee), даже если он был отложен (tabled). Но к этому шагу прибегают редко.
После того, как билль поступает из комитета в Палату, начинаются общие дебаты по законопроекту. При этом действует «правило часа» (hour rule), которое позволяет члену Палаты высказываться по рассматриваемому вопросу в течение 60 минут, если спикер не прервет его, из-за того что конгрессмен своим выступлением умышленно затягивает время.
Затем следует 2-е (постатейное) чтение билля. После прочтения каждой статьи члены Палаты предлагают к ней поправки, при этом действует «правило пяти минут» (five-minute rule), которое дает конгрессмену пять минут на изложение поправки и еще пять минут предоставляются конгрессмену, выступающему против поправки. Когда пять минут на изложение позиции «против» истекли, можно продолжить дебаты, предложив поправку к поправке.
Голосование по предложенной комитетом единой поправке проводится в последнюю очередь, потому что после этого никакие другие поправки уже не могут предлагаться.
Наконец, билль со всеми принятыми Палатой или Комитетом всей палаты поправками поступает на 3-е чтение: зачитывается название законопроекта и проходит голосование. После этого составляется окончательная версия законопроекта (engrossed bill), который получает название «акта» (act) Палаты и направляется в Сенат.
Чтобы упростить процедуру, Палата представителей может проводить дебаты и 2-е (постатейное) чтение в формате Комитета всей палаты по состоянию Союза (Committee of the Whole House on the state of the Union). Это позволяет, например, проводить заседание при кворуме в 100 человек, а не в 218, как на обычном заседании Палаты. Обязательному рассмотрению в Комитете всей палаты подлежат вопросы государственных доходов
(налогов) и расходов.
На время заседания Комитета всей палаты спикер Палаты назначает председателя (Chairman) из числа партии большинства и уступает ему свое место. Время заседания Комитета определяется заранее и делится пополам между председателем и представителем партии меньшинства. Они предоставляют членам своих партий время, чтобы высказаться за или против законопроекта.
Комитет должен одобрить все важные поправки. Правда, может быть принято правило «автоматического принятия» (self-executing) всех рассматриваемых поправок.
После окончания дебатов, либо прервав дебаты в любой момент, Комитет всей палаты завершает свою работу (rises) и преобразуется в Палату, а назначенный секретарь Комитета уступает место спикеру Палаты. После этого Палата проводит голосование по принятым Комитетом поправкам, а затем голосует по всему законопроекту (3-е чтение).
Когда акт Палаты поступает в Сенат, председательствующий сенатор направляет его в соответствующий комитет, где акт проходит такое же рассмотрение, что и в комитетах Палаты, и поступает на рассмотрение всего Сената.
Дебаты по законопроекту и предложение поправок с дебатами по ним проходят в Сенате в рамках одного чтения. В Сенате не действует правило уместности (germaneness) поправок, однако поправки, совсем не относящиеся к сути законопроекта (rider), все же запрещены.
Сенатор может высказываться на любую тему и в течение неограниченного времени. Этим часто пользуются, чтобы провалить законопроект посредством обструкции (filibustering), т.е. умышленно затягивая ход сессии. В таком случае 3/5 состава Сената могут ограничить общую продолжительность дебатов 30 часами, а длительность выступления отдельного сенатора – часом (cloture). По истечении 30 часов дебаты завершаются, и Сенат переходит к 3-му чтению и заключительному голосованию.
Законопроект вместе с принятыми Сенатом поправками затем направляется обратно в Палату, которая проводит рассмотрение сенатских поправок. Палата может принять или отклонить поправки Сената, направить их в комитет или принять собственные поправки к поправкам Сената. Если Палата принимает предложенные Сенатом поправки, то одобренный обеими палатами законопроект (enrolled bill) направляется на подпись Президенту.
Если законопроект не пришел из Палаты, а был предложен сенатором, то Сенат, одобрив его, может как направить в Палату представителей, так и отложить его до тех пор, пока законопроект по тому же самому вопросу не поступит из Палаты. Направив одобренный законопроект в Палату, сенаторы дожидаются, пока он вместе с предложенными Палатой поправками вернется в Сенат. Затем сенаторы могут как принять поправки Палаты, так и отклонить их, предложив созвать Согласительный комитет.
Сенат не имеете права выдвигать налоговые законопроекты (revenue measures) по Конституции (ст. I.7) и финансовые законопроекты (appropriation bills) – по традиции.
Если Палата представителей не согласна с поправками Сената, она отклоняет их, настаивая на собственной версии законопроекта. В этом случае палаты Конгресса могут прибегнуть к согласительным процедурам (conference). Каждая палата назначает своих представителей (conferee) и снабжает их инструкциями. Представители палат составляют Согласительный комитет, в котором каждая из обеих делегаций имеет один голос. На практике делегации палат заседают как два отдельных комитета, в каждом из которых решение принимается большинством голосов. Согласительный комитет может обсуждать только те вопросы, по которым между палатами возникли разногласия, и не имеет права изменять другие части законопроекта.
Если Согласительному комитету не удается прийти к согласию, палаты могут заменить своих представителей в комитете или изменить их инструкции. Когда же, наконец, делегации обеих палат приходят к согласию, доклад комитета (conference report) направляется в Палату представителей и Сенат. В обеих палатах доклад Согласительного комитета ставится на голосование как единый документ, и конгрессмены не имеют права ни вести дебаты по нему, ни предлагать поправки к докладу. Первая палата, которая голосует по докладу, может вернуть его, и тогда Согласительный комитет возобновляет работу над спорными пунктами законопроекта. Если же доклад комитета одобрен, то представители проголосовавшей палаты освобождаются, и комитет завершает свою работу. Это значит, что когда, затем, по докладу комитета голосует вторая палата, она уже не может вернуть его в Согласительный комитет. В этой ситуации создается новый Согласительный комитет.
После того, как доклад Согласительного комитета одобрен обеими палатами, составляется окончательный текст акта (enrolled bill), который направляется на подпись Президенту.
Президент подписывает все законопроекты, но если он не делает этого в течение 10 дней (не считая воскресений), акт становится законом автоматически. Однако если в это время Конгресс завершает свою сессию (adjournment sine die), то законопроект считается отклоненным, но после возобновления работы Конгресса не возвращается в парламент. Это «карманное» вето (pocket veto) фактически является абсолютным, правда, оно может быть использовано только по окончании сессии Конгресса, то есть лишь раз в два года, в январе каждого нечётного года.
Президент может также наложить на законопроект отложительное вето. В этом случае он прилагает к акту свои возражения и направляет его в палату, выдвинувшую законопроект. Без дебатов и предложения поправок поднимается вопрос о преодолении президентского вето, и если две трети палаты голосуют за преодоление, законопроект переходит во вторую палату, где происходит то же самое. Когда вето Президента преодолено, акт автоматически становится законом и больше не нуждается в подписи Президента. Затем закон официально публикуется, в противном случае он считается недействительным и не применяется.