Глава 18. основы финансового права.

18.1. Финансовое Пправо, как отрасль Рроссийского Пправа.

В Ссистему Рроссийского Пправа в качестве одной из еёе отраслей входит финансовое Пправо. Взаимосвязь Связь между Ффинансовым Пправом и Ффинансами очевидна, поэтому изучение Ффинансового Пправа традиционно начинается с рассмотрения понятий финансов, Ффинансовой Ссистемы и Ффинансовой Ддеятельности Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований.

Финансы представляют собой экономическую категорию, сущность которой, Ззакономерности развития, сфера охватаннываемых товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями Ггосударства.

Государству необходимы денежные средства для выполнения им своих целей и задач, поставленных обществом. Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, не является результатом произвольной деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы Ообъективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Финансы не тождественны деньгам, а полагаимеют свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполненняемых ими функциях - распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках одединой бюджетной Ссистемы Российской Федерации.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами Сстраны, формами собственности, классами и социальными группами населения.

Контрольная функция Ггосударственных и Ммуниципальных финансов проявляется в слежении за реальным денежным оборотом, участником которого является Ггосударство, распределением Ввалового Ввнутреннего Ппродукта в ходе формирования соответствующих фондов денежных средств и расходованием их по Ццелевому назначению.

Контрольная функция финансов всегда полагаимеет конкретнойую формойу проявления. Она может быть направлена на бюджет определёенного уровня, Ввнебюджетный Ффонд, Ппредприятие или Уучреждение и т.п.

В целом же Ссоциально-Ээкономическая сущность Ффинансовых отношений, состоит в определении источников образования фондов денежных средств Ггосударства, и Ммуниципальных Ообразований и направлений расходования средств данных фондов, реализуято есть в решении вопроса - за счёет кого Ггосударство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы полагаимеют своейю структуройу, в которую входят несколько взаимосвязанных равносвязанных звеньев, каждое из которых представляет собой определёенную сферу Ффинансовых Оотношений (Ффинансовый Иинститут) и имеет прилагает свою специфику. Различные Ффинансовые Иинституты в своей совокупности образуют Ффинансовую Ссистему Сстраны.

Другими словами, Ффинансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования Ффондов денежных средств Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований.

Как в Ююридической, так и в Ээкономической литературе высказываются различные мнения о содержании Ффинансовой Ссистемы. Наиболее распространёенным является подход, при котором в Ффинансовую систему Российской Федерации включаются:

•- Ббюджетная Ссистема, включающая Ффедеральный, Ррегиональные и Мместные Ббюджеты, а также Ггосударственные (Ффедеральные, Ррегиональные) и Ммуниципальные (Мместные) Ввнебюджетные Ффонды;

•- Ффонды имущественного и личного страхования;

•- Ккредит (Ггосударственный, Ммуниципальный и Ббанковский);

•- Ффинансы организаций различных форм собственности, отраслей Ннародного хозяйства.

Использование Ггосударством и Ммуниципальными Ообразованиями финансов происходит путёем осуществления ими специфической (финансовой) деятельности. Финансовая деятельность - это процесс Ообразования, распределения и использования Ггосударством и Ммуниципальными Ообразованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды, в целях выполнения стоящих перед ними задач и реализации своих функций.

Более правильно рассматривать финансовую деятельность Ггосударства, как особый вид Ггосударственной деятельности, включающий в себя и Ззаконодательную деятельность представительных (Оорганов) Ведомств Ггосударства, в области финансов (принятие Ззаконов по Ффинансовым вопросам, установление и введение, например, Нналогов и Ссборов, утверждение бюджетов), и управленческую деятельность (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, посредством которой реализуются на практике Ннормативные Пправовые Аакты в сфере финансовых отношений.

При этом (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти, полагаследует разделить на обладающие прилагающие общей компетенцией (Правительство Российской Федерации, Государственный Ттаможенный Ккомитет и др.) и специальной компетенцией в финансовой сфере (Министерство Ффинансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по Нналогам и Ссборам, Ггосударственные Ввнебюджетные Ффонды).

Особый статус полагаимеет Банк России, который является Ффедеральной Ээкономической Сслужбой. Его статус, полномочия и функции, как участника Ффинансовой деятельности Ггосударства определены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном Ззаконе “"О Центральном Ббанке Российской Федерации (Банке России)”".

Финансовая Ддеятельность Ммуниципальных Ообразований осуществляется (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления в ходе формирования и Иисполнения местных бюджетов, установления местных Нналогов и Ссборов, получения финансовой помощи из бюджетов Ссубъектов Российской Федерации и т.д.

Финансовое Пправо - публичная отрасль Пправа, представляющая собой совокупность Ююридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают и реализуются в процессе Ффинансовой Ддеятельности Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований. Финансовое Пправо прилагаимеет своимй предметом и методом Пправового Ррегулирования, что и позволяет отграничить его от иных отраслей Рроссийского Пправа.

Предметом Ффинансового Пправа являются общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования Ффондов денежных средств Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований, необходимых для выполнения их функций и задач.

Названным отношениям присущи определёенные особенности, которые:

•- возникают в процессе финансовой деятельности Ггосударства и (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления;

•- представляют собой одну из разновидностей имущественных, так как возникают по поводу денежных средств;

•- одной из сторон в них всегда выступают Ггосударство или (Оорган) Ведомство Мместного Ссамоуправления, наделёенные Ввластными Пполномочиями.

Основным методом Ффинансового Пправа является Иимперативный, или метод Ввластных предписаний. Использование данного метода при регулировании Ффинансовых отношений не требует наличия между их Ссубъектами подчинения по вертикали. Наиболее часто рассматренниваемый метод используется (Оорганами) Ведомствами, специально созданными для осуществления Ффинансовой деятельности, - Ффинансово-Ккредитными (Оорганами) Ведомствами, которым иные участники Ффинансовых Пправоотношений подчинены лишь в сфере Ффинансовой деятельности.

В основе структуры Ффинансового Пправа, как отрасли лежат Ффинансово-Пправовые Ннормы. Финансово-Пправовую Ннорму можно определить, как установленное Ккомпетентным (Оорганом) Ведомством правило поведения в Ообщественных Оотношениях, возникающих в ходе Ффинансовой деятельности Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований, закрепляющее Ююридические Пправа и обязанности их участников и обеспеченное мерами Ггосударственного принуждения.

Финансово-Пправовым Ннормам присущи определёенные особенности, обусловленные прежде всего особенностями предмета и метода Ффинансового Пправа в целом.

Особенностью Ффинансово-Пправовых Ннорм является их преимущественно Иимперативный характер, являято есть содержащиеся в них требования не могут быть изменены по Ссоглашению участников Ообщественного оотношения.

Что же касается Ффинансово-Пправовых Ссанкций, то к ним относятся штраф, принудительное изъятие Ббюджетных средств, приостановление операций по счёетам в Ббанках, запрет на осуществление Ббанком отдельных Ббанковских операций и др. Особенностью в данном случае является то, что меры принудительного воздействия носят Ээкономический (денежный) характер, поскольку направлены на денежные средства (Ффонды) нарушителя.

Под источниками Ффинансового Пправа понимаются Пправовые Аакты, содержащие нормы Ффинансового Пправа, изданнваемые Ппредставительными и Иисполнительными (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти и Мместного Ссамоуправления.

Особенностью Ффинансового Пправа является отсутствие какого-либо одединоого источника по этой отрасли Пправа в целом, например Ккодекса. Главным источником Ффинансового Пправа, как и большинства иных отраслей Пправа, является Конституция Российской ФедерацииРФ, а также Кконституции и Ууставы Ссубъектов Российской Федерации.

Данные источники устанавливают основы Пправовой Оорганизации Ффинансовой Ддеятельности Российской Федерации (еёе Ссубъектов) как в целом, так и по еёе отдельным направлениям, удостоверяято есть прилагаимеют прямойую Ффинансово-Пправовойую направленностью. Так, например, в статье 57 Конституции Российской ФедерацииРФ закрепляется обязанность каждого платить Ззаконно установленные Нналоги и Ссборы. В ней также говорится, что Ззаконы, устанавливающие новые Нналоги или ухудшающие положение Нналогоплательщиков, обратной силы не обладаимеют. Статья 71 Конституции Российской ФедерацииРФ относит к ведению Российской Федерации установление Пправовых основ оединого Ррынка, Ффинансовое, Ввалютное, Ккредитное, Ттаможенное Ррегулирование, денежную эмиссию; в ведении Российской Федерации находятся Ффедеральные Ббанки, Ффедеральный Ббюджет, Ффедеральные Нналоги и Ссборы. К совместному ведению Федерации и еёе Ссубъектов согласно статье 72 Конституции Российской ФедерацииРФ относится установление общих принципов Нналогообложения и Ссборов в Российской Федерации. Часть 5 статьи 101 Конституции Российской ФедерацииРФ устанавливает Пправо Счёетной Ппалаты осуществлять контроль за Иисполнением Ффедерального Ббюджета и т.д.

Значительную группу источников Ффинансового Пправа представляют Ззаконодательные Аакты Российской Федерации и Ссубъектов Российской Федерации, которые регулируют различные виды Ффинансовых отношений.

Наиболее же важное место в системе источников Ффинансового Пправа занимают Ккодексы, поскольку они наиболее полно регулируют определёенный круг общественных отношений. К числу Ккодифицированных Аактов в области Ффинансового Пправа полагаследует отнести Бюджетный Ккодекс Российской Федерации <1> (введёен в действие с 1 января 2000 года) и Налоговый Ккодекс Российской Федерации (ч. 1 введена в действие с 1 января 1999 года, ч. 2 - с 1 января 2001 года <2>).

--------------------------------_________________________________________________________________________

<1> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

<2> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

Далее в названной группе источников Ффинансового Пправа полагаследует выделить Ффедеральные Ззаконы. К ним относятся: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года “"О валютном регулировании и валютном контроле”" <3>; Федеральный Ззакон от 11 января 1995 года “"О Счёетной Ппалате Российской Федерации”" <4>; Федеральный Ззакон от 10 июля 2002 года “"О Центральном Ббанке Российской Федерации (Банке России)”"; Федеральный Ззакон от 25 сентября 1997 года “"О Ффинансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”" <5> и др. При этом необходимо учитывать, что многие Ффедеральные Ззаконы являются источником Ффинансового Пправа не полностью, а в определёенной части, поскольку наряду с Ффинансово-Пправовыми Ннормами содержат нормы других отраслей Пправа.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<3> ВВС. 1992. N 45. Ст. 2542; Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1999. N 1, N 28. Ст. 3461; 2001. N 23. Ст. 2290, N 33 Ст. 3432.

<4> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1995. N 3. Ст. 167.

<5> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1997. N 39. Ст. 4464.

За последние годы возросла Ннормотворческая деятельность Ссубъектов Российской Федерации и (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, Аакты которых также относятся к числу иисточников Ффинансового Пправа. Так, в частности, принят ряд Ззаконов Ссубъектов Российской Федерации о Нналогах, о Ббюджетном Уустройстве, Ббюджетном Ппроцессе, утверждены положения о Ввнебюджетных Ффондах, о местных Нналогах и т.д.

Следующую группу источников Ффинансового Пправа составляют Ууказы Президента Российской ФедерацииРФ и постановления Правительства Российской ФедерацииРФ в области Ффинансов, а также Аакты (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации.

В отдельную группу источников Ффинансового Пправа полагаследует выделить Ннормативные Пправовые Аакты Ффинансово-Ккредитных (Оорганов) Ведомств - Министерства Ффинансов Российской Федерации, Центрального Ббанка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по Нналогам и сборам и т.д. Названные (Оорганы) Ведомства издают в пределах своей компетенции Ннормативно-Пправовые Аакты (Пприказы, Иинструкции и т.д.), регулирующие ту или иную сферу Ффинансовой деятельности. Данные Аакты могут издаваться названными (Оорганами) Ведомствами как самостоятельно, так и совместно с иными Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти (например, Государственный Ттаможенный Ккомитет Российской ФедерацииРФ) и должны строго соответствовать Ззаконодательству.

К числу источников Ффинансового Пправа относятся также Аакты (Оорганов) Ведомств Ггосударственного Ууправления, направленные на регулирование Ффинансовых вопросов в рамках деятельности соответствующего (Ооргана) Ведомства, - Пприказы, Иинструкции, Пположения, Рруководства, изданнваемые Мминистерствами и иными Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти.

Также источниками Ффинансового Пправа считаются и локальные Ннормативные Аакты, содержащие Ффинансово-Пправовые Ннормы, Утверждаято есть Аакты, принятимаемые Аадминистрацией или иными (Оорганами) Ведомствами Ппредприятий, Оорганизаций, учреждений по Ффинансовым вопросам.

В качестве источника Ффинансового Пправа выступают Ммеждународные Ддоговоры и Ссоглашения Российской Федерации с другими Сстранами, имеющие прилагающие приоритетом перед иными Ннормативными Аактами сСтраны.

В процессе Ффинансовой деятельности Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований возникают разного рода Ообщественные оотношения. Ряд таких отношений не требует Пправовой Ррегламентации (например, Ппроведение Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами аналитической, разъяснительной и иной деятельности такого рода), большинство же возникающих в сфере Ффинансов отношений урегулировано Ннормами Пправа, именно только они и выражают основное содержание Ффинансовой Ддеятельности.

Финансовое Пправоотношение - урегулированное Ннормами Пправа общественное отношение, возникающее в процессе образования, распределения и использования Ффондов денежных средств, участники которого прилагобладают Ссоответствующими Пправами и обязанностями.

Важным для более полного рассмотрения Ффинансового Пправоотношения является изучение круга его участников (Ссубъектов). Субъект Ффинансового Пправоотношения - реальный участник конкретных Ффинансовых Пправоотношений.

Субъекты Ффинансового Пправа могут быть подразделены на следующие три группы:

•- Ообщественно-Ттерриториальные Ообразования - Российская Федерация; Ссубъекты Российской Федерации; Ммуниципальные Ообразования;

•- Кколлективные Ссубъекты - Ггосударственные и Ообщественные Оорганизации ((Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти и Ууправления; (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления; Оорганизации, основанные на разных формах собственности);

•- Ииндивидуальные Ссубъекты - Ффизические Ллица (Гграждане Российской Федерации, Ииностранные Гграждане и Ллица без Ггражданства).

Объектом Ффинансового Пправоотношения является то, на что направлено поведение его участников, осуществлённяемое в рамках их Ссубъективных Пправ и обязанностей и определённяемое их интересами.

В качестве Ообъектов Ффинансового Пправоотношения могут выступать Ффинансовые ресурсы Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований (Ббюджетные Аассигнования, Ссубсидии, Ддотации, Нналоги, Шштрафы и т.д.); Ннормативно-Пправовые Аакты, Пплановые Аакты и их Ппроекты (Ззаконы о Ббюджете и их Ппроекты, сметы Ббюджетных Уучреждений и т.д.), а также Ррезультаты Ддеятельности Ссубъектов Ффинансового Пправоотношения (Ффинансовый контроль).

Как уже отмечалось, одним из Иинститутов Ффинансового Пправа является Ггосударственный Ффинансовый Кконтроль, на рассмотрении которого полагаследует остановиться подробнее.

Финансовый Кконтроль - урегулированная Ннормами Пправа деятельность Ггосударственных, Ммуниципальных, Ообщественных и иных Ххозяйствующих Ссубъектов по проверке Ззаконности и Ццелесообразности действий в области Ообразования, распределения и использования Ффондов денежных средств Ггосударства и Ммуниципальных Ообразований.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения Ззаконности в финансовой и хозяйственной деятельности. В результате его осуществления предупреждается бесхозяйственность и расточительность, выявляются факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Его значение особенно повышается в условиях Ррыночной экономики.

Конституция Российской ФедерацииРФ определяет Ппринципы Ффинансового Кконтроля и Ффункционирования (Оорганов) Ведомств Ггосударственного Кконтроля, которые должны получить развитие и быть конкретизированы в Ззаконодательных Аактах.

Важным шагом в развитии Пправовой базы Ффинансового Кконтроля стало Уутверждение Бюджетного Ккодекса Российской Федерации. В сферу его действия входят в том числе Пправоотношения, возникающие в процессе Кконтроля за Иисполнением Ббюджетов всех уровней Ббюджетной Ссистемы Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ). Вопросы контрольных (Оорганов) Ведомств нашли отражение в главе 18 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ “"Полномочия участников Ббюджетного процесса”", а также в специальной главе 26 “"Основы Ггосударственного и Ммуниципального Кконтроля”".

18.2. Бюджетное Пправо Российской Федерации.

Как уже отмечалось, Ггосударственные и Ммуниципальные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны равносвязаны со всеми остальными звеньями Ффинансовой системы Сстраны и обеспечивают развитие самых различных сфер Ообщественных Оотношений.

В статье 6 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ установлено: “"Бюджет - форма Ообразования и расходования Ффонда денежных средств, предназначенных для Ффинансового обеспечения задач и функций Ггосударства и Мместного Ссамоуправления”".

С Пправовой же точки зрения Ббюджет - это основной Ффинансовый Пплан соответствующей территории, который утверждается в Фформе Ззакона (Ффедеральный Ббюджет, Ббюджет Ссубъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного (Ооргана) Ведомства Мместного Ссамоуправления. Бюджеты составляются на один Ффинансовый год, который соответствует Ккалендарному и длится с 1 января по 31 декабря.

С принятием Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ сформировалась основная подотрасль Ффинансового Пправа - Ббюджетное Пправо, которое можно определить, как Ссовокупность Ффинансово-Пправовых Ннорм, регулирующих отношения по поводу Ббюджетного Уустройства Российской Федерации, Ббюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением расходов и доходов и распределением их между Ббюджетами разных уровней Ббюджетной системы Российской Федерации <6>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<6> Финансовое Пправо Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 187.

Именно Только эти группы Ообщественных оОтношений, указанные в определении Ббюджетного Пправа, и будут составлять предмет Пправового регулирования подотрасли.

Отношения, составляющие предмет Ббюджетного Пправа, урегулированы Пправовыми Ннормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего это Конституция Российской ФедерацииРФ, определяющая основные начала деятельности Ггосударственных (Оорганов) Ведомств в Ббюджетной сфере.

Основным источником Ббюджетного Пправа является Бюджетный Ккодекс Российской ФедерацииРФ, который регулирует всю совокупность Ббюджетных отношений, и прилагаимеет приоритет по отношению к иным Ннормативным Пправовым Аактам, регулирующим Ббюджетные отношения.

Источниками Ббюджетного Пправа являются Ффедеральные Ззаконы и Ззаконы Ссубъектов Российской Федерации, которые регулируют Ббюджетные отношения. Среди них Федеральный Ззакон “"О бюджетной классификации Российской Федерации”", ежегодно принимаемый Ффедеральный Ззакон о Ффедеральном Ббюджете и аналогичные Ззаконы Ссубъектов Российской Федерации. Кроме того, источниками Ббюджетного Пправа являются и Ззаконы Ссубъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы Ббюджетного Пправа (например, Ббюджетный процесс на уровне Ссубъекта Российской Федерации). Также источниками Ббюджетного Пправа являются Ннормативные Пправовые Аакты представительных (Оорганов) Мместного Ссамоуправления, регулирующие Ббюджетные отношения.

Бюджетно-Пправовые Ннормы содержатся и в Пподзаконных Ннормативных Аактах: Ууказах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в Уактах Ффедеральных, региональных и Мместных Оорганов Иисполнительной Ввласти. Наиболее многочисленными в этой группе источников являются Пприказы и иинструкции Министерства Ффинансов Российской Федерации.

Федеративное Уустройство Российской Федерации, существование Ссистемы Мместного Ссамоуправления Ообъективно обуслаовливают достаточно сложное Ббюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный Ккодекс Российской ФедерацииРФ не даёет понятия Ббюджетного Уустройства, однако анализ основных положений Кодекса позволяет сделать вывод о том, что характеристика Ббюджетного Уустройства складывается из трёех элементов:

•- Сструктуры Ббюджетной Ссистемы, включая Ввнебюджетные и Ццелевые Ббюджетные Ффонды;

•- Ббюджетной классификации;

•- Ппринципов Ббюджетной системы.

Бюджетная Ссистема - основанная на Ээкономических отношениях и Ггосударственном Уустройстве Российской Федерации, урегулированнауемая Ннормами Пправа совокупность Ффедерального Ббюджета, Ббюджетов Ссубъектов Ффедерации, Мместных Ббюджетов и Ббюджетов Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов. Таким образом, можно говорить о трёехуровневой структуре Ббюджетной Ссистемы Российской Федерации: первый уровень - Ффедеральный Ббюджет и Ббюджеты Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов; второй - Ббюджеты Ссубъектов Федерации и Ббюджеты территориальных Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов; третий - Мместные Ббюджеты.

В предмет Пправового регулирования Ббюджетного Пправа входят также Ообщественные отношения, складывающиеся в связи с определением системы доходов и расходов Ббюджетов всех уровней Ббюджетной системы Российской Федерации.

Доходы Ббюджетов формируются за счёет Нналоговых и Нненалоговых поступлений, а также за счёет безвозмездных перечислений (ст. 41 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ).

К Нналоговым доходам относятся Ффедеральные, Ррегиональные и Мместные Нналоги и Ссборы, предусмотренные Нналоговым Ззаконодательством, а также Ппени и Шштрафы, связанные с нарушением Нналогового Ззаконодательства.

К числу неналоговых Ддоходов отнесены:

•- Ддоходы от использования Иимущества, находящегося в Ггосударственной и Ммуниципальной собственности;

•- Ддоходы от платных услуг, оказаннываемых Ббюджетными Уучреждениями, находящимися в ведении Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, Мместного Ссамоуправления;

•- Ссредства, полученные в результате применения мер Ггражданско-Пправовой, Аадминистративной и Ууголовной ответственности (Шштрафы, Кконфискации, Ккомпенсации, возмещение вреда Российской Федерации, Ссубъекту Федерации, Ммуниципальному Ообразованию);

•- Ффинансовая помощь, полученная от Ббюджетов других уровней Ббюджетной системы, за исключением Ббюджетных сссуд и Ббюджетных кредитов.

Доходы Ббюджетов каждого уровня Ббюджетной системы Российской Федерации в зависимости от порядка зачисления в Ббюджет подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы Ззаконодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за определёенным Ббюджетом (Ффедеральным, Ссубъекта Российской Федерации или Мместным). Например, к числу собственных доходов Ффедерального Ббюджета относятся НДС, Аакцизы, Ттаможенные сборы, Ттаможенные платежи, Ггоспошлина и др.

Регулирующие Ддоходы - Ффедеральные и Ррегиональные Нналоги и другие Пплатежи, по которым устанавливаются Ннормативы отчислений (в процентах) в Ббюджеты Ссубъектов и Мместные Ббюджеты на очередной Ффинансовый год, а также на долговременной основе (не менее трёех лет) по разным видам таких доходов. Перечень ежегодно утверждается в Ззаконе о Ббюджете.

Структура расходов Ббюджетной Ссистемы значительно изменилась за последние годы в связи с Ээкономическими преобразованиями в Сстране. В основу формирования расходов всех уровней Ббюджетной Ссистемы Российской Федерации положены цельединые методологические основы, Ннормативы Мминимальной Ббюджетной обеспеченности и Ффинансовых затрат на оказание Ггосударственных услуг.

В зависимости от Ээкономического содержания расходы Ббюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы - часть расходов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение Ккапитального ремонта, расширенное воспроизводство, иные расходы, в результате осуществления которых увеличивается или создаёется Иимущество, находящееся в собственности Российской Федерации, Ссубъекта Российской Федерации, Ммуниципального Ообразования.

Текущие расходы - часть расходов, обеспечивающая функционирование (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, Ббюджетных учреждений, оказание поддержки другим Ббюджетам и отраслям Ээкономики (Ддотации, Ссубсидии, Ссубвенции), рассчитываято есть расходы, обеспечивающие текущее функционирование.

Следующей группой общественных отношений, входящих в состав предмета Пправового регулирования Ббюджетного Пправа, являются отношения, возникающие в ходе Ббюджетного процесса. Бюджетный процесс является одним из Иинститутов подотрасли “"Ббюджетное Пправо”".

Понятие Ббюджетного процесса дает статья 6 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ, определяя его, как Ррегламентированную Ннормами Пправа деятельность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления и участников Ббюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов Ббюджета, проектов Ббюджетов Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов, Уутверждению и исполнению Ббюджетов и Ввнебюджетных Ффондов, а также Кконтролю за их исполнением.

В Ббюджетном процессе можно выделить следующие основные стадии:

•- Ссоставление Ппроектов Ббюджетов и Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов;

•- Ррассмотрение и утверждение Ппроектов Ббюджетов и Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов;

•- Иисполнение Ббюджетов и Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов;

•- Ссоставление, рассмотрение и утверждение отчёетов об Иисполнении Бюбюджетов и Ггосударственных Ввнебюджетных Ффондов.

При этом на всех стадиях Ббюджетного процесса осуществляется Ггосударственный Ффинансовый контроль.

Составление Ппроекта Ббюджета - первая стадия в Ббюджетном процессе. Правовые Оосновы составления Ппроектов Ббюджетов определены в статьях 169 - 184 Бюджетного Ккодекса Российской ФедерацииРФ. В Российской Федерации составление Ппроектов Ббюджетов входит в компетенцию Иисполнительных (Оорганов) Ведомств Ввласти и Мместного Ссамоуправления.

Составление Ббюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе Ссоциально-Ээкономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях Ббюджетной и Нналоговой Пполитики соответствующей территории на очередной Ффинансовый год и иных программных и Пплановых Ддокументах.

Бюджетное Ппослание Президента Российской ФедерацииРФ направляется Федеральному Собранию Российской ФедерацииРФ не позднее Ммарта года, предшествующего очередному Ффинансовому году. В Бюджетном Ппослании Президента Российской ФедерацииРФ определяется Ббюджетная Пполитика Российской Федерации на очередной Ффинансовый год.

Непосредственное составление Ппроектов Ббюджетов осуществляют Министерство Ффинансов Российской ФедерацииРФ, Ффинансовые (Оорганы) Ведомства Ссубъектов Российской Федерации и Ммуниципальных Ообразований. Составление Ппроекта Ффедерального Ббюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного Ффинансового года.

Правительство Российской ФедерацииРФ вносит на рассмотрение Государственной Думы Ппроект Ффедерального Ззакона о Ффедеральном Ббюджете на очередной Ффинансовый год не позднее 26 августа текущего года. Проект Ффедерального Ззакона о Ффедеральном Ббюджете на очередной Ффинансовый год считается внесёенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный Ззаконопроект представляется Президенту Российской ФедерацииРФ.

Второй стадией Ббюджетного Ппроцесса является рассмотрение и утверждение Ппроекта Ббюджета. Государственная Дума рассматривает Ппроект Ффедерального Ззакона о Ффедеральном Ббюджете на очередной Ффинансовый год в четырёех чтениях.

Третья стадия Ббюджетного процесса - исполнение Ббюджета. Исполнить Ббюджет - значит своевременно получить все запланированные по Ббюджету доходы и вовремя произвести все запланированные по Ббюджету расходы.

В Российской Федерации исполнение Ббюджетов, управление счетами Ббюджетов и Ббюджетными средствами возлагаются на (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти. Федеральный Ббюджет исполняется Федеральным Кказначейством. В ряде случаев (при наличии заключёенного Ссоглашения) Федеральное Кказначейство Иисполняет Ббюджеты и Ссубъектов Российской Федерации, и Ммуниципальных Ообразований. Таким образом, уустанавливается Кказначейское Иисполнение Ббюджета.

Четвёертая стадия Ббюджетного Ппроцесса - составление, рассмотрение и утверждение отчёета об исполнении Ббюджета. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской ФедерацииРФ представляет в Государственную Думу и Счёетную Ппалату Российской Федерации отчёет об Иисполнении Ффедерального Ббюджета за Оотчёетный Ффинансовый год в форме Ффедерального Ззакона.

Отчёет об исполнении Ффедерального Ббюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и Ббюджетной классификацией, которые применялись при утверждении Ззакона о Ббюджете на Оотчёетный год.

Счёетная Ппалата Российской ФедерацииРФ проводит проверку отчёета об Иисполнении Ффедерального Ббюджета за Оотчёетный Ффинансовый год и готовит Ззаключение по Оотчёету Правительства Российской ФедерацииРФ об Иисполнении Ффедерального Ббюджета в течение 4,5 месяцев после представления Правительством Российской ФедерацииРФ указанного отчёета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведёенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчёет об исполнении Ффедерального Ббюджета в течение 1,5 месяцев после получения Ззаключения Счёетной Ппалаты Российской ФедерацииРФ.

По Иитогам рассмотрения отчёета об Иисполнении Ффедерального Ббюджета и Ззаключения Счёетной Ппалаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

•- об Уутверждении Оотчёета об Иисполнении Ффедерального Ббюджета;

•- об Оотклонении Оотчёета об Иисполнении Ффедерального Ббюджета.

18.3. Налоговое Пправо Российской Федерации.

Налоговое Пправо является подотраслью Ффинансового Пправа. Налоговое Пправо и Нналоги являются взаимосвязанными равносвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности Нналогового Пправа и Нналоговых Пправоотношений, необходимо определить понятие Нналога и выделить его признаки.

Налоговый Ккодекс Российской Федерации определяет Нналог, как Ообязательный, Ииндивидуально-Ббезвозмездный платёеж, взимаемый взысканный с Оорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на Пправе собственности, хозяйственного ведения или Ооперативного Ууправления денежных средств в целях Ффинансового обеспечения деятельности Ггосударства и (или) Ммуниципальных Ообразований (ст. 8 Налогового Ккодекса Российской ФедерацииРФ).

Само понятие уже содержит основные Ююридические признаки Нналога: Ообязательность, Ииндивидуальность, Ббезвозвратность и Ббезвозмездность Ууплаты, Ллегитимность, Ууплата производится в денежной форме, вносятся Пплатежи в Ббюджет или Ввнебюджетный Ффонд, Аабстрактность.

В отличие от Нналога, Ссбор - это Ообязательный Ввзнос, взимаемый взысканный с Оорганизаций и физических Ллиц, Ууплата которого является одним из Уусловий совершения в отношении Пплательщиков Ссборов Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами, (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления, иными уполномоченными (Оорганами) Ведомствами и Ддолжностными Ллицами Ююридически значимых действий, включая предоставление определёенных Пправ или выдачу разрешений (Ллицензий) (ст. 8 Налогового Ккодекса Российской ФедерацииРФ).

Данное понятие “"сбор”" прилагаимеет Ссобирательное значение и даёется в таком же значении, в каком оно употреблено в Конституции Российской ФедерацииРФ, охватывая собственно сборы, а также Ппошлины. При этом Нналог, Ссбор и Ппошлина прилагаимеют определёеннымие отличиями. Налог представляет собой, как Пправило, Ссистематический Ввзнос, уплаченниваемый без всякого встречного удовлетворения (означаетто есть безвозмездно). Сбор - это Пплата Ггосударству за Пправо пользования или Пправо деятельности. Пошлина - это Пплата за совершение действий Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами.

Классифицировать Нналоги можно по различным основаниям.

По способу взимания взыскания Нналоги делятся на:

•- Ппрямые (Пподоходно-поимущественные) - в

Наши рекомендации