Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
3. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Особенности совместной собственности влияют на осуществление распоряжения общим имуществом, основанного на взаимном доверии и единстве личных и имущественных интересов в семье. Гражданским и семейным законодательством установлена презумпция согласия другого супруга при распоряжении общим супружеским имуществом (п. 2 ст. 35 СК, п. 2 ст. 253 ГК). Это означает, что супруг, заключающий сделку, не нуждается в доверенности и не обязан доказывать, что другой супруг выразил согласие на ее заключение. В повседневной жизни каждый из супругов довольно часто совершает разнообразные сделки (делает покупки, оплачивает услуги и тому подобное), а поэтому необходимость предоставления доказательств согласия другого супруга привела бы к чрезвычайному затруднению гражданского оборота.
Закрепляя презумпцию согласия другого супруга, законодатель исходит из нормальных, доверительных отношений в семье. Кроме того, такая презумпция призвана обеспечить и интересы добросовестных контрагентов. Поскольку брак основан на взаимном доверии, общности супружеских интересов, нельзя каждый раз требовать от третьего лица, чтобы оно удостоверялось в наличии согласованности действий супругов, заключая сделку с одним из них. Подобное требование «не только поставило бы оборот в очень тяжелое положение, но и в большинстве случаев было бы практически неосуществимо»2.
Презумпция согласия супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом не всегда соответствует действительности и может быть опровергнута, ведь это не более чем предположение. В частности, если один из супругов совершает сделку без согласия другого, такая сделка может быть признана судом недействительной по иску супруга, чье право было нарушено, только тогда, когда другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о несогласии супруга на совершение данной сделки (ст. 253 ГК, п. 2 ст. 35 СК). Таким образом, суд признает сделку недействительной лишь в том случае, если третье лицо действовало недобросовестно3. При этом форма «согласия» по общему правилу не имеет значения: она может быть и письменной, и устной4.
Предоставляя возможность добросовестному супругу признать сделку по распоряжению общим имуществом, совершенной другим супругом, недействительной по мотиву отсутствия согласия супруга, закон, вместе с тем, не устанавливает срок исковой давности. С учетом положений ст. ст. 4 и 9 СК РФ представляется возможным применить к такому требованию срок исковой давности, предусмотренный п. 2 ст. 181 ГК РФ, т.е. один год. При этом срок исковой давности начинает течь с того момента, когда супруг узнал или должен был узнать о совершении сделки другим супругом без его согласия.
Представляется, что в п. 2 ст. 35 СК следует прямо указать на годичный срок исковой давности, как это сделано в п. 3 ст. 35 СК РФ.
Особые правила п. 3 ст. 35 СК РФ устанавливает для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке. В этом случае необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Это означает, что оно должно быть официально закреплено в специальном документе, в котором отражается содержание сделки, он должен быть подписан лицом, совершающим эту сделку (как согласие), а также соблюдены правила по оформлению документа (удостоверительная надпись, подпись, печать нотариуса и т.д.).
Необходимость в регулировании перечисленных отношений посредством жесткого правового предписания вызвана тем, что недвижимое или иное имущество, сделки с которым связаны с обязательным нотариальным или регистрационным порядком оформления, является самой значимой частью общего имущества супругов и, как правило, обладает высокой стоимостью. Поэтому при распоряжении этим имуществом одним из супругов презумпции согласия другого супруга на сделку недостаточно, поскольку под угрозой одновременно оказываются и имущественные права второго супруга, и устойчивость гражданского оборота, чего нельзя допустить5.
Итак, как следует из п. 3 ст. 35 СК РФ, согласие супруга должно быть нотариально удостоверено в следующих трех случаях:
1) при совершении сделки по распоряжению недвижимостью;
2) при совершении сделки, требующей нотариального удостоверения;
3) при совершении сделки, для которой предусмотрена обязательная государственная регистрация.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе леса и многолетние насаждения, жилые и нежилые помещения, здания, сооружения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы. Кроме того, ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Нотариально удостоверенное согласие супруга необходимо и при совершении сделок, требующих нотариального оформления. Нотариальная форма требуется для совершения сделок, прямо предусмотренных законом (ст. 163 ГК РФ). В настоящее время круг сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, сведен к минимуму: договор ренты (ст. 584 ГК РФ), доверенность на право заключения сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 186 ГК РФ), доверенности, выдаваемые в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ), уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. ст. 389, 391 ГК РФ), завещание (ст. 1124 ГК РФ). Кроме того, нотариальное удостоверение сделок возможно также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида нотариальная форма и не требовалась бы (ст. 163 ГК). Например, договор займа супруги решили удостоверить в нотариальном порядке. В этом случае согласие другого супруга должно быть обязательно нотариально удостоверено6.