Понятие, основные черты и основания административной ответственности, административное правонарушение.

Ответственность — многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя:

а) осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение;

б) оценку поведения и его социально-значимые последствия;

в) наложение наказания от имени государства.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности:

— административную;

— материальную (для лиц, на которых не распространяются действия норм трудового права);

— дисциплинарную;

С учетом этого необходимо различать понятия "ответственность по административному праву" и "административная ответственность". Второе понятие значительно уже первого. На основе норм административного права могут применяться кроме норм юридической ответственности, различные меры общественного воздействия. Эти меры близки к дисциплинарной и административной ответственности, но не к первой, ни ко второй они не относятся.

Одни виды ответственности на основе норм административного права имеют главной целью укрепить дисциплину, гарантировать служебную подчиненность, другие — компенсировать в административном порядке имущественный ущерб, причиненный неправильными действиями подчиненных.

В сфере дисциплинарной ответственности наблюдается тесное переплетение норм трудового и административного права. Это определяется тем, что государственные служащие и работники государственного аппарата подпадают в, принципе, под действие норм трудового права. Но имеется и специфика служебного статуса руководящих работников и некоторых других служащих. В некоторых областях дисциплинарная ответственность наступает только на основе административного права (военнослужащие и приравненные к ним лица).

Материальная ответственность военнослужащих, применяемая командованием, регулируется нормами административного права. Материальная ответственность в "гражданских" ведомствах наступает по нормам трудового права, но с учетом специфики должностного положения лиц, а оно определяется нормами административного права. Материальная ответственность имеет много общего с гражданско-правовой имущественной ответственностью, однако в отличие от нее связана с исполнение виновным трудовых или служебных обязанностей.

Одна из характерных особенностей ответственности по административному праву состоит в том, что она применяется чаще всего органами исполнительной власти и их должностными лицами, причем в одних случаях в рамках отношений служебной подчиненности с теми, к кому эти меры применяются, а в других случаях при отсутствии ее.

Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права — государственного, трудового, финансового, земельного, лесного, водного и других. Это особо ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности.

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая во всех случаях есть результат неправомерного поведения лица и выражается в применении к нему полномочными органами или должностными лицами в установленном законом порядке соответствующих юридических санкций.

Административная ответственность наступает при наличии состава правонарушения, т.е. действия либо бездействия, противоречащего предписаниям той или иной правовой нормы. Ответственность есть реакция государства и общества на правонарушение. Она влечет определенное последствие — предусмотренное правовыми нормами (их санкциями) наказание за содеянное. Вместе с тем административная ответственность имеет особенности, которые четко проявляются при сравнении ее с иными видами ответственности.

Во-первых, административная ответственность устанавливается как федеральными законами, законами субъектов Федерации, об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, главным источником которых является Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.

Во-вторых, для административной ответственности характерно особое основание — административное правонарушение (проступок). Единственным исключением из этого является возможность применения административной ответственности за совершение уголовного преступления, не представляющего большой общественной опасности.

В-третьих, административная ответственность, как и все меры административного принуждения, применяется, как правило, во вне судебном порядке, т.е. непосредственно полномочными органами исполнительной власти. Применение мер административной ответственности есть одна из наиболее показательных форм проявления административной юрисдикции, т.е. реализации предоставленной органам управления юрисдикционной компетенции. В случаях, специально предусмотренных законодательством, меры административной ответственности могут применяться судами (мировыми судьями), но в порядке осуществления административной юрисдикции.

В-четвертых, преимущественно внесудебный порядок применения мер административной ответственности не означает, что все случаи использования юридических санкций в таком порядке можно квалифицировать как административную ответственность. В частности, не является административной ответственностью административно — предупредительные меры и меры административного пресечения, которые применяются во вне судебном порядке. Существенно отличается от нее и дисциплинарная ответственность, привлечение к которой осуществляется во вне судебном порядке.

В-пятых, административная ответственность выражается в наложении на лицо, совершившее административное правонарушение, полномочным органом исполнительной власти особого административного наказания, которое по своей сути и есть мера административной ответственности. Это существенно отличается от основ уголовной ответственности, где за преступления предусмотрено уголовное наказание. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении взысканий за противоправные проступки в порядке подчиненности.

Имущественные санкции являются выражением применения материальной ответственности.

В-шестых, субъектами административной ответственности могут выступать как физические лица, так и коллективные образования (объединения, организации). В тоже время, к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица.

В-седьмых, административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Данное условие существенно отличается от дисциплинарной ответственности, меры которой к работникам и служащим применяются в порядке подчиненности.

В настоящее время порядок установления и применения всех мер административной ответственности определен Кодексом РФ об административных правонарушениях. Он определяет круг правил, за нарушение которых устанавливается административная ответственность. Это, например, правила: дорожного движения, воинского учета, пограничного режима, паспортной системы и т.д.

Кодекс РФ об административных правонарушениях наряду с общими положениями конкретно определяет круг органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, содержит процессуальные нормы о порядке производства по делам об административных правонарушениях, а также систему административно-правовых запретов (составов административных правонарушений), сгруппированных по объектам посягательства.

Установлены следующие основные правила действия законодательства об ответственности за административные правонарушения. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту его совершения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Как мы уже отмечали выше, основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Рассмотрим его состав более подробно. Под составом административного правонарушения (проступка) понимается установленная правом совокупность признаков, при которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Под признаками (элементами) состава административного правонарушения понимают:

· объект;

· объективную сторону;

· субъект;

· субъективную сторону.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Так, в ст.19.3. объектом являются "законное распоряжение или требование военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел, либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.

Объективная сторона состава проступка — это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (кража, торговля, хранение и т.п.). В приведенном выше примере противоправном деянием являться "неповиновение". Другой признак, вред, причиненный деянием и причинно-следственная связь между вредом и противоправным деянием. Вред, является обязательным в материальном составе административного проступка. В формальном составе, он не обязателен. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодательство во многих случаях ставит в зависимость от времени, места (общественное место), способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичность. Такие понятия как, "неоднократность", "повторность", "длящееся нарушение" характеризующие действие или бездействие так же могут входить в содержание объективной стороны административного проступка.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и те же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно.

Особое внимание обращает на себя институт субъектов административного правонарушения, которыми признаются физические и юридические лица. Субъект административного правонарушения — лицо его совершившее и подлежащее в силу этого административной ответственности. Посягательства на общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, могут составить содержание противоправного поведения граждан РФ, должностных лиц и военнослужащих, юридических лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

В юридической литературе существует несколько подходов к градации присущей субъекту исходя из его признаков. Мы предлагаем Вам следующий, который делит все характерные черты субъектов на две группы: общие и особенные (специальные). Общими признаются те, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Это, во-первых — вменяемость и, во-вторых — достижение 16-летнего возраста. Данные признаки закреплены статьями главы
2 КоАП.

пециальные признаки можно поделить на несколько групп, которые отражают:
а) выполнение профессиональных функций и служебного положения (должностное лицо, капитан судна, водитель и т.д.);

б) прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, привлекавшееся к административной ответственности);

в) иные особенности правового статуса граждан (военнослужащий, иностранец и др.)

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Следующей характеризующей чертой административного правонарушения является субъективная сторона. Другими словами — это совокупность признаков, определяющих психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она выражается в виновности правонарушителя. Обязательный признак административного правонарушения — есть вина, которая может проявляться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2. КоАП).

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилась к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо законах субъектов Федерации, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Так, ст. 20.3. КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за демонстрирование фашистской атрибутики и символики в целях пропаганды такой атрибутики и символики. Отсутствие такой цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

С 1 июля 2002 вводится понятие виновности юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Только при наличии состава административного правонарушения, лицо его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Определение правонарушения дается в ст. 2.1 КоАП РФ которая определяет его как противоправное, виновное, действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Это понятие охватывает собой основные признаки административного правонарушения, которыми являются:

а) антиобщественная направленность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость деяния.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам государства, общества и его граждан. Антиобщественность деяния определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность определяется совершением деяния, нарушающего определенные нормы права. Отличительным элементом является то, что соблюдение норм охраняется мерами административной ответственности. Противоправность является обязательным признаком административного проступка. Административная ответственность может наступить, если лицо совершило правонарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП или законодательного акта субъекта Федерации.

Виновность деяния подразумевает, что оно было совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния таковым.

Наказуемость деяния, т.е. возможность применения административных наказаний, является общим свойством административных правонарушений. В соответствии со ст. 1.6. КоАП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные проступки определены КоАП.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся:

— раскаяние лица привлекаемого к административной ответственности;

— предотвращение лицом, привлекаемым к административной ответственности вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним;

— совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов Федерации могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), судья, разрешающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное совершение однородного правонарушения, за которое лицо подвергалось административному наказанию, по которому не истек год, со дня окончания исполнения постановления о наложении наказания;

— вовлечение несовершеннолетних в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), судья, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

6.2. Понятие, виды административных наказаний. Ограничение и
освобождение от административной ответственности, назначение административных наказаний.

При рассмотрении первого вопроса нашей лекции, мы уже обращались к такому понятию, как административное наказание. Как Вам известно, оно налагается за совершение административного правонарушения.

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение. Оно используется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания находят свое выражение, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на нарушителя. Часть применяемых наказаний сочетают в себе одновременно и материальное воздействие, и моральное осуждение, и временное ограничение прав и свобод.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают следующую систему административных наказаний:

· предупреждение;

· административный штраф;

· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

· дисквалификация;

· административное приостановление деятельности.

Административные наказания подразделяются на основные и дополнительные. Кроме возмездного изъятия и конфискации предметов и административного выдворения, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных, все другие административные наказания применяются только как основные. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказания.

Предупреждение - наиболее мягкое администpативное наказания моpального хаpактеpа, пpименяемое, как пpавило, пpи малозначительности пpавонаpушения, пpи неосведомленности пpавонаpушителя о действующих общеобязательных пpавилах. Его суть — официальное пpедупpеждение пpавонаpушителя. В качестве администpативного наказания пpедупpеждение pассматpивается лишь в тех случаях, когда оно выносится в официальной фоpме. Устное пpедупpеждение администpативным наказания не считается. Кроме письменной фоpмы возможна фиксация пpедупpеждения в пpедусмотpенных законодательством случаях иным установленным способом.

Штраф (административный штраф) - денежное взыскание, налагаемое на лицо, совеpшившее администpативное пpавонаpушение. Ноэто — не меpа возмещения матеpиального ущеpба. Администpативный штpаф — меpа наказания, имеющая матеpиальный (имущественный) хаpактеp. Законодательством установлены pазличные pазмеpы штpафа. Он не может быть меньше 1/10 МРОТ. Но не больше 25 МРОТ- для физических лиц, 50 МРОТ- для должностных лиц, 1000 МРОТ – юридических лиц.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, означает, что пpедмет пpинудительно изымается, затем pеализуется и бывшему собственнику пеpедается выpученная сумма за вычетом pасходов по его pеализации. В таком поpядке изымаются, напpимеp, охотничье и иное огнестpельное оpужие, пpинадлежащее лицам, систематически наpушающим общественный поpядок, злоупотpебляющим спиpтными напитками или стpадающим психическими заболеваниями.

Изъятое оружие pеализуется тоpгующими оpганизациями на комиссионных началах. Возмездное изъятие охотничьего оружия, б/припасов, орудий охоты и рыболовства не может применятся к лицам, для которых охота и рыболовство является основным источником средств к существованию. Изъятие назначается судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, состоит в пpинудительном безвозмездном обpащении этого пpедмета в собственность госудаpства. Как пpавило, конфискуются пpедметы, находящиеся в личной собственности наpушителей, если иное не пpедусмотpено законом. Законодатель устанавливает пеpечень пpедметов, не подлежащих конфискации. Конфискуются в администpативном поpядке, как пpавило, оружие у лиц, занимающихся незаконной охотой, пpедметы контpабанды. Конфискация охотничьего оружия, б/припасов, орудий охоты и рыболовства не может применятся к лицам, для которых охота и рыболовство является основным источником средств к существованию. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота, либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего правонарушение, по причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства. Конфискация назначается судьей.

Лишение специального права, пpедоставленного гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты) пpименяется на сpок от месяца до двух лет за гpубое или систематическое наpушение поpядка пользования им. Лишение пpава упpавления тpанспоpтными сpедствами не пpименяется к лицам, котоpые пользуются ими в связи с инвалидностью, за исключением случаев, например, упpавления в состоянии опьянения; лишение пpава охоты не пpименяется к лицам, для котоpых охота является основным сpедством существования. Лишение специального права назначается судьей.

Административный арест пpименяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды администpативных пpавонаpушений, заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. За нарушение требований ЧП или режима в зоне проведения контртеррористической операции, арест увеличивается до 30 суток. Арест не пpименяется к беpеменым женщинам, женщинам, имеющим детей в возpасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1 и 2 гpупп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Арест назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством России, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации. Назначается выдворение судьей, а при въезде в РФ – соответствующими должностными лицами ФПС РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, в иных случаев управления юридическим лицом. Дисквалификация назначается судьей, на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может применятся к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к члена совета директоров, к лицам осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Условиями освобождения от административной ответственности являются:

а) отсутствие в действиях (бездействии) нарушителя состава правонарушения;

б) целесообразность применения к нарушителю устного замечания (ст. 2.9 КоАП);

в) действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7.);

г) невменяемость лица, совершившего административное правонарушение (ст. 2.8.);

д) истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5.).

Ограничение административной ответственности может выражаться в сужении сферы применения к тем или иным субъектам административных правонарушений наказаний либо основания для их применения. Говоря о первой группе субъектов, законодательство признавая их правонарушителями, определяет, что к ним не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное административное правонарушение. Согласно КоАП административный арест не может применяться в отношении беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лиц не достигших 18 лет, инвалидов I и II группы.

Ограничение оснований для применения административных наказаний установлены в отношении определенных категорий лиц, находящихся на государственной службе: а) военнослужащих и приравненных к ним лиц; б) судей; в) прокуроров; г) лиц, имеющих депутатскую неприкосновенность.

Такая категория лиц, как военнослужащие и призванные на военные сборы, лица сотрудники МВД, таможенных органов и органов уголовно-исполнительной системы несут ответственность за административные правонарушения по актам, предусматривающим дисциплинарную ответственность. В тоже время, за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства, таможенных правил и т.д. (ст.2.5.), они несут ответственность на общих основаниях. Административный арест не применяется к указанным лицам. А к военнослужащим по призыву не применяется также административный штраф. Не подлежат административной ответственности за административные проступки иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Российской Федерации.

Наши рекомендации