Значение функций государства: их влияние на все процессы, происходящие в государстве и обществе.
Основные черты функций государства:
· комплексный, синтезирующий характер (содержание каждой складывается из множества однородных аспектов деятельности государства);
· никогда не бывают социально нейтральными;
· имеют прямую связь с целями и задачами государства на определенном этапе его развития;
· отличаются методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
Классификация функций государства:
1) по направленности решаемых государством целей и задач:
· внутренние (экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная);
· внешние (оборонная, международное сотрудничество, экологическая);
2) по продолжительности существования:
· постоянные;
· временные.
3) по принципу разделения властей:
· законодательные;
· управленческие;
· правоохранительные;
· информационные.
4) в зависимости от сфер приложения:
· политические;
· социальные;
· экономические.
5) по форме реализации:
· правотворческие;
· правоприменительные;
· правоохранительные.
Государство осуществляет свои функции в характерных для него формах и специфическими методами. В юридической науке существует двоякое понимание форм осуществления функций государства.
Во-первых, под формами принято понимать специфические виды государственной деятельности, отличные от деятельности негосударственных органов. К ним относятся законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная формы реализации функций государства.
Во-вторых, под формой осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой или организационной. Правовые формы всегда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий государственных органов и должностных лиц на основе права и в рамках закона. Организационные формы могут носить и неправовой характер.
Правовые формы осуществления функций государства — это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность.
Правотворческая деятельность выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и от мене старых юридических норм.
Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в форме: оперативно-исполнительной и правоохранительной.
Оперативно-исполнительная деятельность — это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлений, приказов и других правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом.
Организационные (неправовые) формы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды.
• Организационно-регламентирующая деятельность;
• Организационно-хозяйственная деятельность;
• Организационно-идеологическая деятельность.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных организаций государство прибегает к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субсидии и др.
14. Форма правления как элемент формы государства: понятие, содержательная характеристика видов.
Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и др.
Форма государства включает в себя:
1) Форма правления (то как идет управление) характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением
В зависимости от особенностей формы правления подразделяются на монархические (Др.Восточная, Ср.вековые, Раннефеодальная, сословно-предельная, абсолютная, современная: парламентская, дуалистическая, выборная) и республиканские (высший орган государственной власти выборный, избирается населением (парламентские, президентские, смешанные).
2) Форма государственного устройства (отражает административно территориальное государства, раскрывающий характер взаимоотношений между государством в целом и его составными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные).
3) Политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают демократический и антидемократические государственные режимы)
Демократический – это режим, основанный на признании государством прав и свобод граждан, на их участие в управлении делами государства через выборные представительные органы или непосредственно.
Антидемократические режимы: методы давления, насилия идеологической обработки. Права и свободы человека и гр-на ограничены и не защищены. (авторитарный, тоталитарный)
Авторитарный политический режим – режим, основанный на отчуждении государственной власти от народа, на централизации власти и снижении роли представительных органов, на безаппеляционном, командном методе руководства и безусловном повиновении граждан центральным органам власти, где власть может быть сосредоточена в руках одного лидера.
Авторитарный режим можно рассматривать как компромисс между тоталитарным и демократическим политическим режимами
Тоталитарный политический режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма правления показывает, что из себя представляет высший орган государственной власти, как он организован, как создаются высшие органы власти и каково их строение, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и иными государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан. По формам правления государства делятся на монархии и республики.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.
Признаки монархии:
1. власть передается по наследству
2. принадлежит одному лицу
Виды монархий:
Древневосточная или Восточная Деспотия – где монарх рассматривается не только как глава светской власти, а как религиозный лидер. Религия выступала средством управления общинных отношений.
Средневековые Монархии – происходят в своем развитии этап раннефеодальной сословно-предельной и абсолютной монархии.
Раннефеодальная (когда государство не было политически и территориально целостным и состояло из множества самостоятельных феодальных владений, власть монарха была слабой)
Абсолютная монархия (или неограниченная), когда власть главы государства никем и ничем не ограничена. Единственный носитель суверенитета государства – монарх (современные – Саудовская Аравия)
Ограниченная монархия или сословно-представительная, когда власть монарха ограничена, наряду с монархом действуют другие высшие государственные органы (либо представительство от сословий). Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия.
Современные Монархии – существуют в форме конституционных Монархий, где власть монарха регламентирована, сдержана Конституцией. Она может быть парламентской, дуалистической и выборной.
Парламентская монархия – при которой высшей государственной властью обладает парламент, а власть монарха носит формальный, номинальный характер. Парламент формирует и контролирует деятельность правительства (Великобритания).
Дуалистическая монархия – где власть поделена между парлементом и монархом. (Объдиненные Араб Эмираты, Царская Россия в 20 годах)
Выборная монархия – когда монарх избирается населением на определенный срок (Малайзия).
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
1. выборность власти
2. срочность
3. зависимость от избирателей
Древние и средневековые республики складывались в основном в форме аристократических или демократических республик.
В зависимости от того, какой орган власти парламент или президент формируют и контролируют деятельность исполнительной власти правительство республики делятся
Современные республики могут быть парламентскими (Германия, Италия), президентскими (США, Сирия) и смешанными (Франция, Финляндия).
15. Форма политико-территориального (государственного) устройства как элемент формы государства: понятие, содержательная характеристика видов.
Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
По форме государственного устройства государства подразделяются на
1. унитарные,
2. федеративные и
3. конфедеративные.
Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр.
Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
16. Политический (государственный) режим как элемент формы государства: понятие, содержательная характеристика видов.
Политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают политические (государственные) режимы:
1. демократический и
2. антидемократический (тоталитарный, авторитарный)
Основные характеристики демократического режима:
· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
· предполагается существование правового государства и гражданского общества;
· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
· силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
· доминируют методы убеждения, компромисса;
· политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
· гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
· реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:
1.
1. прямой (непосредственной) и
2. представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
Основные характеристики антидемократических режимов:
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основные характеристики тоталитарного политического режима:
· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
· общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
· государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
· фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Основные характеристики авторитарного политического режима:
· в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
· игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
· роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
· суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
· сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
· в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
· сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
· существует частичный плюрализм;
· права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
· силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:
1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
2. Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.
3. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
4. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы.
5. Категории "политическая система" и "политический режим" тесно связаны между собой. Если первая (политическая система) показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая (политический режим) - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает
· стабильность и определенную упорядоченность политической власти;
· управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
· достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется
1. уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов;
2. структурированностью правящей элиты;
3. состоянием отношений с бюрократией;
4. развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Признаки политического режима:
· степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
· характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
· положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
· место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
· тип политического поведения; характер политического лидерства;
· доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
· политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
· меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
17. Государственная власть: понятие и признаки. Легализация и легитимация государственной власти.
Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Одним из главных признаков государства является наличие публичной государственной власти. Говоря о проблеме государственной власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.
Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть – явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).
Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
Легализация государственной власти
В современных условиях легализация государственной власти означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего, Конституцией; опору власти на закон.
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности:
законным должно быть ее происхождение (узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны);
законной должна быть организация власти (в современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа - выборов, референдума и др.);
законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать;
законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти (они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей).
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.
В условиях антидемократических режимов конституции могут приниматься лишь внешне демократическими методами. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной.
Легитимация государственной власти
Легитимность - сущностное свойство государственной власти.
Легитимность – это форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами.
Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.
Легитимность
в широком смысле — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться;
в узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Таким образом, следует отличать
Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Легитимность представительных органов - на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов; эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти.
Легитимность органов управления - путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.
Согласно классической теории Макса Вебера, легитимность характеризуют два фундаментальных признака:
признание власти, реализуемой существующими институт