Мне кажется, что вы готовы к тому чтобы всё-таки структурировать это. Время принять ту ответственность, которая должна быть и не принимать на себя, то что не нужно принимать.

И может быть, если у вас будет желание, действительно продолжить этот разговор в этом центре, с другим специалистом, как-то более подробно понять свою мотивацию, откуда идет действительно это жесткое требование дисциплины, откуда идет чувство вины? Откуда берется, из каких таких глубин, и может быть облегчить жизнь...

Кл. (с улыбкой) ну да, мой сатурн и с ним нужно что-то сделать. Обязательно. Спасибо за беседу!

Конс. И Вам спасибо!



Клиент предъявляет проблему, с которой пришел.

Гипотеза: Под универсальностью проблемы ("может она довольно частая") кроется тревожность клиента, возможно связанная не просто с переходом на новую работу и обеспокоенностью баланса между работой и личной жизнью ("как сбалансировать, чтобы не целиком погружаться, а успевать делать все остальное"), а некий конфликт, идущий из ранних периодов жизни.

"+-" Конс. суммирует содержание для уточнения запроса.

Через чур многословно, при этом применено не употребленное клиентом слово "структурировать". Возможно, достаточно было бы ограничиться фразой "Так ли я поняла, что вы ищете способ сбалансировать рабочий и бытовой распорядок"..

Суммирование клиентом принято и он его дополняет и называет испытываемое им чувство стыда.

Также, клиент воспользовался словом, названным ранее консультантом "структурировать". Вероятно контакт между клиентом и консультантом произошел.

Гипотеза: Клиент имеет паттерн поведения, связанный с принятием чужого когнитивного вмешательства. Суть паттерна - получение наиболее безопасного состояния в контакте.

"+" Консультант откликается на обозначенное клиентом чувство стыда и предлагает ему поговорить про это чувство.

"+" возвращение к конкретике запроса

"+"

Гипотеза: Раскрытие и осознавание чувств причиняет клиенту страдание, он выстраивает защиту, "забывая" вопрос консультанта. Отвлекается на пространное рассуждение, интеллектуализируя и даже оправдываясь (страх).

"+" Комментарий консультанта, с элементом интерпретации состояния клиента.

Клиент в раздражении.

Гипотеза: Очевидно, что в зоне раздражения сейчас находится консультант. Затронута болезненная тема с иртерпретацией "убегания".

Клиент говорит об усталости и возможности поссориться с друзьями "на ровном месте" - это все касается консультанта.

Консультант перефразирует.

"-" Считаю, что здесь вернее было спросить клиента, а как вы себя сейчас чувствуете по отношению к текушей беседе, вы как будто и сейчас несете некую ответственность и она вас утомляет. Этот вопрос мог дать возможность направить беседу к чувствам клиента.

"+" выбор направления беседы в сторону разъяснения и проговаривания эмоции потери ресурса

"-+" опасный вопрос, мог быть услышан как конфронтация.

"-" многословно

"+" прояснение и определение чувств клиента

Гипотеза: клиентка уходит от разговора о сестре , переключаясь на более безопасный рассказ о "молодом человеке". Очевидно, не последующих сессиях консультанту нужно будет более подробно раскрывать систему отношений с сестрой и с матерью.

"+"

"+"

"+"

"+"

Гипотеза. Клиент испытывает аутоагрессию и вину за "не взрослость". Вероятно это связано с невозможностью введения в зону обоснованной критики значимых фигур детства клиентки. Т.е. гнев обращен на себя и деструктивен. И видимо есть проблема с идентичностью у клиента.

"+"

"-+" консультант применяет директивный способ с целью вовлечения клиента в процесс исследования или модификации его чувств. Минус в том, что это было передержано по времени и клиентка могла разорвать контакт. Конс. следовало бы раньше остановиться.

Гипотеза: Клиент избегает называния чувства гнева. Интеллектуализирует гнев.

"+-" С одной стороны, это применение универсальности (т.е. сообщение клиенту, что его переживания имеют стандарный и универсальный характер), это тот метод, который, как мы ранее заметили привычно снимает тревожность. С другой стороны не верно выбранная интонация консультанта могла быть принята за педагогическую надменность и вызвать отторжение клиента.

Гипотеза: Клиент смехом постоянно обесценивает свое чувство гнева... Возможно из-за присутствия наблюдателей в аудитории.

Гипотеза: Клиентке стало слишком много давления на нее "про злость" и она говорит "хватит, не давите", обращенное к кому-то, но фактически к консультанту. Контакт с клиентом потерян в этот момент.

"+" согласна с вопросом, возможно этот осознанный шаг консультанта назад к возврату контакта.

"-" какой-то перегруженный многословный вопрос..

"-+" Здесь консультант обнаруживает и называет конфликт в сознании клиента, но многословность вопроса мешает сконцентрировать внимание клиента на конфликте. Следовало бы остановиться на первом предложении.

"-" вопрос не конкретен и не понятен клиенту, видимо.

Гипотеза:очевидно, что клиент смущен, и что усталость и раздражительность происходит от сессии.

"+"

"+"

"+" вопрос позводяет клиентке сделать вывод о противоречии.

"+"

"+" отклик консультанта на объяснение восприятия клиента, направленный на снятие тревожности

"+" консультант приблизижает клиентку к осмыслению способов облегчения проблемы и причин их неиспользования

"+"

«+» Консультант направил внимание клиентки на формирование новой модели в поведении.

"+" консультант называет новое чувство клиента в беседе, клиент сразу откликается.

Гипотеза: Похоже, клиентка не очень понимает, что с ней происходит, уходит от осознания чувства вины, не смотря на первоначальное оживление и смещает ответственность на неведомые силы «это проклятье.. или еще можно назвать сатурн» - как будто бы она этим не управляет.

"-" не использование возможности спросить о том, чего же именно хочет "нормальная - рациональная часть" и как она обычно справляется с мазохистической. И что именно подразумевается клиентом под этим словом.

"+-" поддержка и признание консультантом правомерности чувств клиента, но , в то же время неиспользование повода для интервенции в сторону " кошмар, что с этим делать?"

"+" формулировка альтернативы

Клиентка уходит от выбора, предложенного консультантом, предлагая свой вариант, выстраивает защиту и называет ее "вместо того чтобы сфокусироваться, я избегаю"

"-" лишний вопрос.

Следовало бы спросить - например, что вам это дает и от чего защищает? Т.е. копнуть в смысл избегания того, что клиент обозначил как "главное". И является это главным на самом деле для него.

"-" консультант применил педагогическую интонацию и не отреагировал на извинение клиентки, считаю, что здесь был повод для исследования причины этого извинения: "что вас побудило извиниться сейчас? что вы почувствовали?"

«+» Консультант пытается прояснять более глубокие смыслы раздражения клиентки.

Клиентка проявляет сопротивление исследованию своих чувств. Возможно, таким образом она защищается от встречи со своим чувством вины.

«+» Консультант направляет внимание клиентки на формирование новой модели в поведении и определения какие неудовлетворенные потребности станут предметом изменения и каким именно образом.

Гипотеза: Клиентка испытывает ощущение амбивалентности, с одной стороны очевидна усталость от сессии, а с другой огорчение от ее окончания и страх, что решение проблемы не найдено.

  АНАЛИЗ Знакомство. "+" Клиентка смущенно улыбается. Консультант жестом руки обозначает клиенту, где ему сесть и дружественно улыбается в ответ, чтобы задать тон консультации и расположить клиента к себе.   "+" Здесь целью терапевта явл. информирование клиента и обозначение структуры (определение сути, границ и норм встречи) сессии, обеспечение обоюдного понимания, совпадают ли данные условия (демонстрационная сессия при наличии наблюдателей-студентов) с ожиданиями клиента.   "+ -" Согласие на контакт получено, консультант предлагает клиенту начать рассказ "о себе". Возможно в этом месте достаточно было кивка головы, чтобы у клиента был выбор с чего начать.

Общий анализ сессии:

Сессия длилась 50 минут. Консультирование проходило в области роджеровской клиент-центрированной психотерапии. В самом начале сессии консультанту удалось выстроить контакт с клиентом, поскольку, не смотря на присутствие открытой группы студентов, клиентка смогла поговорить о своих чувствах.

Консультанту, за счет эмпатического контакта, удалось создать для клиента необходимое безопасное пространство для беседы. Консультант смог быть для клиента внимательным слушателем и помочь клиенту самому услышать как он описывает свои заботы и проблемы.

Однако, консультантом были допущены следующие ошибки:

- чрезмерное давление на клиента в части обсуждения гнева

- педагогическая интонация консультанта, в некоторых частях сессии

- излишняя многословность консультанта неоднократно сбивала клиента с собственных размышлений и чувств

- были проигнорированы и не названы некоторые гнетущие клиента обстоятельства и значимые объекты (сестра, друг Гриша, "молодой человек Хорхе")

- не достаточно уделено внимания такому важному составляющему страдания клиента, как недостаток самоуважения и уверенности в себе, постоянное чувство вины и страх потерять лицо в своей семье, в своем окружении, в связи с чем, возможно упущен главный, но скрытый запрос клиента о самоценности.

- у клиентки наблюдалось много сопротивления, были постоянные защиты в проявлении своих истинных чувств. Во время сессии не удалось направить внимание клиентки на прошлое (в детство) и там поискать причинно-следственные связи.

Наши рекомендации