| АНАЛИЗ Знакомство. "+" Клиентка смущенно улыбается. Консультант жестом руки обозначает клиенту, где ему сесть и дружественно улыбается в ответ, чтобы задать тон консультации и расположить клиента к себе. "+" Здесь целью терапевта явл. информирование клиента и обозначение структуры (определение сути, границ и норм встречи) сессии, обеспечение обоюдного понимания, совпадают ли данные условия (демонстрационная сессия при наличии наблюдателей-студентов) с ожиданиями клиента. "+ -" Согласие на контакт получено, консультант предлагает клиенту начать рассказ "о себе". Возможно в этом месте достаточно было кивка головы, чтобы у клиента был выбор с чего начать. |
Клиент предъявляет проблему, с которой пришел.
Гипотеза: Под универсальностью проблемы ("может она довольно частая") кроется тревожность клиента, возможно связанная не просто с переходом на новую работу и обеспокоенностью баланса между работой и личной жизнью ("как сбалансировать, чтобы не целиком погружаться, а успевать делать все остальное"), а некий конфликт, идущий из ранних периодов жизни.
"+-" Конс. суммирует содержание для уточнения запроса.
Через чур многословно, при этом применено не употребленное клиентом слово "структурировать". Возможно, достаточно было бы ограничиться фразой "Так ли я поняла, что вы ищете способ сбалансировать рабочий и бытовой распорядок"..
Суммирование клиентом принято и он его дополняет и называет испытываемое им чувство стыда.
Также, клиент воспользовался словом, названным ранее консультантом "структурировать". Вероятно контакт между клиентом и консультантом произошел.
Гипотеза: Клиент имеет паттерн поведения, связанный с принятием чужого когнитивного вмешательства. Суть паттерна - получение наиболее безопасного состояния в контакте.
"+" Консультант откликается на обозначенное клиентом чувство стыда и предлагает ему поговорить про это чувство.
"+" возвращение к конкретике запроса
"+"
Гипотеза: Раскрытие и осознавание чувств причиняет клиенту страдание, он выстраивает защиту, "забывая" вопрос консультанта. Отвлекается на пространное рассуждение, интеллектуализируя и даже оправдываясь (страх).
"+" Комментарий консультанта, с элементом интерпретации состояния клиента.
Клиент в раздражении.
Гипотеза: Очевидно, что в зоне раздражения сейчас находится консультант. Затронута болезненная тема с иртерпретацией "убегания".
Клиент говорит об усталости и возможности поссориться с друзьями "на ровном месте" - это все касается консультанта.
Консультант перефразирует.
"-" Считаю, что здесь вернее было спросить клиента, а как вы себя сейчас чувствуете по отношению к текушей беседе, вы как будто и сейчас несете некую ответственность и она вас утомляет. Этот вопрос мог дать возможность направить беседу к чувствам клиента.
"+" выбор направления беседы в сторону разъяснения и проговаривания эмоции потери ресурса
"-+" опасный вопрос, мог быть услышан как конфронтация.
"-" многословно
"+" прояснение и определение чувств клиента
Гипотеза: клиентка уходит от разговора о сестре , переключаясь на более безопасный рассказ о "молодом человеке". Очевидно, не последующих сессиях консультанту нужно будет более подробно раскрывать систему отношений с сестрой и с матерью.
"+"
"+"
"+"
"+"
Гипотеза. Клиент испытывает аутоагрессию и вину за "не взрослость". Вероятно это связано с невозможностью введения в зону обоснованной критики значимых фигур детства клиентки. Т.е. гнев обращен на себя и деструктивен. И видимо есть проблема с идентичностью у клиента.
"+"
"-+" консультант применяет директивный способ с целью вовлечения клиента в процесс исследования или модификации его чувств. Минус в том, что это было передержано по времени и клиентка могла разорвать контакт. Конс. следовало бы раньше остановиться.
Гипотеза: Клиент избегает называния чувства гнева. Интеллектуализирует гнев.
"+-" С одной стороны, это применение универсальности (т.е. сообщение клиенту, что его переживания имеют стандарный и универсальный характер), это тот метод, который, как мы ранее заметили привычно снимает тревожность. С другой стороны не верно выбранная интонация консультанта могла быть принята за педагогическую надменность и вызвать отторжение клиента.
Гипотеза: Клиент смехом постоянно обесценивает свое чувство гнева... Возможно из-за присутствия наблюдателей в аудитории.
Гипотеза: Клиентке стало слишком много давления на нее "про злость" и она говорит "хватит, не давите", обращенное к кому-то, но фактически к консультанту. Контакт с клиентом потерян в этот момент.
"+" согласна с вопросом, возможно этот осознанный шаг консультанта назад к возврату контакта.
"-" какой-то перегруженный многословный вопрос..
"-+" Здесь консультант обнаруживает и называет конфликт в сознании клиента, но многословность вопроса мешает сконцентрировать внимание клиента на конфликте. Следовало бы остановиться на первом предложении.
"-" вопрос не конкретен и не понятен клиенту, видимо.
Гипотеза:очевидно, что клиент смущен, и что усталость и раздражительность происходит от сессии.
"+"
"+"
"+" вопрос позводяет клиентке сделать вывод о противоречии.
"+"
"+" отклик консультанта на объяснение восприятия клиента, направленный на снятие тревожности
"+" консультант приблизижает клиентку к осмыслению способов облегчения проблемы и причин их неиспользования
"+"
«+» Консультант направил внимание клиентки на формирование новой модели в поведении.
"+" консультант называет новое чувство клиента в беседе, клиент сразу откликается.
Гипотеза: Похоже, клиентка не очень понимает, что с ней происходит, уходит от осознания чувства вины, не смотря на первоначальное оживление и смещает ответственность на неведомые силы «это проклятье.. или еще можно назвать сатурн» - как будто бы она этим не управляет.
"-" не использование возможности спросить о том, чего же именно хочет "нормальная - рациональная часть" и как она обычно справляется с мазохистической. И что именно подразумевается клиентом под этим словом.
"+-" поддержка и признание консультантом правомерности чувств клиента, но , в то же время неиспользование повода для интервенции в сторону " кошмар, что с этим делать?"
"+" формулировка альтернативы
Клиентка уходит от выбора, предложенного консультантом, предлагая свой вариант, выстраивает защиту и называет ее "вместо того чтобы сфокусироваться, я избегаю"
"-" лишний вопрос.
Следовало бы спросить - например, что вам это дает и от чего защищает? Т.е. копнуть в смысл избегания того, что клиент обозначил как "главное". И является это главным на самом деле для него.
"-" консультант применил педагогическую интонацию и не отреагировал на извинение клиентки, считаю, что здесь был повод для исследования причины этого извинения: "что вас побудило извиниться сейчас? что вы почувствовали?"
«+» Консультант пытается прояснять более глубокие смыслы раздражения клиентки.
Клиентка проявляет сопротивление исследованию своих чувств. Возможно, таким образом она защищается от встречи со своим чувством вины.
«+» Консультант направляет внимание клиентки на формирование новой модели в поведении и определения какие неудовлетворенные потребности станут предметом изменения и каким именно образом.
Гипотеза: Клиентка испытывает ощущение амбивалентности, с одной стороны очевидна усталость от сессии, а с другой огорчение от ее окончания и страх, что решение проблемы не найдено.