Федеративное устройство Германии.
После объединения Германия стала состоять из 16 земель (10 западных земель, 5 воссоединенных территорий бывшей ГДР, а также Берлин). Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью. В германской модели федерализма фактически реализовано равенство федеральных единиц. Субъекты Федерации имеют свои конституции, парламенты и правительства.
Акцент в законодательной области смещен в сторону Федерации, однако приоритет в области исполнения законов принадлежит субъектам. Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституционные положения не отводят данное право Федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведено четкое разграничение между федеральным и земельным законодательством, между исключительной компетенцией Федерации, конкурирующим законодательством Федерации и земель (предметы совместного ведения), общегерманским законодательством, которое детализируется в землях, а также вопросами, находящимися в компетенции местных властей.
В исключительное ведение Федерации входят: внешние сношения, оборона, общегерманское гражданство, эмиграция и иммиграция, денежное обращение, таможенное и торговое единство территории, таможенная и пограничная охрана, железные дороги и воздушное сообщение, правовое положение лиц, находящихся на федеральной службе, правовая охрана промышленной собственности, защита и безопасность германского государства и его земель и некоторые другие объекты.
В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, хозяйственное право, судоходство, охрана побережья, отдельные вопросы иммиграции и т. д. В большинстве случаев сферы компетенции Федерации и ее субъектов переплетены таким образом, что для принятия какого-либо решения требуется взаимное согласование.
Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяйства, но они должны учитывать требования национального экономического баланса и долгосрочного финансового планирования.
При разрешении затрагивающих конституционные прерогативы сторон споров между отдельными землями и Федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду.
Местное управление и самоуправление в землях Германии.
Местное самоуправление и управление. Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.
Положение и организация административно-территориальных единиц регулируютсяконституциями земель.
4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:
1) южногерманская модель (в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;
2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;
3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;
4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению. Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.
Судебная система Германии.
Судебная система ФРГ существенно отличается от судебных систем других стран тем, что:
· не имеет единого верховного суда;
· по сравнению с другими странами значительно более важную роль в жизни общества и государства играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель.
Вместо единого верховного суда Германии в ФРГ существуют пять высших федеральных судов: Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд; Федеральный финансовый суд; Федеральный суд по трудовым вопросам; Федеральный суд по социальным вопросам. Возглавляет судебную систему Федеральный конституционный суд. Все вместе они называются судебным сенатом.
Помимо шести указанных высших судов в ФРГ имеются специализированные суды:
· Федеральный патентный суд в Мюнхене;
· Федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-на-Майне;
· военно-уголовные суды.
Судебную систему в землях составляют:
· участковые суды;
· земельные суды;
· высшие земельные суды;
· специализированные суды;
· земельные конституционные суды.
Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей. Одна половина судей избирается бундестагом, другая – бундесратом. Выборы судей от бундестага непрямые: сначала избирается коллегия выборщиков из 12 человек, которая затем избирает судей. Бундесрат избирает судей конституционного суда 2/3 голосов.
Судьей Конституционного суда может быть гражданин ФРГ, достигший 40 лет, имеющий юридическое образование и опыт работы по специальности. Срок полномочий судей Конституционного суда – 12 лет без права переизбрания. В Возрасте 68 лет судья обязан уйти в отставку.
Федеральный Конституционный суд (ФКС) разделен на две палаты, именуемые сенатами. Сенаты работают отдельно, весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Наиболее важные дела сенаты рассматривают в совместном заседании. Руководят ФКС президент и вице-президенты, избираемые по очереди бундестагом и бундесратом. Федеральный Конституционный суд рассматривает:
· вопросы конституционности законов;
· соответствие нормативно-правовых актов земель федеральному праву;
· споры межу федерацией и землями и между землями;
· жалобы граждан на нарушение прав и свобод;
· иные вопросы.