Источники конституционного права зарубежных стран.
Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются внешние формы выражения правовых норм.
Основными видами источников конституционного права являются:
· нормативно-правовые акты,
· судебные прецеденты,
· правовые обычаи,
· иногда международные и внутригосударственные договоры.
В свою очередь, нормативно-правовые акты подразделяются на:
1. Законы – нормативно-правовые акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принятые высшим представительным органом или народом в особом, установленном конституцией или иным соответствующим актом порядке и в силу этого обладающие высшей юридической силой.
По юридической силе законы делятся:
· Конституции – акты, как правило, обладающие высшей юридической силой, являющиеся консолидирующим началом для всех норм в государстве.
· конституционные законы в разных странах используются для обозначения разных видов актов.
Конституционными законами могут называться акты:
- являющиеся важной составной частью некодифицированной конституции в некоторых странах (Израиль);
- вносящие изменения в Конституцию (например, в Румынии);
- издаваемые одновременно с конституцией для введения ее в действие (например, в Словении);
- обладающие большей юридической силой, чем остальные законы, но меньшей, чем конституция (например, в Казахстане).
· органические законы – законы, издаваемые на основе бланкетных норм конституции и обладающие, как правило, большей юридической силой, чем остальные законы, но меньшей, чем конституция.
· обычные законы регулируют общественные отношения, образующие предмет конституционного права не всегда в полном объеме являются источниками конституционного права (в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов (декреты-законы Государственного совета на Кубе, значительная часть указов Государственного совета во Вьетнаме, законодательные декреты и декреты-законы Правительства в Испании и т.п.). Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.
2. Нормативно-правовые акты исполнительной власти, к которым относятся акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.), правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.
3. Нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), т.е. такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы - о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании конституции и т.п. Во Франции, например, подобное значение имеют и некоторые решения Государственного совета - высшего органа административной юстиции.
Фактически многие акты органов конституционного контроля (надзора) имеют ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.
4. Регламенты палат парламентов как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур.
5. Решения органов местного самоуправления (например, местные уставы, статуты) являются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент – правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные черты состоят в том, что он:
1) создается только высшими судебными инстанциями на основе закона;
2) непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства;
3) в его разработке велика роль свободного усмотрения;
4) подлежит официальному опубликованию;
5) является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов.
В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима. К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.
Нормы прецедентного конституционного права очень многочисленны и разнообразны. Они в значительной степени определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал неответственность монарха («король не может быть неправ»), санкционировал институт контрассигнатуры («король не может действовать один»).
Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Судом они не защищаются. Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской конституции существуют ныне именно в этой форме: «король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства – Премьер-Министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин» и др.
Международные договоры служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В современных конституциях многих государств содержатся положения о приоритете международного права перед внутригосударственным.
Источниками конституционного права являются также доктрины известных ученых-юристов (У. Блэкстона, А. Дайси и др.).
Специфическим источником права, в том числе конституционного, в отдельных странах выступают своды религиозных правил, причем юридическая сила их порой превосходит даже силу конституционных норм. Например, в Исламской Республике Иран высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.