Совершенствования механизма реализации прав и свобод человека и гражданина
Отсутствие в уголовно-процессуальном законе механизма и гарантий реализации прав участников уголовного судопроизводства часто ведёт к произволу со стороны должностных лиц, нарушению прав и свобод личности.
В механизме реализации прав и свобод личности необходимо содержательно различать специальные гарантии, их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений.
В юридической литературе термин «механизм гарантий прав» встречается достаточно часто. Однако до сих пор многие аспекты этой проблемы остаются неисследованными, отсутствует механизм должного комплексного научного рассмотрения указанного вопроса. Имеющиеся работы посвящены лишь отдельным аспектам гарантирования прав и свобод - обеспечению, охране, защите или другой деятельности государственных органов [7]. До настоящего времени в науке теории государства и права и конституционного права не выработано единого подхода к определению места юридических гарантий в общей системе защиты прав личности. Недостатки теоретического осмысления механизма юридических гарантий прав человеке отрицательно влияет прежде всего на качество принимаемых законов.
Исследование механизма юридических гарантий предполагает системный подход к их рассмотрению. Необходимость системного анализа гарантий прав человека и гражданина обусловлена значительными политическими процессами в жизни государства, изменением правовых подходов к закреплению гарантий и регулированию оснований реализации прав и свобод личности.
Теоретическая и практическая разработка механизма гарантии конституционных прав и свобод - необходимое условие деятельной работы правотворческих и правоприменительных органов. Механизм юридических гарантий может быть представлен как в статике (совокупность правовых средств), так и в динамике через действие институтов (юридическую деятельность субъектов прав человека и уполномоченных субъектов). Л.Н. Федорова определяет механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ в статике как воплощаемую в правовом поведении субъектов указанных прав совокупность юридических условий реализации и средств защиты этих прав в целях претворения их в жизнь [8].
Понятие «механизм юридических гарантий» необходимо отличать от категории «механизм реализации прав человека». Это тесно связанные, но все же различные стороны процесса осуществления прав человека. Если первое отражает практику создания и функционирования специальных правовых механизмов и институтов, способствующих реализации прав человека, то второе - практику осуществления самих прав. Механизм юридических гарантий и механизм реализации прав человека соотносятся как гарантия и объект гарантирования.
Механизм юридических гарантий в действии представляется как совокупность институциональных гарантий, где структуры государственной власти исследованы как институты судебной и внесудебной защиты прав, при этом роль их в механизме гарантий неравнозначна.
Отсутствуют четкие разграничения понятий «осуществление», «обеспечение», «реализация», что приводит в теории и на практике к возможности их отождествления. Это затрудняет обособление юридических гарантий в виде самостоятельного механизма, способного оказывать регулятивное воздействие на процесс реализации конституционных прав
Сущностным и системообразующим элементом механизма реализации является поведение носителей прав человека, которое чаще всего определяется через категорию «правомерное поведение».
Главной и основной целью гарантий прав человека является обеспечение бесперебойного действия прав человека, осуществление их защиты и восстановления. В этом случае цели гарантий подчинены целям реализации прав человека.
Механизм обеспечения и механизм гарантий преследуют в процессе реализации прав человека относительно обособленные цели. В юридической литературе сложилось новое юридическое направление, которое получило название правозащитного (П.В. Анисимов, А.В. Стремоухов, С.А. Мордовец и др.). Смысл этого направления состоит в том, что само понятие прав человека рассматривается в неразрывной связи с возможностями их защиты. При этом центральное место занимает право на правовую защиту. Реализация этого права влечет за собой возникновение особых правозащитных отношений.
Указанная позиция имеет существенное значение для понимания механизма юридических гарантий прав человека и гражданина в Российской Федерации. Элементы указанного права зафиксированы в Конституции Российской Федерации, а также в важнейших международно-правовых актах, в текущем отраслевом законодательстве.
Исследование юридических гарантий как самостоятельной категории в виде обособленного правового механизма будет способствовать преодолению существующего отрыва прав человека от тех реальных юридических механизмов, которыми располагает субъективное и объективное право.
Категория «механизм» применительно к юридическим гарантиям позволяет раскрыть не только структуру (видовой и иной состав данного явления), но и содержание данного института (процесс активной деятельности субъектов реализации прав человека), т.е. взаимосвязь и взаимодействие стадий и условий реализации конституционных прав человека, выявить эффективность средств и способов обеспечения и защиты прав человека различными субъектами и т.д.
В зависимости от форм и стадий, средств и способов реализации прав юридические гарантий можно разделить на гарантии-условия реализации и гарантии - средства защиты.
Выявление принципов гарантий не только позволяет отметить сложный, комплексный характер механизма юридических гарантий, но и заставляет учитывать те внешние факторы, которые не могут не оказывать влияния на его качественный уровень.
Формами гарантий являются разнопорядковые явления процедуры, акты применения, правовые режимы, процессуальная форма, ограничения, законодательная (юридическая) техника в целом, толкование и многие другие правовые средства, которые могут служить средствами и способами реализации и защиты прав граждан, если они достаточно формализованы. Одни из них имеют исключительно нормативный характер (например, запрет или ограничения), другие могут рассматриваться и как явления социально-правовые.
Процессуальная форма реализации и защиты конституционных прав человека является специфическим видом юридических гарантий. Именно она придает юридическим гарантиям то сущностное качество (специфику), которое делает их в системе гарантий специальными, т.е. отличными от других гарантий.
Неразработанность и несовершенство процессуальных форм является серьезным тормозом, препятствием эффективной реализации конституционных прав человека Необходимо расширять область использования процессуальной формы не только в юрисдикционной (судебной, правоохранительной) сфере применения права, но и в сфере регулирования положительных действий.
Нормативную основу юридических гарантий составляют нормы отраслей материального и процессуального права. Основным критерием такой классификации является сфера их закрепления.
С.А. Арбузовой обеспечение прав и свобод человека рассматривается, как функции государства и установлено, что любое государство реализует эту функцию в том или ином объеме. В общем механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в качестве управляющей подсистемы выделяется государственно-исполнительный механизм прав и свобод человека и гражданина, выделены проблемы функционирования государственно-исполнительного механизма прав и свобод человека и гражданина [9].
Категория «обеспечение прав и свобод человека и гражданина» с точки зрения методологии научного исследования определяется неоднозначно: как цель механизма государственной власти, цель или задача самого государства. Целесообразно рассматривает сущность обеспечения прав и свобод человека и гражданина как объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина является функцией государства. Цель современного государства применительно к анализируемой категорий -достижение реальной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.
Содержание государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина отражается в триаде видов деятельности. Первый из них - гарантирование, то есть создание условий для реализации права или его восстановления. Вторым направлением является организация самого процесса осуществления личностью своих субъективных прав, третьим - охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.
С.А. Арбузовой дается определение государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина как базирующейся на определенных принципах целостной системы, включающей в себя статические и динамические элементы. К статической части относятся объект, субъекты, их задачи и функции, а также принципы и правовые основы деятельности механизма. Динамическими компонентами являются деятельность публичных служащих, ее формы и коммуникативные связи между субъектами.
Классификация принципов функционирования государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина отражает, с одной стороны, особенности управления как вида государственной деятельности, с другой - особенности объекта управленческой деятельности - сферы права и свободы человека и гражданина, и включает в себя социально-правовые (общие), системообразующие и организационно-правовые (специальные) принципы.
Возникает вопрос об обеспеченности данных прав и свобод, поскольку именно посредством обеспечения пассивное признание субъективного права трансформируется в его реальное осуществление. Сущность обеспечения прав граждан заключается в том, что это объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина есть функция государства.
Природа той или иной функции влияет на формирование механизма реализации самой функции. Анализ работ применительно к указанной проблематике позволяет утверждать, что дефиниция «механизм обеспечения прав и свобод человека» не получила еще широкого распространения, В рамках характеристики этого механизма и его аспектов можно отметить научные исследования таких ученых-теоретиков, как В.Л. Бутылин, А.С. Мордовец, Ю.В. Анохин, внесших значительный вклад в изучение указанной проблематики. Так, например, социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина предложен А.С. Мордовцом как «система международных и национально-государственных средств, правил к процедур, гарантирующих уважение и условия достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех ее прав и свобод» [10].
В.М. Малиновская рассматривала вопросы посвященные комплексному анализу конституционно-правовых норм, регламентирующих механизм введения и реализации ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, проблем реализации значимых целей, заложенных в основу данных ограничений, изучению механизмов и рычагов воздействия на общественные отношения путем применения конституционно-правовых ограничений [11].
Как отмечает О.Н. Андреева, что «отсутствие в УПК РФ механизма и гарантий реализации прав участников уголовного судопроизводства ведёт к возможному произволу со стороны управомоченных лиц» [12].
Поскольку современный уголовный процесс России имеет смешанную форму, постольку процессуальные гарантии при всем своеобразии объединены общим назначением; механизмы их действий также взаимосвязаны. Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав.
Выводы
Автором рассматривает механизм реализации прав и свобод личности в ходе уголовного судопроизводства, его составные элементы. В механизме реализации прав и свобод личности необходимо содержательно различать специальные гарантии (средства, меры), их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений. При разработке механизма реализации и обеспечения прав личности в ходе уголовного судопроизводства справедливость рассматривается автором как качественная характеристика как всего механизма, так и отдельных составляющих его элементов.
Реализация прав и свобод личности представляет собой социально-юридический механизм. Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод личности: социальные условия и специальные юридические средства.
Категория «механизм обеспечения прав личности» состоит из следующих элементов: правовые нормы, закрепляющие права и свободы; юридические факты возникновения и прекращения данных прав и свобод; деятельность специальных уполномоченных органов, участвующих в обеспечении гарантий прав личности; специальные юридические процедуры, призванные соблюдать, охранять и защищать права и свободы; уровень правовой культуры общества; институт юридической ответственности.
Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав.
34. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.
Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:
равенства всех и каждого,
недопущение дискриминации по какому-либо признаку,
полнота обладания правами свободами человека.
К социально-экономическим правам относят:
- право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),
- право наследования (ст. 35 Конституции РФ),
- свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),
- свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)
- право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),
- право на равное вознаграждения за равный труд,
- право на забастовки,
- право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),
- право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),
- право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,
- право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),
- на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),
- право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),
- право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).
Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:
- право на образование (ст. 43 Конституции РФ),
- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),
- право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),
- право пользования результатами научного прогресса,
- на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).
35. Конституционные основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица не имеющие гражданства Российской Федерации, - так называемые «иностранцы». Термин «иностранцы» в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицами без гражданствапризнаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
В основе правового статуса не состоящих в российском гражданстве лиц лежит принцип национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 24 июня 1981 г. (в редакции от 15 августа 1996 г.) «О правовом положении иностранных граждан в СССР», * который сохраняет свое действие до принятия по этому вопросу федерального закона. Юридический статус иностранцев регулируется также нормами отдельных отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, таможенного, семейного, уголовного и др.).
* Ведомости ВС СССР. 1981. № 26. Ст, 836; СЗ РФ. 1985. № 21. Ст. 1930; 1996. № 34. Ст. 4029.
Основные принципы правового положения иностранных граждан содержатся в вышеупомянутом Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». К ним относятся: равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий; использование ими прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб интересам Российской Федерации, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; обязанность уважать Конституцию и соблюдать законы.
Закон 1981 года разграничивает иностранных граждан на две категории: постоянного проживающих на территории Российской Федерации, то есть имеющих на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел; временю пребывающих в Российской Федерации, то есть находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.
Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации существенным образом определяет особенности его правового положения.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем. Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут, заключать и расторгать браки с гражданами России.
Законодательство Российской Федерации устанавливает определенные ограниченияв правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Прежде всего, эти ограничения касаются политических прав, обладание которыми неразрывно связано с наличием гражданства Российской Федерации. Так, иностранцы не пользуются избирательным правом, * не имеют права состоять в политических общественных объединениях, проводить публичные мероприятия (митинги, шествия, пикетирования и т. д.). Кроме того, они не имеют права находиться на государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, не несут воинской обязанности и др.
* За исключением случаев участия в выборах органов местного самоуправления и в местном референдуме.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.
За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации влечет за собой уголовную ответственность.
Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания.
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, зашиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или тое российское законодательство.
Следует отметить, что находящиеся на территории России сотрудники иностранных дипломатических и консульских представительств и члены их семей имеют особый правовой статус, который складывается из привилегий иммунитетов, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.
36. Правовые режимы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Необходимость законодательного урегулирования правового положения иностранных граждан в РФ диктуется в первую очередь прозрачностью наших границ с государствами из бывших союзных республик.
С ростом экономического развития страны, продвигающегося прогрессом во всех направлениях развития общества, и увеличения строительства, с каждым годом значительно увеличиваются потоки иммигрантов, прежде всего из стран СНГ и реально влияют на экономическую и политическую стабильность в стране. В связи с этим возникла необходимость упорядочения регистрации иностранных граждан, их учет, пресечь нелегальную миграцию и создать реальный механизм способный контролировать возросшие миграционные потоки и оперативно вести регистрационный учет. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения иностранных граждан с органами местного самоуправления и должностными лицами органов власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ, и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Следует заметить, что в понятие «иностранный гражданин» включается понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Этот закон впервые вводит в российское миграционное право понятия «миграционная карта», «разрешение на временное проживание» , «законно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане» . Последнее, наконец, позволяет определить, кто в Российской Федерации называется «нелегалом». И это все в конечном счете должно упорядочить положение иностранных граждан в России.Миграционная карта – документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.
Разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Законно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.