Квалифицированная юридическая помощь – гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина
Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации) - одна из основных форм реализации права на правовую защиту.
Реализация конституционных требований государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации предполагает необходимость законодательного установления системы материально-правовых, процессуальных, организационных и иных гарантий функционирования правосудия как особой формы государственно-властной деятельности, имеющей основной своей целью защиту прав и свобод человека и гражданина [4].
Важное и весьма специфичное место в системе гарантирования судебной зашиты конституционных прав и свобод с одной стороны, и в создании надлежащих условий последовательной реализации задач судопроизводства, с другой, принадлежит конституционному институту квалифицированной юридической помощи. Это определяется самой природой конституционного права на квалифицированную юридическою помощь (ст.48), равно как и тем обстоятельством, что юридическая помощь, оказываемая участникам судопроизводства, имеет не только гарантирующее значение для реализации конституционного права на судебную защиту (ст. 46), но само по себе наличие (или отсутствие) квалифицированной юридической помощи может влиять также на осуществление правосудия. Тем самым применительно к конституционному институту оказания квалифицированной юридической помощи можно говорить как о субъективно-личностных началах, так и о публично-правовых аспектах данного института.
Институт квалифицированной юридической помощи должен стать объектом специальных конституционно-правовых исследований, что имеет важное значение в современных условиях судебно-правовой реформы, совершенствования законодательства и правоприменительной практики по судебной защите прав граждан, преодоления правового нигилизма в обществе и государстве, повышения уровня правовой культуры. Есть основания говорить о повышении качества юридической помощи, совершенствования механизмов ее обеспечения в различных формах судопроизводства и повышения ответственности субъектов оказания юридической помощи, что рассматривается одним из важных проявлений судебно-правовой реформы.
Юридическая природа права на квалифицированную юридическую помощь носит конституционно-гарантирующий характер, воплощая в своем нормативном содержании единство материальных и процессуальных начал, оно может рассматриваться как конституционно-процессуальное право-гарантия, которое призвано обеспечивать надлежащие юридические предпосылки для последовательной правореализации и эффективного достижения гражданами юридических целей, включая судебную защиту своих прав и свобод. Общественные отношения по поводу оказания юридической помощи воплощают в себе прежде всего публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение.
Публичные начала значительно усиливаются в отношениях, возникающих в связи с реализацией права на судебную защиту, так как они протекают в процессе функционирования институтов судебной власти. В этом случае субъект оказания юридической помощи выступает одновременно и субъектом судопроизводственных правоотношений (ст. 49 УПК РФ, глава 5 ГПК РФ, глава 6 АПК РФ). Выполняя соответствующие процессуальные функции, адвокат (защитник) может в определенной мере влиять на исход рассмотрения судебного дела. В механизме оказания юридической помощи при судебной защите прав и свобод важное значение имеют также частно-правовые начала лица, заинтересованные в юридической помощи, вправе самостоятельно заключать договор на оказание правовых услуг, избирать оптимальные формы получения такой помощи па основе принципа свободы договора и т.п.
Вместе с тем гарантирующее значение института оказания правовых услуг для надлежащей судебной защиты прав граждан может быть обеспечено лишь на основе достижения баланса между частно-правовыми и публичными началами данного института. Соответственно, в процессе законодательного регулирования общественных отношений по оказанию юридической помощи необходимо обеспечение надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как гарантирование квалифицированной и доступной юридической помощи, самостоятельность и независимость судебной власти и свобода договорного определения прав и обязанностей в рамках гражданско-правовых отношений по оказанию юридической помощи [5].
Необходимо совершенствование гражданско-правовых договорных форм оказания юридической помощи и, в частности, урегулирование возможности использования так называемого «гонорара успеха».
В ноябре 2011 года был подписан Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Правовая помощь получила правовое регулирование и приобрела системный характер. В законе заложены серьезные стимулы для развития негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. В соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях» они вправе рассчитывать на внеконкурсную аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и льготную арендную плату.
Возросло количество видов, бесплатной помощи малоимущим гражданам. Она теперь может быть оказана в социальной сфере и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей. Могут быть установлены случаи и порядок оказания помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.
Важно, что по закону органы власти субъектов РФ наделены полномочием расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и случаев её оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения лучения бесплатной юридической помощи будет стимулировать развитие субсидируемой помощи. Гражданин, чей доход незначительно превышает прожиточный минимум, может получить право на возмещение части расходов, понесенных им в связи с обращением к адвокату. Такое направление развития государственной системы является перспективным и делает возможным расширить круг людей, нуждающихся в юридической помощи, но не имеющих возможности в полном объеме ее оплатить [6].
Важным условием обеспечения баланса конституционно значимых ценностей в нормативном содержании института квалифицированной юридической помощи является последовательная реализация в законотворческой и правоприменительной деятельности его конституционных принципов. Их анализ позволил сделать вывод, что они представляют собой сложную многоуровневую – с точки зрения нормативного содержания – систему, которая получает конкретизацию в отраслевом процессуальном и специальном законодательстве, в результате каждый конкретный принцип приобретает универсальный характер, получая реализацию во всех формах судопроизводства.
Важнейшей задачей в сфере обеспечения доступности правосудия для граждан России является последовательная реализация права на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно. Разработка оптимального организационно-правовою механизма оказание бесплатной юридической помощи должна происходить с учетом международных стандартов, отработанных в этой сфере. Автором проанализирована практика ЕСПЧ и выявлены конвенционные критерии оказания бесплатной юридической помощи в суде к ним относятся: а) финансовый критерий - предполагает необходимость оценю реальной нуждаемости гражданина и отсутствие явных свидетельств обратного; б) критерий «интересов правосудия» - включает о себя следующие элементы: 1) серьезность правонарушения, 2) сложность дела, и 3) способность лиц; представлять себя самостоятельно, в) критерий эффективности бесплатно юридической помощи - предполагает предоставление заинтересованному лицу профессиональной и квалифицированной правовой поддержки в условиях, которые позволяют реально воспользоваться соответствующей помощью.
Конституционный институт оказания квалифицированной юридической помощи имеет универсальное судопроизводственное значение и охватывает собой все формы и все стадии реализации права на судебную защиту, начиная со стадии подачи заявления в суд и заканчивая моментом восстановления прав при завершении исполнения вынесенного судебного решения.
Решению конкретных задач повышения качества юридической помощи существенным образом способствовало бы, по мнению автора, наряду с внесением отдельных изменений в действующее законодательство принятие комплексного, межотраслевого по своему содержанию ФЗ «О квалифицированной юридической помощи в РФ», а также принятие в порядке его конкретизации законов субъектов РФ.