Адм задержание как мера адм пресечения: понятие, виды и особенности.
Адм задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физ лица, представителя юр лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:
1) органами внутренних дел (полицией) - при выявлении адм правонарушений, дела о которых в соответствии со ст 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо адм правонарушений, по делам о которых в соответствии с подп 1) части 1 ст 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об адм правонарушении;
2) комендатурой местности, где объявлено чрезвычайное положение, и военными патрулями - при нарушении режима чп и действий, провоцирующих нарушение правопорядка в условиях чп;
3) должностными лицами, участвующими в антитеррористической операции, в пределах установленной компетенции - при нарушении правового режима антитеррористической операции или невыполнении требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции;
4) должностными лицами Пограничной службы Комитета нац безопасности РК - при выявлении адм правонарушений, рассматриваемых ими в соответствии с частью 3 ст 726 настоящего Кодекса либо адм правонарушений, по делам о которых в соответствии с подп 44) части 1 ст 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об адм правонарушении;
5) старшим в месте расположения охраняемого объекта военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел, специальных гос органов, должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество;
6) органами рыбоохраны, органами, осуществляющими гос надзор за соблюдением правил охоты, и органами лесного и охотничьего хозяйства - при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы;
7) органами транспортного контроля - при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы;
8) должностными лицами военной полиции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований РК правил дорожного движения;
9) органами гос контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, заповедников и других особо охраняемых природных территорий - при нарушении природоохранного законодательства;
10) должностными лицами органов гос доходов - при совершении правонарушений в сферах предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела в соответствии с подведомственностью дел об адм правонарушениях; 11) должностными лицами органов гос горного надзора, Пограничной службы Комитета нац безопасности РК, уполномоченного органа по геологии и использованию недр, органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, республиканского органа по рыболовству - при совершении адм правонарушений на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах, связанных с нарушением условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах РК, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод РК об остановке судна или воспрепятствованием его осуществлению;
12) должностными лицами Службы гос охраны РК - если правонарушение совершено во время проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц;
15) судебными приставами - при невыполнении требований о прекращении противоправных действий в зале во время судебного заседания, а также в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Порядок административного задержания
1. Об административном задержании составляется протокол. В протоколе указываются дата, время (с точностью до минуты) и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время, место и основания задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Копия протокола о задержании вручается лицу, задержанному за совершение административного правонарушения.
2. По просьбе лица, задержанного за совершение адм правонарушения, о месте его нахождения незамедлительно уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
3. Об адм задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит воинские сборы (воинскую службу).
4. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об адм задержании.
5. Неразъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей является существенным нарушением производства по делу об адм правонарушении и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РК.
6. Лицо, задержанное в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит незамедлительному освобождению при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его задержания.
7. Лица, подвергнутые адм задержанию, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления.
8. Условия содержания лиц, подвергнутых адм задержанию, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются органами исп власти.
9. Несовершеннолетние, в отношении которых применено адм задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
51 Объясните определение адм ответственности. Раскройте элементы адм правонарушения: субъект, объект, объективная и субъективная стороны. Юр признаки адм правонарушения.Адм ответственность – вид юр ответственности применяемый уполномоченными гос органами, меры адм воздействия гражданам, совершивших правонарушение. Основанием привлечения адм ответственности явл-ся адм правонарушение – проступок.
Адм правонарушение – противоправное действие или бездействие, посягающее на общ.порядок, на гос и частную собственность, на права и свободу граждан, на поретядок гос управления.
Субъект – физ или юр лицо, совершившее пр-е, достигшее 16 лет, вменяемое.
Объект – то, на что направлено правонарушение
Объективная сторона – само правонарушение
Субъективная сторона – мотив совершения (умышленно или нет)
52 Объясните определение адм принуждения, цели и задачи их применения. Охарактеризуйте меры адм принуждения.Адм принуждение вид гос принуждения, т.е. воздействие на сознание, поведение субъектов с целью принудить их путем угрозы применения, предусмотренных в законодательстве, адм санкций, к должному поведению, подчинению установленным запретам и и ограничениям, а равно, применение мер адм воздействия сопровождающихся отриц последствиями личного орг мат характера. Адм принуждение обладает рядом особенностей, система которых определяет его качественное своеобразие:
· Применяется как в отношении физ и юр лиц
· Осущ-ся в сфере обеспечения правопорядка для охраны, склад-ся в данной сфере общ отнош-й, регул-ых нормами адм права
· Механизм правового регул-я адм принуждения, кот уст-ет основание и порядок применения адм принуж мер воздействия определяется нормами КоАП и тд
· Судебное и внесудебное рассмотрение дел об адм правонарушениях
Принуждение осущ-ся с целью охраны правопорядка (пресечения нарушений, восстановление вреда, причиненного ими, наказания).
53 Определите роль субъектов адм ответственности: общие, специальные и особенные.Общими субъектами являются вменяемые физ лица, достигшие 18 лет.
Специальными могут быть:
1. лица, выполняющие профессиональные функции
2. лица, которым предоставлено спец. право, разрешение или лицензия
3. лица, обладающие спец статусом: беженцы, переселенцы
4. должностные лица
5. юр лица
Особый субъект выделяется по признакам, влияющим на размер, вид и порядок назначения адм наказания.
1 возраст – 16-18 лет. Не мб наказание в виде адм ареста
2 физ недостатки (инвалиды 1-2 гр)
3 наличие у женщин детей до 14 лет
4 беременность
Объясните определение и систему нормативно-правовых актов. Опишите индивидуальные акты гос управления. Требования к актам гос управления.
нормативный правовой акт – письменный офиц документ на бумажном носителе и (или) идентичный ему эл документ установленной формы, принятый на республ референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие;
Систему источников конституционного права РК образуют: 1. Конституция РК; 2.Законы: вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конс законы, обычные законы; 3. Международные договоры и иные обязательства РК. 4. Декларация о гос суверенитете Казахской ССР; 5. Акты Президента РК; 6. Нпа Парламента РК; 7. Нпа Правительства РК; 8. Постановления Конс Совета РК; 9. Нормативные постановления Верховного суда РК; 10.Нормативные постановления Центр избир комиссии; 11.Нпа местных представительных и исп органов содержащие конс-правовые нормы.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
-нормативные акты гос органов; -нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.)
-совместные акты (гос и негос организаций);
- нормативные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости о срока действия различают:
- акты неопределенно длительного действия;
-временные акты. В зависимости от юр силы НПА подразделяются на законы и подзаконные акты правовой акт индивидуального применения – письменный официальный документ установленной формы, рассчитанный на одноразовое либо иное ограниченное по времени применение, распространяющийся на индивидуально определенный круг лиц (физ и юр лица), который реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц; Требования Акты гос управления должны: 1. Соответствовать закону 2. Приниматься в установленном порядке 3. Издаваться с соблюдением установленной для них формы 4. Носить научно- обоснованный, оптимальный характер 5. Излагаться четко и ясно, двусмысленность не допускается