Понятие и виды источников административного права.
К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.
Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие нормативные акты.
Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и "смешанных", многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
нормативные акты государственных органов;
нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
общефедеральные;
акты субъектов Федерации;
акты органов местного самоуправления;
локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:
акты неопределенно длительного действия;
временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно правовые акты, т. е - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько групп: акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения.
I. В первой группе источников различают:
. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР (Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.); декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.
. Законодательные акты субъектов Федерации (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации).
II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения). Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.
III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам группа.
. Административные акты федеральных органов и организаций (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.; акты Банка Российской Федерации).
. Административные акты субъектов Федерации (указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации; приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве); приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
IV. Любые нормы права, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными.
V. Правовая роль публичных договоров, содержащих нормы административного права в России достаточно велика. Существуют четыре вида публичных договоров (международные договоры, федеративные договоры, административные договоры, нормативные общефедеральные соглашения).
VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.
Таким образом, источники административного права - многообразны. В них входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.