Специализация судебной системы Российской Федерации
Для развития современного общества характерно значительное усложнение многих сфер жизни, что порождает увеличение объема законодательной базы и правоприменительной практики. В силу этого с каждым годом растет нагрузка на судей. Судья не может уделить много времени для рассмотрения всех нюансов дела, да и невозможно быть суперпрофессиональным юристом сразу во многих областях права. Поэтому в свете современных реформ судебной системы Российской Федерации необходимо сделать упор на специализацию судей.
Статья 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает возможность создания специализированных судов. В данном законе не раскрывается понятие «специализированный суд», поэтому обратимся к научной литературе.
Под специализированным судом следует понимать государственный орган, осуществляющий судебную власть и обладающий, как правило, исключительной компетенцией (подведомственностью, подсудностью) по рассмотрению определенных категорий дел.
На сегодняшний день в Российской Федерации создан единственный специализированный суд - суд по интеллектуальным правам, который начал свою работу в 2013 г., и рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
О необходимости создания специализированных судов России давно идет речь в юридической литературе и были попытки воплощения этой идеи в жизнь. В 2000 г. Верховный Суд Российской Федерации внес в Государственную Думу проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», который так и не получил своей реализации.
15 сентября 2015 г. вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, что, на наш взгляд, является большим шагом на пути к созданию суда, специализирующегося на рассмотрении административных дел.
Целесообразность создания административных судов обусловлена следующими факторами:
- во-первых, их появление позволит развивать и совершенствовать Конституцию Российской Федерации (ч. 2 и ч. 3 ст. 118, ст. 126, ч. 3 ст. 128) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»;
- во-вторых, будет способствовать более качественному и оперативному рассмотрению публично-правовых дел2;
- в-третьих, послужит признаком упрочнения судебной власти, иллюстрирующим продолжение реформы судебной системы;
- в-четвертых, поспособствует разгрузке судов общей юрисдикции;
- в-пятых, создаст дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан;
- в-шестых, усилит борьбу с коррупцией в системе государственной и муниципальной власти[15].
В России на данный момент существуют все условия для создания системы административных судов. Однако при этом необходимо руководствоваться принципом целесообразности.
Еще одной, достаточно широко обсуждаемой идеей, является создания в России ювенальной юстиции.
Аналогично административной юстиции, еще в 2000-х годах в Государственной Думе рассматривались проекты создания системы ювенальных судов.
25 марта 2004 г. в г. Таганроге Ростовской области открылся первый в России ювенальный суд. Для него было отведено отдельное здание, где есть кабинеты для примирительных процедур. Наличие возможности примирения, несомненно, является положительным решением, ведь это возможность уберечь несовершеннолетнего от наказания. Перед началом судебного процесса выясняются обстоятельства жизни подростка, склонен ли он к совершению подобных поступков в дальнейшем. Еще одним достоинством является содержание в судебном решении индивидуального плана реабилитации подростка.
Опыт Ростовской области показал, что специализированное судопроизводство в отношении несовершеннолетних является не только инструментом профилактики, но и выступает как системный механизм, обеспечивающий законность, персональную адресность и квалифицированность решений в отношении несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Амурской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Камчатской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Омской, Оренбургской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Карелия, Хакасия, Чувашия, г.г. Санкт- Петербурга, Москвы и др.
В то же время В.А. Семенцов считает, что «ювенальная юстиция встречает отрицательную реакцию значительной части российского общества. Высказываются мнения о том, что ювенальная юстиция способна разрушить институт семьи и провоцирует коррупцию со стороны чиновников. Например, российские ученые и деятели культуры обратились с открытым письмом к Президенту, Правительству и Парламенту, в котором выступают против введения системы ювенальной юстиции... Данные опасения поддержаны Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который скептически относится к идее ювенальной юстиции, поскольку «есть немало примеров, когда родительских прав лишают нормальных, любящих и работающих родителей, а ... некоторые случаи вмешательства в жизнь семьи носят просто абсурдный и издевательский характер».
Помимо вышеуказанных в научной литературе неоднократно высказывались идеи создания трудовых, налоговых, земельных и других судов.
Необходимость специализации в рамках судебной системы связана с тем, что она повысит эффективность и качество правосудия, повлияет на сокращение сроков рассмотрения дел. Судья должен будет иметь более глубокие знания в определенной области права, что поспособствует сокращению судебных ошибок, а также он сможет уделить больше времени для исследования всех тонкостей дела, и соответственно это приведет к принятию более справедливого решения. Правосудие станет доступней для граждан, так как они смогут обращаться в большее количество судебных органов[16].
Несмотря на то, что мы положительно относимся к специализации судебной системы, хотим обратить внимание, что у этой идеи есть и свои минусы.
Так, создание специализированных судов требует немалых затрат, качественного подбора профессиональных кадров и разработку соответствующего законодательства. Есть возможность возникновения сложности распределения дел между специализированными судами и судами общей юрисдикции.
Помимо этого, во время рассмотрения дела в специализированном суде, могут обнаружиться обстоятельства, которые связаны с другими институтами или отраслями права, и рассмотрение дела станет невозможным либо затруднительным. Также стоит обратить внимание, что в любой отрасли права есть свои определенные особенности, но это не значит, что надо создавать для каждой отрасли свой суд. Иначе с таким подходом единая судебная система распадется на множество специализированных судов, и это будет хаос, а не порядок.
Достаточно будет создать при судах специализированные коллегии.
Специализация должна быть рациональной и продуманной, ведь в юриспруденции чрезмерная узость знаний может отрицательно сказаться на качестве правоприменительной деятельности.
Актуальными являются вопросы совершенствования судебной системы Российской Федерации, которые возникли одновременно с ее созданием и остаются актуальными в настоящее время. Основы действующей судебной системы были заложены в принятой в 1991 году Концепции судебной реформы. В дальнейшем судебная система была закреплена Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными конституционными законами.
Длительное время критикуемая, нуждающаяся в корректировке и изменениях судебная система в России требует нового порядка в ее формировании и понимании, поскольку является частью системы общества. Для этого законодателем была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 1082-р Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы. Но на исполнении этой федеральной целевой программы совершенствование судебной системы России не закончилось. В связи с чем постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».
В рамках этой программы 5 февраля 2014 г. Президентом России В.В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации о поправке к Конституции России «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», тем самым ознаменовался новый, уже четвертый этап судебной реформы.
Указанные законы были разработаны в связи с объединением Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В связи с внесенными изменениями Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образован в соответствии с Федеральным конституционным законом.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам[17].
В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.
Как известно, организация судебной системы, судоустройство в России – это исключительная прерогатива законодателя, который в рамках Конституции Российской Федерации и посредством федеральных конституционных законов вправе учреждать судебные институты (часть 3 статьи 118, часть 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации). Законодатель создает судебную власть в том виде, который представляется ему наиболее эффективным, соответствующим конкретной социально-политической обстановке, традициям страны.
Решит ли данная реформа проблему повышения авторитета российского судопроизводства и станет ли настоящая судебная система эффективным средством защиты гражданами своих прав и законных интересов, покажет время. Пока реформирование судебной системы продолжается. Потребуется немало времени для создания реально эффективной федеративной судебной системы. Конечно, все имеющиеся проблемы совершенствования судебной системы не могут быть решены ежеминутно, однако все чаще реальная проблема заключается не во времени, а в том, чтобы было принято политическое решение о создании рациональной, подлинно самостоятельной и эффективной судебной системы в России.
Таким образом, судебная система РФ - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.