Реализация норм права — это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.

Различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены государством.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Эта форма реализации права выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права.

Форма третья — использование (осуществление) субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права.

Названные формы правореализации взаимодействуют друг с другом и определяются как формы непосредственной реализации норм права

Применение права – форма реализации права

Применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности:

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий:

1) Установление фактических обстоятельств юридического дела;

2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению;

3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Акт применения права

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями (гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда).

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Они распространяются на конкретный случай.

3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права - документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов.

По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Правоприменительные акты издаются в установленной законом форме, имеют точное наименование и четкую структуру.

Наши рекомендации