Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
· Единый властный центр;
· Территориальные единицы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т.д.) не обладают государственным суверенитетом;
· Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов;
· Одна конституция, единая система законодательства, единая судебная, денежная, налоговая системы, единое гражданство.
Унитарное государство может быть простым и сложным, а по степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным.
К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации. Также сложными формами считаются унии, империи.
Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государственными образованиями.
Для федерации характерно:
· Двухуровневая система органов государственной власти;
· Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
· Существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации;
· Двухпалатное строение парламента;
· Наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
· Двухканальная система налогов;
· Суверенитет федерации производен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
· После вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях может быть различной.
Конфедерация — это союз суверенных государств.
Конфедерации свойственны следующие черты:
· Она создается для достижения определенных целей;
· Создание конфедерации закрепляется договором;
· Каждый субъект федерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется.
· Члены конфедерации обладают правом сецессии;
· Неустойчивость, переходный характер: конфедерации или распадаются по достижении своих целей;
· Конфедерация имеет свои органы управления, но не имеет общей конституции, единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы.
Форма правления
Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, по составу, по компетенции.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть пожизненно принадлежит монарху, который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
Типичными чертами монархической формы правления являются:
· Существование единоличного носителя верховной государственной власти;
· Династическое наследование верховной власти;
· Пожизненная принадлежность власти монарху;
· Власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается милостью Божией);
· Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства.
Выделяют абсолютную и ограниченные виды монархии. К ограниченным относятся дуалистическая и парламентарная монархии.