Понятие и классификация юрид. наук. Место теории гос-ва и права в системе юрид. наук

Понятие и классификация юрид. наук. Место теории гос-ва и права в системе юрид. наук

Юридическая наука (правоведение) - это специализированная отрасль научных знаний в сфере гуманитарных наук, направленная на изучение права в теоретическом и прикладном аспектах, правовых форм организации и функционирования гос-ва, общества, их отдельных институтов.
Система юрид. наук имеет свою собственную структуру, в которую входят:
Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юрид. науки: теория гос-ва и права, история гос-ва и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений, а некоторые авторы к этой группе относят и римское право как впервые сложившуюся историческую науку о праве и др.
Отраслевые юрид. науки: гос-венное (конституционное) право, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и многие другие отрасли права. Следует заметить, что иногда выделяют и межотраслевые юрид. науки, которые являются производными по отношению к отраслевым наукам. Это такие, как хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право и др.
Юрид. науки, изучающие международное право и, в частности: международное публичное право, включающее в себя такие подотрасли как: дипломатическое и консульское право, морское право, международное воздушное и космическое право и др., а также международное частное право.
Юрид. науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных гос-венных органов, (например, суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и др. правоохранительных органов).
Специальные (прикладные) юрид. науки - криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и судебная бухгалтерия и др.
ТГП тесно взаимодействует с такими науками, как философия, социология, политология, история, экономическая теория, этика и др. В этой связи теория гос-ва и права изучает те стороны гос-венно-правовой действительности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех общественных и юрид. наук. В рамках общей теории гос-ва и права формируются и основные правовые категории (понятия), которые служат также базой для других наук. Кроме того, теория гос-ва и права имеет методологическое значение для других юрид. наук, которое проявляется и в системе категорий (понятий), формируемых в рамках данной науки, и в выработке конкретных методов правовых исследований. По отношению к другим юридическим дисциплинам теория гос-ва и права является базовой наукой. Без методологических положений, выработанных ею, невозможно познание истории гос-ва и права, политических и правовых идей, а ее общие положения, такие как норма права, правонарушение, ответственность и др. - лежат в основе гос-венного, административного, гражданского, уголовного права и других отраслевых наук, а также являются ключом к пониманию конкретных правовых норм всех отраслей права. В свою очередь конкретные юрид. науки предоставляют теории гос-ва и права эмпирический материал для дальнейших обобщений и общетеоретических выводов. Кроме того, теория гос-ва и права формирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.

Предмет и функции теории гос-ва и права как науки

Предмет ТГП– это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права в их взаимосвязи (т.е. их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты)
Функциями теории гос-ва и права:
1) культурная функция -
2) идеологическая – формирование официальной позиции о государстве и праве
3) гносеологическая (познавательная) - функция анализа знаний. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);
4) воспитательная - обеспечивает передачу опыта и ценностей, знаний.
5) коммуникативная – взаимодействие между областями знаний
6) эвристическая – функция приращения нового знания (открытия нового знания)

Государственная служба


ГС РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: 1.РФ; 2.федеральных ОГВ, иных федеральных гос. орг. субъектов РФ; 3.ОГВ субъектов РФ, иных ГО субъектов РФ; 4.лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных ГО; 5.лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов субъектов РФ.
Гос. служба- профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос. органов.
Система: гос.гражд (м.б в суб), правоохр, военная
Государственная гражданская служба - вид ГС, пс проф. служебную деятельность граждан на должностях гос. гражд. службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных ГОS РФ, лиц, замещающих гос должности РФ, и лиц, замещающих гос должности суб РФ.
Военная служба - вид федеральной ГС, пспрофслужеб деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных ФЗ и (или) НПА Президента, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба - вид федеральной ГС, представляющий собой профслужеб деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Принципы: 1)федерализм, обеспечивающий единство системы ГС и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий м/ федеральными ОГВ и ОГВС РФ;2) законность; 3) приоритет прав и свобод ЧиГ, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; 4)равный доступ граждан к государственной службе; 5) единство правовых и организационных основ гос. службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации ГС; 6) взаимосвязь гос. службы и муниципальной службы;7) открытость гос. службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гос. служащих; 8)профессионализм и компетентность гос. служащих;9) защита гос. служащих от неправомерного вмешательства в их професс. служебную деятельность как гос. органов и должн. лиц, так и ФЛ, ЮЛ.

Соотношение права и морали

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включ. в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что: 1. они представляют собой разновидности социал. норм, образующих в совокупности целостную систему норматив.регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2. право и мораль преследуют одни же цели и задачи - упорядочение, и совершенствование обществен. жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3. у права и морали один объект регулирования - общественные отн-я (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадаю;

4. право и мораль оп­ределяют границы должных и возможных поступков субъектов.

5. право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными факторами. 6право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических: ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

Отличительные особенности права и морали заключаются в сле­дующем: 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования: правовые нормы - государством. Нормы морали - из практической деятельности людей. В отличие от права мораль носит неофициальный характер.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения: право создается государством, им и обеспечивается, охраняется и защищается. Мораль опирается не на силу гос. аппарата, а на силу общественного мнения.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридич. актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) в соответствующие кодексы, сборники, уставы, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, а возникают и существуют в сознании людей (но могут быть в различных уставах и т.п.).

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — неза­конного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответствен­ности за их нарушение. Юридическая ответственность. Моральное осуждение, порицание.

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.

9. У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на опреде­ленной ступени социальной эволюции.

Взаимодействие права и морали. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, форми­ровании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъ­ектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно пре­ступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.

Противоречия между правом и моралью. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Классификация функций права

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и прочие), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативную (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с ее помощью призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того, чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Понятие и классификация юрид. наук. Место теории гос-ва и права в системе юрид. наук - student2.ru Понятие и классификация юрид. наук. Место теории гос-ва и права в системе юрид. наук - student2.ru ФУНКЦИИ ПРАВА

Семья общего права

Общее право исторически сложилось в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период его становления – X–XIII вв.) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьируководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и таким образом составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качествеисточника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм правореализации.

Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например Англии, сохраняет с XIII в. до сих пор.

Классификация норм права

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Публичное и частное право

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную, известные еще со времен Древнего Рима.

Публичное право- подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

Предмет регулирования публичного права- область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес — акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

Отраслевые принципы права

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

· в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

· в уголовном праве - презумпция невиновности;

· в трудовом праве - принцип свободы труда;

· в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

По отраслям

Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права (или сразу несколько). Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы: гражданские(гражданско-правовые), уголовные(уголовно-правовые), конституционные (конституционно-правовые), административные (административно-правовые) и т. д.

Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:

- Частноправовые институты: гражданские, трудовые, семейные и т. д.

- Публичноправовые институты: уголовные (уголовно-правовые), конституционные (конституционно-правовые), административные (административно-правовые) и т.д.

Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные.

- Материальные институты: гражданские (гражданско-правовые), уголовные (уголовно-правовые) и т.д.

- Процессуальные институты: гражданско-процессуальные: институты исковой давности, представительства в суде и т.д., уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий и т.д.

По степени сложности

Характер общественных отношений, урегулированных правовым институтом, оказывает влияние и на структуру самого правового института. Так, сложные, многоэлементные общественные отношения приводят к необходимости более детального правового регулирования. Это обуславливает наличие в институте субинститутов (подинститутов) — более мелких структурных образований.

Простой институт — небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм).

Сложный (комплексный) институт — относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования — субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т.д.

По функциям

- Регулятивные— предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений: институт гражданства, институт брака, институт президентства и т.д.

- Охранительные— направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений: институт обеспечения иска, институт мер пресечения и т.д.

Содержание правоотношения

Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, к примеру, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В корне субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

- в праве на собственные положительные действия, к примеру, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

- в праве требования от обязанного лица определœенного поведения, определœенных действий, вытекающих из его обязанностей, к примеру, провести капитальный ремонт определœенного помещения; возвратить долг;

- в правопритязании, ᴛ.ᴇ. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определœенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

- пассивная обязанность предполагает воздержание от определœенных действий, поступков;

- активная обязанность - предполагает совершение определœенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, ᴛ.ᴇ. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.

73. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты – это предусмотренные нормами права конкретные жизненные обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Существуют различные способы классификации юридических фактов. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов:

По волевым критерием:

· Юридические действия - это обстоятельства, связанные с волевой поведением субъекта правоотношений и характеризуются как внешнее проявление его воли и сознания. Могут быть правомерными (такими, которые соответствуют требованиям норм права – например, заключение договора) или неправомерными (которые не отвечают требованиям норм права – например, совершение правонарушения).

· Юридические события - это обстоятельства или явления, возникновение, действие и прекращение которых не зависит от воли субъектов правоотношений, но с наступлением которых наступают определенные правовые последствия. Различают стихийные (природные), антропогенные (человеческие) и техногенные события. Указанные события никаких юридических обязательств не вызывают, а лишь служат основаниями для них;

По юридическим последствиям:

· правообразующие, то есть такие факты, обусловливающие возникновение правоотношений (например, при достижении определенного возраста субъект имеет право принимать участие в выборах депутатов)

· правоизменяющие, то есть такие факты, которые обусловливают изменение правоотношений (например, при переводе работника на другую работу меняется круг его прав и обязанностей);

· правопрекращающие, то есть такие факты, которые обусловливают прекращение правоотношений (например, при отмене государственной регистрации прекращается существование юридического лица);

По составу:

· простые (которые состоят из одной жизненной события или действия субъекта права, которого достаточно для наступления юридических последствий (например, написание заявления о предоставлении ежегодного отпуска));

· сложные (которые составляют определенную совокупность отдельных простых юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (например, пенсионные правоотношения могут возникнуть лишь при наличии таких фактов, как достижение определенного возраста, трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии)).

По продолжительности действия:

· одноразовые, то есть такие факты, которые состоят из одноразового акта их обнаружения (например, покупка билета, дающего право на проезд в транспорте);

· продолжающиеся, то есть такие факты, которые состоят из непрерывных юридических действий или юридического состояния (например, пребывание в браке, пребывания на службе в органах внутренних дел).

Юридические факты играют важную роль в правовой системе, они сочетают нормы права с реальными общественными отношениями. С их помощью жизненные обстоятельства приобретают юридическое значение и таким образом влияют на общественные процессы и явления.

Основные признаки.

1. Преступления и иные правонарушения являются главными компонентами юр. антикультуры, им присущи все основные признаки, характерные для большинства негативных юр. явлений, процессов и состояний, вносящих дезорганизацию во все сферы общественной жизни.

2. Важнейший признак правонарушительной деятельности – это его антисоциальность, которая выражается в нарушении делинквентом индивидуальных и общественных интересов, социальных и правовых связей и отношений.

3.Противоправность. Субъекты нарушают не только нормы права, но и другие юр. предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах, актах толкования, применения и иных индивидуальных актах.

4. К числу существенных признаков можно отнести ее опасность для людей, государства и общества в целом.

5. правонарушение специфическим юридическим фактом, который влечет за собой возникновение (изменение, прекращение и т. п.) материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных правоотношений.

6. Факт совершения противоправной деятельности, как правило, связан с наступлением конкретных социальных и юр. последствий, в частности, применением мер социально-правовой защиты и юр. ответственности.

Функции правопорядка

Функции правопорядкахарактеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

Три группы функций правопорядка:

1. связанные с взаимодействием с внешней средой (правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения);

2. упорядочения внутренних связей и отношений (направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д.);

3. сохранение и совершенствование правопорядка (эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами; к этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.).

Понятие и классификация юрид. наук. Место теории гос-ва и права в системе юрид. наук

Юридическая наука (правоведение) - это специализированная отрасль научных знаний в сфере гуманитарных наук, направленная на изучение права в теоретическом и прикладном аспектах, правовых форм организации и функционирования гос-ва, общества, их отдельных институтов.
Система юрид. наук имеет свою собственную структуру, в которую входят:
Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юрид. науки: теория гос-ва и права, история гос-ва и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений, а некоторые авторы к этой группе относят и римское право как впервые сложившуюся историческую науку о праве и др.
Отраслевые юрид. науки: гос-венное (конституционное) право, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и многие другие отрасли права. Следует заметить, что иногда выделяют и межотраслевые юрид. науки, которые являются производными по отношению к отраслевым наукам. Это такие, как хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право и др.
Юрид. науки, изучающие международное право и, в частности: международное публичное право, включающее в себя такие подотрасли как: дипломатическое и консульское право, морское право, международное воздушное и космическое право и др., а также международное частное право.
Юрид. науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных гос-венных органов, (например, суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и др. правоохранительных органов).
Специальные (прикладные) юрид. науки - криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и судебная бухгалтерия и др.
ТГП тесно взаимодействует с такими науками, как философия, социология, политология, история, экономическая теория, этика и др. В этой связи теория гос-ва и права изучает те стороны гос-венно-правовой действительно

Наши рекомендации