Виды юридической ответственности по отраслевому признаку:
1. Уголовная - наиболее суровый вид ответственности. Наступает за совершение преступлений, возлагается только судом в строго процессуальных рамках. Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы. Кроме того привлечение лица к уголовной ответственности влечет состояние судимости. Юр. лица к уголовной ответственности не привлекаются.
2. Административная - наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента, постановлениями Правительства и нормативными актами субъектов. Административные правонарушения имеют общий с преступлениями объект посягательства, хотя обладают меньшей степенью общественной опасности. Меры административного принуждения: предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест. К административной ответственности могут быть привлечены как физ., так и юр. лица (в случае нарушения налогового, экологического законодательства).
3. Гражданско-правовая носит имущественный характер, даже возмещение морального вреда происходит в денежной форме. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности. Действует презумпция вины правонарушителя (он должен доказать, что действовала непреодолимая сила или имела место умышленная вина потерпевшего). Возможна ответственность без вины (родителей за малолетнего ребенка).
4. Дисциплинарная возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, а также за нарушения учебной, служебной и воинской дисциплины. Различаются 3 вида дисциплинарной ответственности: общая- на основании ТК (замечание, выговор, увольнение), специальная - на основании уставов и положений о дисциплине (для судей, работников правоохранительных органов; им может быть вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании) и в порядке подчиненности - для руководителей предприятий, организаций, учреждений и их заместителей (за нарушение коллективного договора работодатель обязан применить к руководителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения).
5. Материальная заключается в обязанности работодателя возместить работнику или работника возместить работодателю ущерб, причиненный в результате виновного противоправного действия или бездействия. Наступает независимо от привлечения лица к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности при наличии оснований:
- причиненный прямой ущерб (упущенная выгода не возмещается);
- стороны состоят в трудовых правоотношениях;
- имеется отказ от добровольного возмещения вреда.
Различают 2 вида материальной ответственности работника: полная и ограниченная (в пределах месячного заработка).
6. Процессуальная возлагается за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия в частности ведения судебного процесса (предупреждение, удаление из зала судебного заседания, штраф, принудительный привод).
57. Понятие и виды государственного принуждения.
Государственное принуждение - это осуществляемое на основе норм права государственными органами, должностными лицами и иными уполномоченными коллективными субъектами физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях организации защиты личности, общества или государства.
Меры государственного принуждения:
1) меры юридической ответственности
2) меры пресечения правонарушений
3) меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений
4) меры защиты
58. Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы. Способы и типы правового регулирования
Механизм правового регулирования -это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Элементы механизма правового регулирования:
1) Нормы права - выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права - основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, носят поднормативный характер;
2) юридический факт (фактический состав),который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;
3) возникшее с появлением юридического факта правоотношение;
4) Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права;
5) Акты применения права -индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.
6) Правосознание и режим законности.Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности.
Стадии зависят от правового поведения субъекта - правомерного или неправомерного.
Стадии механизма правового регулирования:
первая стадия -регламентация общественных отношений, в ходе которой издается соответствующая норма права;
вторая стадияпоявление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. Толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;
третья стадия -выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;
четвертая стадия непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;
пятая стадия - издание правоприменительного акта - властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. Правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели.
59. Законность и правопорядок: понятие, принципы и гарантии, соотношение
Законность -это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризуется реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Это результат законности.
Гарантии законности и правопорядка- такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и правопорядка в обществе.
Различают общие и специальные гарантии:
1. Общие - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:
1) Экономические. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования, устойчивая денежная система, равные отношения между производителями и потребителями материальных благ.
2) Политические. Состояние госвласти, ее устойчивость, легитимность, способность реагировать на потребности населения, способность обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
3) Идеологические. Законность предполагает такой уровень правовой и духовной культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением любого человека.
4) Социальные. Уровень жизни населения, степень их социальной защищенности, возможен только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.
5) Правовые. Совершенное и полное действующее законодательство, адекватно отражающее тенденции общественной эволюции, эффективный механизм реализации правовых норм, средства правового регулирования.
2. Специальные гарантии - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
1) Юридические -это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.
К юридическим гарантиям относятся:
а) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (таможенный досмотр).
б) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования.
в) Средства пресечения правонарушений. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
2) Процессуальные. Наличие эффективного механизма реализации правовых норм.
3) Гарантии правосудия. Наличие независимой судебной власти, своевременно разрешающей гражданские и уголовные дела.
4) Организационные. Различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Соотношение законности и правопорядка:
1. Различные по содержанию и характеру категории:
законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;
правопорядок- состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.
2. Различные этапы реализации воли и интересов власти и народа:
законность - реализующееся право, процесс реализации;
правопорядок - претворенное в жизнь право, уже реализованное.
3. Законность - средство установления правопорядка (причина), правопорядок - результат осуществления права и законности (следствие).
60. Правовая система: понятие и элементы. Основные правовые семьи мира: общая характеристика, сходство и различия.
Правовая система -совокупная связь системы права(системы законодательства), правовой культурыи правореализации.
1. Романо-германская правовая система (континентального права)(Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка) - исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права. Признаки:
1) основной источник права - нормативный акт. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;
3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (общие, ведомственные, местные, локальные);
4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;
5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также системы кодифицированных актов (кодексов);
6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;
7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм. При определенных условиях могут быть основанием для решения дел (аналогия права).
2. Англосаксонская правовая система (общего права) (Англия, США, Канада, Австралия) - исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов. Признаки:
1) основной источник права - судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;
2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;
3) нормы права не отделены от судебного решения и в связи с этим носят казуистический характер;
4) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, ĸᴏᴛᴏрᴏе во многом определяет право материальное;
5) нет кодифицированных отраслей права;
6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.
3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии - ислама; основной источник религиозные тексты - Коран, Сунна, иджма, кияс; а также индусской (Индия, Сингапур, Малайзия, Непал, Кения). Признаки:
1) главный творец права - Бог, а не общество, не государство, в связи с этим в них нужно верить и строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;
2) источник права религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах и действующих на индусов;
3)юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют единые правила поведения;
4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники;
5) отсутствует деление права на частное и публичное;
6) НПА (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;
7) судебная практика не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
4. Обычное право стран Африки: сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являются основным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обычное право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются.
Признаки:
1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
2) обычаи и традиции представляют из себя синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
6) архаичность многих ее обычаев и традиций.
В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.