Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.

1. Правовой нигилизм - это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:

- обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;

- профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.

- теоретический (идеологический) - особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).

2. Правовой идеализм - преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).

3. Правовая демагогия - использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).

Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав. Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.

24. Правовая культура: понятие, функции, структура. Правовое воспитание: понятие и система.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Основные элементы правового воспитания:
1)субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;
2)объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;
3)содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т.п.;
4)методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:
а)убеждение;
б)принуждение;
в)личный пример;
г)поощрение;
д)наказание и т.д.;
5)формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:
1)правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;
2)правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);
3)правовое просвещение;
4)юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т.д.;
5)самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.
Виды форм правового воспитания:
1)письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т.д.;
2)устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т.д.

25. Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды.

Правотворчество -это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены НПА.

Принципы правотворчества:

- демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа, возможность принятия наиболее важных НПА в форме референдума;

- законность - принятие НПА только теми субъектами, которые наделены полномочиями и в их пределах; оформление определенной процедурой; новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству;

-исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.

- научность - разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм; учет достижений юридической науки (отечественной и мировой);

-своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;

- профессионализм - для принятия эффективных НПА требуется владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения;

-гласность - все принимаемые акты подлежат обязательному опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. Неопубликованные законы не применяются (исключения: акты, содержащие государственную тайну);

- системность - вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Виды правотворчества:

1. По способу придания правовому акту юридической силы:

- компетентное - правотворчество компетентных госорганов и должностных лиц;

- делегированное - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в ГК позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);

- санкционированное - утверждение госорганами нормативных актов, принятых ОМС, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юр. лиц).

2. По виду создаваемых форм права:

- законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;

- подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;

- создание судами и административными органами правовых прецедентов в виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;

- создание и санкционирование правовых обычаев;

- установление законодателем принципов права;

- заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;

- признание государствомразработанных ученымиправовых доктрин.

3. по субъектам правотворчества:

- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

- компетентные госорганы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

- компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;

- ОМС при решении вопросов местного значения;

- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лицапри создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава АО);

- общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов).

Акты правотворчества - юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть НПА (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления госоргана, осуществляющего официальное толкование).

26. Юридическая техника: понятие и виды, приемы. Средства юридической техники.

Юридическая техника - совокупность методов, средств и приёмов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Виды юридической техники:

1. законодательная (правотворческая) техника - средства создания НПА (законов, подзаконных актов);

2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);

3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).

Наши рекомендации