Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.
1. Правовой нигилизм - это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:
- обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;
- профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.
- теоретический (идеологический) - особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).
2. Правовой идеализм - преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).
3. Правовая демагогия - использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).
Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав. Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.
24. Правовая культура: понятие, функции, структура. Правовое воспитание: понятие и система.
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.
Основные элементы правового воспитания:
1)субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;
2)объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;
3)содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т.п.;
4)методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:
а)убеждение;
б)принуждение;
в)личный пример;
г)поощрение;
д)наказание и т.д.;
5)формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:
1)правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;
2)правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);
3)правовое просвещение;
4)юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т.д.;
5)самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.
Виды форм правового воспитания:
1)письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т.д.;
2)устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т.д.
25. Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды.
Правотворчество -это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены НПА.
Принципы правотворчества:
- демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа, возможность принятия наиболее важных НПА в форме референдума;
- законность - принятие НПА только теми субъектами, которые наделены полномочиями и в их пределах; оформление определенной процедурой; новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству;
-исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.
- научность - разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм; учет достижений юридической науки (отечественной и мировой);
-своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;
- профессионализм - для принятия эффективных НПА требуется владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения;
-гласность - все принимаемые акты подлежат обязательному опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. Неопубликованные законы не применяются (исключения: акты, содержащие государственную тайну);
- системность - вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.
Виды правотворчества:
1. По способу придания правовому акту юридической силы:
- компетентное - правотворчество компетентных госорганов и должностных лиц;
- делегированное - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в ГК позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);
- санкционированное - утверждение госорганами нормативных актов, принятых ОМС, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юр. лиц).
2. По виду создаваемых форм права:
- законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;
- подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;
- создание судами и административными органами правовых прецедентов в виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;
- создание и санкционирование правовых обычаев;
- установление законодателем принципов права;
- заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;
- признание государствомразработанных ученымиправовых доктрин.
3. по субъектам правотворчества:
- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;
- компетентные госорганы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);
- компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;
- ОМС при решении вопросов местного значения;
- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лицапри создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава АО);
- общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;
- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов).
Акты правотворчества - юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть НПА (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления госоргана, осуществляющего официальное толкование).
26. Юридическая техника: понятие и виды, приемы. Средства юридической техники.
Юридическая техника - совокупность методов, средств и приёмов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Виды юридической техники:
1. законодательная (правотворческая) техника - средства создания НПА (законов, подзаконных актов);
2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);
3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).