Административная правосубъектность: понятие, элементы статуса субъекта права.
Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Административная правосубъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность).
Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).
Правоспособность и дееспособность соотносятся как статический и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица.
В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста.
Тест 1
1. Управление — это:
1.1. волеизъявление;
1.2. целенаправленное организующее воздействие на развитие общества;
1.3. достижение результата;
1.4. авторитет.
2. Государственное управление в узком смысле — это:
2.1. целенаправленное организующее воздействие государства в лице его органов на развитие общества;
2.2. деятельность органов законодательной власти по подготовке, рассмотрению проектов и принятию законодательных актов;
2.3. организующая деятельность органов исполнительной власти по практическому осуществлению задач и функций исполнительной власти;
2.4. деятельность аппаратов органов законодательной и судебной власти.
3. Основу предмета административного права составляют:
3.1. управленческие отношения в представительных, исполнительных, судебных органах и общественных организациях;
3.2. деятельность органов исполнительной власти;
3.3. управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях общества;
3.4. внутриорганизационные отношения в любых государственных органах и организациях, кроме коммерческих и общественных организаций.
4. Для метода административного права характерны:
4.1. отношения координации, диспозитивные нормы права, равенство сторон, возникновение, изменение и прекращение правоотношений по соглашению сторон;
4.2. отношения субординации, императивные нормы права, неравенство сторон, не требуется согласия сторон для возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
4.3. сочетание элементов, указанных в п. 4.1 и 4.2.
5. Общая часть административного права включает:
5.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;
5.2. управление в сфере экономики, в социально-культурной сфере и в административно-политической сфере;
5.3. все проблемы управленческих отношений.
6. Особенная часть административного права включает:
6.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;
6.2. управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;
6.3. все проблемы управленческих отношений.
7. Административное право отличается от других отраслей права:
А — от государственного (конституционного) права:
7.1. по предмету и методу;
7.2. по предмету;
7.3. по методу.
Б — от гражданского права:
7.4. по предмету и методу;
7.5. по предмету;
7.6. по методу.
В — от финансового права:
7.7. по предмету и методу;
7.8. по предмету;
7.9. по методу.
Г — от земельного права:
7.10. по предмету и методу;
7.11. по предмету;
7.12. по методу.
Д — от трудового права:
7.13. по предмету и методу;
7.14. по предмету;
7.15. по методу.
Е — от уголовного права:
7.16. по предмету и методу;
7.17. по предмету;
7.18. по методу.
Тест 2
1. Административно-правовая норма — это:
1.1. источник права, внешняя форма выражения административно-правовой нормы;
1.2. правило поведения, установленное государством, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг лиц, предназначенное для регулирования отношений, которые возникают в связи с организацией и осуществлением государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления, обеспеченное мерами государственного принуждения;
1.3. любое правовое предписание, регулирующее отношения, входящие в предмет административного права.
2. Структура любой административно-правовой нормы включает:
2.1. гипотезу, диспозицию, санкцию;
2.2. диспозицию;
2.3. диспозицию и санкцию;
2.4. гипотезу и санкцию либо меру поощрения;
2.5. гипотезу и диспозицию.
3. В части 2 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено: «2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей». Какие элементы правовой нормы присутствуют в указанном положении КоАП?
3.1. гипотеза, диспозиция и санкция;
3.2. только диспозиция и санкция;
3.3. только диспозиция;
Только гипотеза и санкция.
4. Материальные административно-правовые нормы отличаются от процессуальных тем, что:
4.1. материальные нормы закрепляют права и обязанности участников регулируемых отношений, а процессуальные их не устанавливают;
4.2. материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений, а процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов, предусмотренных нормами административного права;
4.3. материальные и процессуальные административно-правовые нормы между собой не отличаются;
4.4. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права в статике, а процессуальные — в динамике;
4.5. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права, а процессуальные нормы регулируют процедуру разрешения административных споров перед судьей.
5. Обязывающая норма содержит предписание:
5.1. действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме;
5.2. указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой;
5.3. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;
5.4. обязывающее субъектов публичной власти избирать тот или иной вариант действий, указанный в норме.
6. Уполномочивающая норма содержит предписание:
6.1. закрепляющее за органом исполнительной власти или его должностным лицом определенную компетенцию;
6.2. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;
6.3. направленное на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в определенной нормой права сфере деятельности (поведении).
7. Источниками административного права признаются:
7.1. служебные документы органа исполнительной власти, которые содержат внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа в его внутренних пределах, и предназначенные для служебного пользования;
7.2. индивидуальные правовые акты;