Метод административного права. Его сущность. Виды способов административно-правового регулирования.
Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
Основными (общими для всех отраслей права) способами правового регулирования являются предписания, запреты, дозволения.
Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.
Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.
Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.
Особенностями метода административного права является то, что эти три юридические возможности воздействия на отношения реализуются в условиях неравенства сторон, отношений власти и подчинения. При этом между одноуровневыми субъектами исполнительной власти возможны и отношения равенства.
Неравенство сторон предполагает односторонность волеизъявлений субъекта власти и доминирование в механизме регулирования таких правовых средств, как предписание.
Причем дозволение в административном праве чаще всего имеет характер разрешения на совершение определенных действий (жесткий вариант дозволения).
Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие виды методов:
· метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
· метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;
· метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
· метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
· метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
· метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
По характеру организующего воздействия выделяют: методы психологического воздействия; методы идеологического воздействия (призывы, агитация и т. д.); методы экономического воздействия (материальное поощрение и т. д.); методы административного воздействия (властного принуждения – приказ.)
По средствам воздействия выделяют следующие виды:
· метод убеждения;
· метод принуждения;
· метод стимулирования.
Методы административного регулирования — это такие методы, которые направлены на позитивное регулирование общественных отношений посредством предоставления индивидуальным субъектам и организациям определенных субъективных прав (правового статуса) или оказания им содействия в приобретении этих прав (правового статуса), согласования законных интересов этих лиц, возложения на этих лиц определенных субъективных обязанностей или оказания им содействия в исполнении этих обязанностей либо применения к ним мер публичного поощрения (стимулирования).
Методы административного регулирования характеризуются следующими основными особенностями:
· заключаются в оказании регулирующего, организующего воздействия на поведение субъектов отношений, возникающих в административно-публичной сфере;
· реализуются посредством применения административными органами регулятивных, а не охранительных способов воздействия на поведение субъектов соответствующих отношений;
· их применение позволяет реализовать на практике действие материальных регулятивных норм административного и других отраслей права.
К числу методов административного регулирования можно отнести:
· предоставление индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса);
· возложение на индивидуальных субъектов и организации субъективных юридических обязанностей;
· оказание содействия индивидуальным субъектам и организациям в реализации предоставленных им субъективных юридических прав и в исполнении возложенных на них субъективных юридических обязанностей;
· официальное подтверждение (удостоверение) принадлежащих индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса), иных фактов, имеющих для них юридическое значение;
· поощрение (стимулирование) индивидуальных субъектов и организаций, активно участвующих в решении задач социально-экономического развития государства.