Понятие, сущность конституционно-правового регулирования взаимоотношений государства и личности. Соотношение их интересов.
Затрагивая такие понятия как личность и государства, стоит отметить, что взаимоотношения между этими субъектами права является одним из важнейших показателей состояния нашего общества в данный период развития РФ.
В демократическом, обществе основополагающее место занимает личность. Многие ученые выделяют личность как основополагающий субъект в системе демократического общества и в системе государства, так как без этого субъекта не может существовать ни общества, ни государства. Личность с точки зрения таких наук как психология и философия - это владеющий конкретной степенью психологического развития, элемент общественных отношений. При этом личностные качества свойственны не каждому человеку. Индивид чтоб быть личностью должен обладать психическим здоровьем, достигнуть определенного возраста, обладать определенными качествами, чтоб осуществлять общественную деятельность, формировать определенную свою позицию и отвечать за свои поступки.
Но при этом личность не может существовать без общества и государства т.к без этих двух субъектов права у индивида не будет тех личностных качеств которыми должен обладать человек чтоб стать личностью. Верно, подметил В.А.Затонский «государство не может быть отторгнута от общества, как и общество, личность – от государства».[2] Общество – это состоящее из множества индивидов (личностей) или коллективных групп (социальных групп, социальных институтов) целый социальный организм. Статья 30 Конституции РФ гласит: «Каждый гражданин имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»[3] И такие объединения создаются на добровольной основе для удовлетворения общих потребностей, по инициативе не менее трех индивидов и управляются ими, представляя их общие интересы. Государство – это регулятор общественных отношений, являющийся важнейшим социальным субъектом.
Исследуя данные определения можно прийти к выводу о том, что личностные интересы создают интересы общества и интересы государства. При этом стоит отметить, что государства является гарантом защиты прав и интересов своих граждан. Закрепляя в Главе 2 Конституции РФ: «Все основные права человека и гражданина» государство старается защитить своих граждан и иных индивидов, от ущемления их интересов и прав.
Но не стоить забывать о том что интересы определенных индивидов (личностей) все ж ущемляются государством ради защиты интересов большинства, общественных интересов. А общественные интересы свою очередь строятся опираясь на теже самые интересы индивидуальных личностей. Связи с этим государственные интересы иногда могут совпадать с интересами индивида, а иногда могут и не совпадать.
Это объясняется тем, что для государства в первую очередь важна дисциплинарная упорядоченность определенных социальных структур, а для личности важнее реализовать свои интересы в свободе. Наиболее объективно выражает свое мнение В.В.Субочев[4] который анализируя интересы государства, общества и личности приходит к следующему выводу, что они максимально взаимосвязаны и взаимопроникнуты. Государственные интересы носят в себе два взаимоисключающих начала. Первая из них то, что государству приходится ограничивать отдельные личностные интересы во блага всего общества. А второе то, что государство ограничивает и общественные интересы, и интересы индивидов для блага государственного аппарата, управления государства. Например: в данный период водятся определенные налоги для пополнения государственной казны и вывода страны из экономического кризиса.
Данные противоречия вызваны тем, что как бы государство не хотела удовлетворить интересы личности, общества и свои интересы, стараясь улучшить положение одних, ухудшает положение вторых. И для того чтоб установить некий баланс государство старается укрепить наиболее уязвимые из них.
Существенную значимость в установлении начал взаимоотношений личности и государства играет «баланс». В переводе с французского, обозначает «весы». В разных словарях понятие этого слова объясняется как «соотношение связанных между собой показателей какого-нибудь процесса, деятельности». Подобным образом представление о равновесии (баланс) выявляется путем сопоставления и соотношения различных показателей.
Данная категория присуща любому происходящему процессу в обществе: юридическому, социальному, техническому, философскому. Но по суждениям В.В.Кудашкина[5] это не совсем правильно и такого рода дефиниции не могут быть в полном объеме применены в юриспруденции, так как «соотношение показателей» не может означать полное равновесие и отсутствие или присутствие определенного баланса. Главным признаком баланса, по мнению автора, является феномен равновесия.
Данная точка зрения в целом заслуживает уважения. Так как не зря в современных справочниках и в юридических сборниках сталкиваясь с определением «баланса» все чаще говорят о состоянии равновесия: признаков, явлений, критерий и различных процессов. И это положение удерживается с поддержкой различного рода параметров. А параметры сбалансирования находятся в руках государства. «Правоотношение между государством и личностью можно назвать успешными когда сбалансирована юридическое содержание т.е взаимные обязанности между этими субъектами». Это можно назвать равноправием сторон. В этом случае равноправие выступает как особый элемент сбалансирования.
Бесспорно, равноправие и равновесие – ключевые свойства баланса интересов, в которых раскрывается его суть. Однако присутствием в данном содержании определения «баланс интересов» данными категориями никак не ограничивается. Этим обуславливается уровень удовлетворенности интересов этих либо других субъектов правоотношения и описывает правовую жизнедеятельность в полном объеме.
А.В Малько подмечает что, «в правовой жизни есть и гармония между ее элементами, но есть и определенный разлад, рассогласованность, нарушение известного равновесия»[6]. Для достижения баланса интересов необходимо удовлетворение всех потребностей субъектов правоотношения, при этом надо учесть их справедливые противоречия. Если сопоставлять интересы государства и личности, по моему мнению, и исходя из слов вышеперечисленных авторов, «баланс интересов» можно определить не только как положение равновесия и равноправия, но и как согласованность, взаимообусловленность и взаимосвязь интересов. Но при этом между субъектами правоотношений, в данном случае между государством и личностью, могут устанавливаться приоритетные интересы, которые не должны противоречить, создавая дисбаланс и нарушение гармонии.
Таким образом, в нынешний период считается неоспоримым суждение о том, что цивильный социум «обязан базироваться на наилучшем совмещении публичных и частных интересов при характеризующей значимости последних и при абсолютном признании в качестве тончайшей ценности такового общества человека, его прав и свобод». При данном формировании приоритета индивидуальных(частных) интересов над общественными(публичными) никаким образом не приводит к срыву равновесия, а наоборот, ориентирована на его результат т.к Российская Федерация в конституционно-правовых взаимоотношениях с личностью - всегда выступает наиболее сильной стороной.
Бондарь Н.С в своих изданиях утверждает что, она может выражаться в следующем:
« 1. Властная компетенция государства и специальный аппарат принуждения для эффективного воплощения своей воли.
2. Наличие у государства достаточных материальных ресурсов для реализации властных предписаний.
3. Государство, ограничивая личность в ее правах и свободах, может руководствоваться принципом особой значимости публичного интереса, который, в отличие от частного, призван, с одной стороны, обеспечивать устои общества и государства как условие их существования, с другой – гарантировать удовлетворение частных интересов в их единичном и концентрированном («усредненном») выражении»[7]
Я солидарен в этом случае с данным автором, так как в ряде случаев государству приходится вмешиваться в частные интересы для обеспечения национальной безопасности. Например для обеспечения правоохранительной деятельности, при чрезвычайных ситуациях или для обеспечения безопасности государственных границ.
Как отмечает С.А. Горшкова, «нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установления равновесия между правами отдельных граждан и интересами общества и государства в целом, а также в случае, когда между ними могут возникнуть противоречия»[8]
В аналогичных обстоятельствах преимущество отдается интересам государства, но и в данном случае это не является нарушением баланса. Так как национальная безопасность важна не только государству, но и обществу и личности. Подобным образом, принимая во внимание многообразие общественных взаимоотношений, можно сказать, то, что баланс интересов подразумевает, в первостепенную очередь, установление предметной области, в каковой данный круг интересов реализуется. И в связи с этим приоритет отдается либо интересам государства, либо интересам личности при этом не образуя дисбаланс и игнорирование одной стороной интересов другой стороны.
Таким образом, одной из целей правовой регулировки является баланс между такими субъектами права, как государство и личность. Данная задача может быть выполнена лишь при достижении правового государства, где самой главной ценностью является права и свободы граждан, считаются напрямую действующими и устанавливают сущность, смысл работы государственного аппарата. Очевидно, неверным считается идея о том, что лишь только соблюдая определенное расстояние от государства можно реализовать мысль о независимости, законности, справедливости и основной круг интересов граждан.
Человек как индивидуальное лицо, владеющее самостоятельной волей, обладающий собственными жизненными идеями и осознающий ценность своей персоны, является компонентом либеральной теории: «социального, демократического, правового государства». В концепции о правовом государстве именно человек, проживающий, на территории данного государства может, считаться целью панарамы жизнедеятельности общества, так как в его статусе отражается связь между личностью и государством, выявляются основные стороны данных субъектов. Разными авторами доводятся разнообразные дефиниции про правовой статус личности, которые обозначают одну и ту же мысль разными словами: это совокупность обязанностей, свобод и прав. По моему мнению, наиболее полным образом правовой статус личности раскрывает В.Н. Влазнев: «Понимая его как обусловленное паритетностью взаимоотношений государства и личности самостоятельное положение ее во всех сферах жизнедеятельности государства; и наделение личности в связи с этим комплексом гарантированных социальных, экономических, политических и других прав и свобод в сочетании с возложенными на нее обязанностями и ответственностью перед обществом»[9]. Правовое положение личности дозволяет определить подобную связь, при коем «руководство государства выступает не в качестве тирана, а равного с личностью компоньена в концепции общественных взаимоотношений, суть которых позволяет искоренить авторитарный режим, при котором личность зависит от государственного аппарата». Бесспорно, закрепление идеи правового государства в Конституции Российской Федерации – очень большое достоинство главного закона нашей страны, но и это не дает права говорить о том, что взаимоотношение между индивидом и государством находятся в гармонии. Учитывая то, что РФ находится только на начальных этапах развития как правовое государство, говорить об этом глупо. Именно по этой причине ущемляются права и свободы многих людей.
Многочисленными ученными объективно замечается декларативность положений Конституции о правах и свободах человека, связанного с отсутствием политической, экономической, организационной, юридической и иного вида гарантий реализации провозглашенных прав, а также малоэффективным считается их система защиты. Ключевыми факторами негативных явлений именуются: малоразвитость государственного законодательства; понимание основной массой населения правоохранительных органов как средство защиты государства от людей, а не наоборот; малоразвитость и изолированность органов государства и различных учреждений, ведущих надзор за соблюдением прав и свобод индивида. Нынешняя Российская Федерация на данном этапе развития не сумела побороть столетиями составленные устои недооценки лица, нарушение его прав и свобод. Ни одна из ветвей власти не является сопряженными правами лиц.
Курс, который держит РФ, осложняется рядом отрицательных условий, как прошлого, так и настоящего. Среди отрицательных условий прошлого можно перечислить следующие: многолетние устои самодержавия и крепостничества, всевластие правящей элиты и бесправие людей, безмерная уверенность «в хорошего государя». А в наше время среди отрицательных условий можно перечислить, следующие: «устойчивость правового скептицизма у основной массы населения, нарушение и несоблюдение законов, небольшая степень правового сознания распоряжающихся и контролируемых». Объективно подмечают ученные что, «убежденность «в хорошего государя»» частично свойственно и нынешнее время, только сейчас, безусловно, верят в «доброго президента».
Необходимо отметить что, принятие Конституции 1993года подтолкнула Россию на несколько шагов вперед и наш социум приходит к выводу о том, что необходимо признать верховенство права, обеспечить и защитить права и свободы человека и решением данных проблем должно заняться правящая элита.
Баранов П.П [10]отмечает что, «Российскому государству еще предстоит изжить традиции отношения к человеку как к подданному – зависимому и послушному исполнителю команд и приказов. Соблюдение прав и свобод человека не только усиливает созидательный потенциал личности и способствует ее самосовершенствованию, но и укрепляет стабильность государства»
Принимая во внимание вышеизложенное, значимость правового статуса личности, по моему мнению, выражается в последующем. Во-первых, индивид обретает результативную машину воздействия на власть, с помощью которой он может на нее влиять. Во-вторых, провозгласив права человека и гражданина, а также его свободу, РФ ограничивает свои некоторые права. В-третьих, эти два субъекта общественных взаимоотношений становятся равными.
Подобным способом, нормы, фиксирующие правовое положение личности, захватывают большое пространство, среди всех иных норм правовой системы, устанавливая равновесие интересов личности и государства.
Безусловно, объявление приоритета прав человека и гражданина, а также его свободы считается самым большим достижением социума, но его абсолютизирование создает угрозу развития и распространения в мире воззрению последнего индивидуализма и эгоизма, то, что в окончательном счете способен отрицательно сказаться в жизнедеятельности социума и страны в целом. Непосредственно по этой причине, устремляясь к достижению рационального соответствия индивидуальных и общественных кругов интересов, власть одаряет себе перспективой в конкретных вариантах сдерживать полномочия людей.
Результативное разрешение трудности определения равновесия круга интересов государства и личности вероятно только посредством соблюдения и претворения в жизнедеятельность принципов, прав и свобод человека и гражданина ровно как прикрепленных в нормативных актах (международных договорах, Конституции, федеральных законах). В тени перечисленного особую роль, и сущность обретает принцип обоюдной ответственности личности и государства. Связывая все без исключения все области отношений личности и государства, анализируемый принцип считается ключевым элементом в укреплении равновесия взаимоотношений государства и личности, играет особую роль в системе олицетворений в жизнедеятельность правовых установок. А система фактического осуществления данного механизма зависима не только от соблюдения всех правовых принципов, но и от защиты от различных коллизий. Во взаимодействии с иными принципами в системе права принцип обоюдной ответственности личности с государством является одним из условий правового взаимоотношения власти с индивидом. Данная связь реализуется в правоотношениях, сущность которых является наличие обоюдных обязанностей и прав. Непосредственно в правах и обязательствах фиксируется приобретенные в обществе степень независимости людской персоны, степень ее независимости согласно взаимоотношению с государством и совместно с этим – пределы, в границах каковых осуществление прав никак не переходит в беззаконие.
Главной повинностью государства считается обеспечение личности прав и свобод, обеспечение их реализации и охран, обязательства личности – «Согласовывать свои действия с Основным законом РФ, соблюдать единые интересы, выполнять долг перед государством, ценить и уважать права». РФ и личность одинаковы как стороны, отмеченные в правоотношении и должны осуществлять обязательства честно на основе закона. В том случае если они выполняют свои обязанности недобросовестно, они несут юридическую ответственность в определенном законодательством режиме. Но при этом стоит отметить это делается не для того чтоб удержать кого-то из них от правонарушения а для достойного сосуществования, в условиях гармонии и баланса. Неисполнение своих обязательств так же стоит отметить, что постоянно ведет к нарушению прав (государственных органов, самого государства, индивидов, различных организаций). По этой причине применение определенных мер (наказания) должностными лицами служит одной из важнейших гарантий функционирования целого общества.
Сформулированное в ответственности лимитирование права и свободы обуславливаются потребностью соблюдения общепринятых и естественных норм людского общежития, которые основаны на определенных принципах – это принцип справедливости, принцип гуманности, принцип нравственности и другие. Но в то же время эти ограничения не могут происходить в произвольной форме, а должны производиться в строго установленной законодательством. Эбзеев Б.С верно подмечает что «сочетание и взаимодействие интересов индивида и общества являются условием подлинной свободы, отличной от произвола, и истинной индивидуальности человека и основным социальным содержанием взаимной ответственности (позитивной и негативной) личности и общества, гражданина и государства»[11].
Подобным способом, основой слаженного сосуществования личности и государства является правовая система, которая основывается на претворении в жизнедеятельность условий принципа обоюдной ответственности государства и личности приоритет, при котором отдается правам и свободам человека и гражданина. Непосредственно именно этот принцип представляет собой один из элементов механизма согласовывающий интересы общества и личности, устанавливающий границы проникновения в частную жизнь государства, и устанавливающий пределы автономия личности.
Последствиями нарушений принципа взаимной ответственности государства и личности считается или формирование примата государством над гражданами, входе которой права граждан будут ущемляться беззаконием и безнаказанностью, или наделение личности безграничными правами входе которой может произойти анархия, разрушение государственности и подрыв мирного времени. Определяя наилучшее соотношение общественных и индивидуальных начал в формировании общественной жизни принцип взаимной ответственности государства и личности содействует формированию устойчивых, человеческих и объективных начал взаимоотношений среди личности, социума и страны, при условии обязательного повиновения праву.