Органы исполнительной власти субъектов рф

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФвходит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФв соответствии со своей компетенциейвправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ:1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответству.

87. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формированияпредставительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенциязаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законысубъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

Финансированиезаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

89. Понятие правового статуса органов законодательной власти субъектов Российской Федерации Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Часть 1 статьи 77 Конституции РФ формулирует основные положения об органах государственной власти субъектов Федерации. Эти органы осуществляют на данном уровне государственную власть и непосредственно образуются всеми республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами (ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации). Органы законодательной (представительной) власти в субъекте Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В том числе это осуществляется путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и гарантий периодического проведения указанных выборов. Особенностью России как федеративного государства является двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парламента в субъектах Федерации действуют свои парламенты. Их статус, функции и организация деятельности в основных чертах схожи с соответствующими элементами статуса Федерального Собрания Российской Федерации и закреплены в конституциях республик и уставах краёв, областей, автономной области, автономных округов и приравненных к ним городов федерального значения. В субъектах приняты специальные законы о законодательных (представительных) органах государственной власти. Правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти имеет свою специфику, обусловленную их местом в системе разделения властей. Только они являются органами, непосредственно представляющими население, и только они вправе заниматься правотворчеством по основным сферам жизни общества - издавать законы. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Правовой статус законодательных органов субъектов федерации имеет своей основой, прежде всего, установленный Конституцией РФ статус самих субъектов федерации. Среди норм, так или иначе очерчивающих полномочия субъектов федерации, в том числе касающихся их государственного устройства, соотношения полномочий Федерации и ее субъектов, можно отметить ряд положений основ конституционного строя (ст. ст. 3, 4, 5, 10, 11, 15), нормы главы 3 «Федеральное устройство» (особенно ст. ст. 71 - 73, 76 и 77), ряд иных статей (ст. ст. 77, 78, 118, 129 и др Конституционный статус Республики отличаются от других субъектов, прежде всего, тем, что они являются национально-государственными образованиями (в отличие от других субъектов - территориально-государственных образований) в составе России. Законодательным (представительным) органом республики в составе Российской Федерации является парламент. Парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Юридическая сущность парламентов как общегосударственных органов народного представительства, проявляется в максимально возможном обеспечении интересов представляемого субъекта - народа и не зависит от территориального устройства государства. Законодательный (представительный) орган определяется как постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти субъекта (п. 1 ст. 4 Закона), что подчеркивает его исключительность и верховенство в системе представительства конкретного субъекта. Фактически ни один орган власти или общественная организация, по смыслу нормы, не вправе претендовать на представительство населения, на право издания законов, кроме законного парламента. Это не мешает законодательным органам некоторых субъектов иметь двухпалатную структуру.. Помимо республик в составе Российской Федерации существует 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов. Статус краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами. Так же как и в республиках входящих в состав Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти в краях, областях, автономной области, автономных округах и приравненных к ним городов федерального значения имеют различные названия. Края Российской федерации: имеют свой устав (статья 5 п. 2), не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); могут включать автономные округа (статья 66 п. 4). Области Российской федерации: имеют свой устав (статья 5 п. 2), не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); могут включать автономные округа (статья 66 п. 4). Автономная область Российской Федерации: имеет свой устав (статья 5 п. 2), входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п. 1), может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п. 3), не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4), не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4). Автономные округа Российской федерации: имеют свой устав (статья 5 п. 2), может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п. 3), могут входить в состав края, области (статья 66 п. 4), не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4). Законодательные (представительные) органы государственной власти автономных округов Российской Федерации: Ненецкий автономный округ - Собрание депутатов Ненецкого Автономного Округа, Ханты-Мансийский автономный округ Югра - Дума Ханты-мансийского автономного округа - Югры, Чукотский автономный округ - Дума Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкий автономный округ - Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа. Являясь субъектами Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа и приравненные к ним города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, автономная область, автономные округа и приравненные к ним города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Конституция РФ обеспечивает участие представителей края, области, автономная область, автономные округа и приравненные к ним города федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от субъектов федерации избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы краёв, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные субъектов федерации вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ. Законодательные и учредительные полномочия представляют формальную, а представительные и контрольные - содержательную стороны правового статуса. Из этих полномочий законотворческие и представительные функции являются наиболее развитыми (хотя последняя нередко страдает от политического доминирования исполнительной власти, или, проще говоря, уступает перед администрацией). Представляется положительным развивать и укреплять представительную и учредительную функции, разумеется, не в ущерб прочим ветвям власти.

Наши рекомендации