Совет Федерации: правовой статус, порядок формирования, структура, порядок работы.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.
Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств. Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.
В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции); б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции; в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России; д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93); ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции); з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).
По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер. Порядок работы Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствуют более половины общего числа членов палаты.В первую очередь на заседании Совета Федерации рассматриваются следующие вопросы: а) послания и обращения Президента России; б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с Конституцией РФ; в) проекты законов РФ о поправках к Конституции, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации; г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ; д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.
Председательствующий на заседании палаты: -объявляет об открытии и о закрытии заседания; -ведет заседание палаты; -обеспечивает соблюдение положений Регламента; -предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок; -предоставляет слово по порядку ведения заседания;
-ставит на голосование проекты актов Совета Федерации, другие вопросы в соответствии с повесткой дня заседания; -оглашает предложения членов палаты по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование; -организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; -отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки; -обеспечивает порядок в зале заседаний, может удалить из него мешающих работе лиц; -обеспечивает исполнение организационных решений; -подписывает протокол заседания; -вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений Регламента, а при повторном нарушении может лишить его слова.
При этом на заседании председательствующий не вправе высказывать собственное мнение об обсуждаемых вопросах, комментировать выступления, давать характеристику выступающим, в противном случае он обязан передать свои функции другому председательствующему.
На заседаниях предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад (до 15 мин.), содоклад (до 10 мин.), заключительное слово по обсуждаемому вопросу (до 5 мин.), выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность (до 5 мин.), выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования и порядку ведения заседания, предложение, справка, информация, заявление, обращение (до 3 мин.). По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Если член Совета Федерации не успел выступить в связи с прекращением прений, то он вправе приобщить подписанный им текст выступления к стенограмме заседания. Кроме этого, члены Совета Федерации вправе распространять в зале заседаний документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня, при этом они должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем палаты либо его заместителем. Голосование на заседании Совета Федерации проводится с использованием электронной системы или бюллетенями. Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа своих членов Счетную комиссию, которая является рабочим органом данного заседания. Голосование, как и в Государственной Думе, может быть количественным, рейтинговым либо альтернативным (ст. 61 Регламента Совета Федерации). Регламент определяет, что член Совета Федерации лично осуществляет свое право на голосование. Действующая редакция, в отличие от ранее существовавшей, не содержит формулировки о возможности опроса по подписным листам, но довольно подробно регламентирует процедуру открытого, тайного и поименного голосования. Решения, принятые на заседаниях, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола заседания. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты. Все проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации, визируются их должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.
Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.
74. Полномочия Совета Федерации (ст. 102 Конституции РФ):
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
( в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты)); ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации); з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента) и его заместителей; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.
В случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.
Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.