Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную – основополагающий принцип построения и функционирования системы государственных органов.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).
Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.
4.
5.
Указанные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкретизированы в федеральных законах, а также в конституциях, уставах и законах субъектов РФ. Закрепляя основополагающие черты, принципы указывают на основные исходные положения, сущностные характеристики, содержание и значение государственной службы. Они призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности государственных служащих.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы конкретизированы в Федеральном законе от 27.05.03 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором они сформулированы без расшифровки содержания.
Принципы государственной службы представляют собой основные, руководящие положения, закрепленные непосредственно или косвенно в нормах права. Они определяют практическую организацию и реальное функционирование государственной службы, содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.
Статья 3 Закона о системе государственной службы закрепляет следующие принципы:
1. Единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивается, прежде всего принципом федерализма.
Этот принцип находит свое выражение в том, что государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.
2. Законность. Этот принцип является всеобщим и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Он предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. Эта обязанность возведена в ранг конституционного принципа (ст. 15 Конституции РФ). В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государством и обществом.
Принцип законности также выражается в том, что законодательство субъектов РФ по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полном объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты обязывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности должно уделяться внимание их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.
4. Равный доступ граждан к государственной службе, исключающий какую-либо их дискриминацию. Это один из важнейших конституционных принципов, в соответствии с которым не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.
При этом, естественно, речь не идет об обстоятельствах, связанных с профессиональными и деловыми качествами претендента на государственную должность. Данному гражданину надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых должностью. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организациигосударственной службы.
Данный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, соотносительность размеров оплаты труда и основных социальных гарантий, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов воинских и специальных званий, учет стажа при переходе из одного вида государственной службы в другой и т.д.
6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.
Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности публичной службы, цели которых во многом совпадают, разница между которыми заключается в масштабах деятельности и предметах ведения. Без их взаимодействия могут возникнуть трудности в решении общих задач социально-экономического развития, стоящих перед ними.
7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
Этот принцип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с другой, опираться государственным служащим в своей деятельности на общественное мнение, улучшать свою работу, правильно определять ее ориентиры. Он состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих, ее эффективность оценивается в зависимости от качества оказываемых населению услуг. Открытость деятельности выражается в опубликовании законодательства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решений, подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности и т.д.
В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности.
8. Профессионализм и компетентность государственных служащих состоит в том, что при отборе кадрового состава предпочтение отдается гражданам, имеющим лучшую подготовку в области государственной службы, имеющим большой стаж работы в государственных органах, показавшим на деле свои профессиональные и организаторские способности.
Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание специфики служебной деятельности, а также владение практическими навыками в определенной области, сочетающееся с надлежащим исполнением функциональных обязанностей и соблюдением служебной дисциплины. Для его повышения используется система аттестаций, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок служащих.
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Это обеспечивает уверенность в работе, стимулирует инициативу и повышает ответственность государственных служащих за результаты своей деятельности. Выполняя возложенные на них обязанности, они подчиняются исключительно своим прямым и непосредственным начальникам, а также лицам, прямо уполномоченным законом на осуществление контрольно-надзорных функций в их отношении. Это значит, что никакие иные субъекты не могут вмешиваться в их служебную деятельность и влиять на принятие ими правоприменительных решений. Данный принцип обеспечивается возможностью привлечения лиц, допустивших подобные действия к различным видам юридической ответственности.