Нормативные договоры как источники конституционного права

Нормативные договоры как источники конституционного права

Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договорот 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

Содержание, структура и основные черты Конституции РФ 1993 г.».

Содержание и структура Конституции РФ:

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

· Преамбула

· Раздел первый

· Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

· Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

· Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

· Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

· Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

· Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

· Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)

· Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

· Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

· Раздел второй. Заключительные и переходные положения

· Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местного самоуправления, принцип разделения властей и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Право на жизнь

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств.

Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога давать жизнь и отбирать ее у человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена "впредь до ее отмены"). В то же время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:

а) смертная казнь должна устанавливаться только федералъным законом;

б) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

в) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни (т.е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);

г) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить опасность непоправимой судебной ошибки.

Достоинство личности

Достоинство - качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность.

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе, в котором здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст. 150). Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Право на частную жизнь

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это – своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания":

Институт неприкосновенности частной жизни включает несколько гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции (ст. 23 и 24).

а) Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д.

б) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются вскрытие писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров.

Строго регламентирован законом порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.

в) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

г) Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное учреждение, например, для получения сведений об экологической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии.

Неприкосновенность жилища

По существу это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов.

Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов – основное содержание неприкосновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) – это в сущности обычные преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара пожарники.

Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу.

Национальная принадлежность

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку.

Свобода мысли и слова

Мысль – неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. "Я мыслю – значит, я существую", – писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы – заветная цель всех тиранов, но эта цель, в конечном счете, неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины – главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова "шуточные" крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Важно положение ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них". По своему содержанию понятие "убеждения" шире, чем "мнения", это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Политические права

тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

– в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

– самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

– являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Федеральное собрание.

Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица) Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Законодательный процесс

Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

- во-первых, это порядок деятельности уполномоченного государственного органа по реализации принадлежащих ему полномочий

- во-вторых, это сама деятельность уполномоченного на то государственного органа по реализации принадлежащих ему полномочий.

Основные стадии законодательного процесса в Парламенте РФ:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Подробное описание стадий законодательного процесса в Парламенте РФ.

Рассмотрим законодательный процесс как порядок деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, его палат - Государственной Думы и Совета Федерации - по созданию законов.

Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В ч. 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации установлено:

«1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой». Именно в Государственной Думе проводится основная работа по подготовке и принятию федеральных законов, а это предполагает наличие определенных стадий законодательного процесса в Государственной Думе. Такими стадиями законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации являются:

а) законодательная инициатива;

б) рассмотрение законопроекта в комитетах Государственной Думы;

в) принятие федерального закона.

Роль Государственной Думы.

Законодательная инициатива. Это официальное внесение в Государственную Думу уполномоченными на то субъектами законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что Государственная Дума обязана принять к своему рассмотрению предложение по изданию закона. Разумеется, Государственная Дума не обязана сразу же принять соответствующий закон. Предложение о необходимости принятия соответствующего федерального закона обязательно включается только в повестку дня заседания Государственной Думы. В статье 104 Конституции Российской Федерации установлено, что право законодательной инициативы в Государственной Думе принадлежит:

- Президенту Российской Федерации;

- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- членам Совета Федерации;

- депутатам Государственной Думы;

- Правительству Российской Федерации;

- законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам своей компетенции.

Что касается депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то это право принадлежит как индивидуально каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы, так и группе членов Совета Федерации, группе депутатов Государственной Думы, а также комитетам и комиссиям палат Федерального Собрания.

Обсуждение законопроектов. В Конституции Российской Федерации об этой стадии законодательного процесса ничего не сказано. Соответствующая процедура нашла свое отражение в главе 13 Регламента Государственной Думы. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы (четвертое чтение проводится только для принятия Государственного бюджета).

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

- принять законопроект и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний;

- принять закон; за исключением законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- отклонить законопроект.

В ходе первого чтения могут вноситься поправки, которые затем изучает и обобщает ответственный комитет.

В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы, который сообщает об итогах рассмотрения проекта закона в комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Государственная Дума рассматривает все поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению, а затем и поправки, по которым ответственный комитет решения не принял. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки. При завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется в Совет Государственной Думы, который назначает день проведения третьего чтения, в целях его принятия в качестве закона.

При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение его в целом или по отдельным частям для нового обсуждения. Только в исключительных случаях, по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения. Во всех остальных случаях законопроект ставится на голосование для принятия его в качестве закона.

Принятие закона. Статья 105 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Для этого необходимо, чтобы закон был принят большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Кроме трех основных стадий законодательного процесса, Государственная Дума может возвратиться к повторному обсуждению уже принятого федерального закона в двух случаях: во-первых, при повторном рассмотрении федеральных законов, отклоненных Советом Федерации и, во-вторых, для рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложенный вариант согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции и будет считаться принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

За принятие поправок, сделанных Президентом Российской Федерации, должно высказаться большинство от общего числа депутатов Государственной Думы; за одобрение федерального закона в прежней редакции - высказаться также не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе. Это уже второй этап законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Функции Совета Федерации в законодательном процессе состоят, главным образом, в последующем рассмотрении федеральных законов, уже принятых Государственной Думой, и их одобрении или неодобрении.

Федеральный закон считается одобренным: во-первых, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации; во-вторых, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен, но не отклонен Советом Федерации. Одобрение федерального закона Советом Федерации может быть осуществлено как в активной форме, то есть путем голосования членов Совета Федерации, так и в пассивной форме. В последнем случае (без рассмотрения Советом Федерации) федеральный закон считается одобренным по истечении четырнадцатидневного срока, установленного ч. 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации. Это означает, что Совет Федерации сам решает, какие из принятых Государственной Думой федеральных законов подлежат его рассмотрению, а какие - нет, за исключением федеральных законов по вопросам, перечисленным в статье 106 Конституции Российской Федерации. Тем самым обязательность рассмотрения федеральных законов, перечень которых установлен в статье 106 Конституции Российской Федерации, означает невозможность оставить вопрос не решенным по существу или отказаться от завершения его рассмотрения на какое-то время. Следовательно, участие (активное или пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законодательного (законотворческого) процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон выносится на повторное голосование в Государственной Думе, которая может принять одно из двух уже отмеченных решений (ч. 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации).

Это означает так же, что Совет Федерации не имеет возможности самостоятельно внести текстуальные изменения в уже принятый Государственной Думой федеральный закон. Тем не менее наличие такого «внутреннего» вето дает возможность Совету Федерации оказывать достаточно серьезное влияние на содержание законодательных актов, принятых Государственной Думой.

В статье 106 Конституции Российской Федерации определен круг вопросов, которые подлежат обязательному рассмотрению их Советом Федерации. Иначе говоря, Совет Федерации не вправе уклоняться от рассмотрения федеральных законов, принятых Государственной Думой по следующим вопросам:

федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

а та<

Наши рекомендации