VII. Король. Исполнительная власть
Никакое, даже самое совершенное правление не может существовать без хорошей исполнительной власти. Счастье народа зависит от наличия справедливых законов, а действие законов зависит от их исполнения. Опыт показывает, что пренебрежение этой частью правления навлекало на Польшу много несчастий. Поэтому, гарантировав свободному польскому народу власть устанавливать для себя законы и силу надзора над всякой исполнительной властью, а также избрания чиновников и магистратур, высшую исполнительную власть мы передаем королю и его совету, который будет называться стражей законов.
Исполнительная власть обязана точно соблюдать и исполнять законы. Она будет действовать там, где это разрешают законы, где законы требуют надзора, принудительного исполнения и даже действенной помощи. Ей всегда должны повиноваться все магистратуры, и в ее руки мы вкладываем право принуждения в отношении непослушных и халатно относящихся к своим обязанностям магистратур.
Исполнительная власть не имеет права устанавливать или толковать законы, вводить под каким бы то ни было названием налоги и сборы, производить государственные займы, изменять произведенное сеймом распределение государственных доходов, объявлять войну, заключать мир, а также не имеет права окончательного заключения договоров или каких-либо дипломатических актов. Она может только вести временные переговоры с иностранными государствами, а также решать временные и текущие дела, необходимые для спокойствия и безопасности страны, о которых должна сообщить ближайшему собранию сейма.
Польский трон объявляем выборным и фамильным и хотим всегда иметь его таковым. Испытанные поражения периодов междуцарствия, которые периодически смещали власть, необходимость обеспечения судьбы каждого жителя польской земли и закрытия навсегда дороги влияниям заграничных держав, память о святости и счастье нашего отечества во времена непрерывно правящих фамилий, потребность отвлечь иностранцев от амбиций на престол и обратить влиятельных поляков к единодушному развитию народной свободы, указали нашему благоразумию передачу польского престола законам наследования. Поэтому постановляем, что после жизни, которую нам уделит божья милость, в Польше будет править нынешний Саксонский курфюрст. Династия будущих польских королей начнется в лице Фридриха Августа, нынешнего Саксонского курфюрста, наследникам которогоde lumbis (из чресел) по мужской линии предназначаем польский престол. Самый старший сын правящего короля должен после отца взойти на престол. Если же нынешний Саксонский курфюрст не будет иметь потомков мужского пола, тогда супруг, выбранный курфюрстом с согласия объединенных сословий для его дочери, должен начать линию наследования по мужскому полу для польского престола. С этой целью объявляем Марию Августу Непомусену, дочь курфюрста, польской инфантой, оставляя за народом право выбора другого дома для престола после угасания первого, которое не может быть изменено какими-либо юридическими актами.
Каждый король, вступая на трон, принесет присягу Богу и народу хранить настоящую конституцию в виде pacta conventa (всеобщих соглашений), которые будут заключены с нынешним курфюрстом Саксонским, как назначенным на трон, и которые будут обязывать его так же, как прежние.
Особа короля — священна и неприкосновенна. Ничего сам не предпринимающий, он не может ни за что отвечать перед народом. Он должен быть не самодержцем, а отцом и главой народа, и таковым его признает и объявляет настоящая конституция.
Доходы в том виде, как они описаны во всеобщих соглашениях, и исключительные права, присущие трону и настоящей Конституцией гарантированные будущему избраннику, не могут быть нарушены.
Все общественные акты, трибуналы, суды и магистратуры, монеты, печати должны носить имя короля. Король, которому должна быть оставлена всяческая власть делать добро, будет иметь право амнистии в отношении приговоренных к смерти, кроме лиц, совершивших государственное преступление (in crinibus status). Королю будет принадлежать верховное право распоряжаться вооруженными силами страны во время войны и назначать командующих войсками, однако с условием возможной смены их по воле народа. Его обязанностью будет также присваивать офицерские звания, назначать чиновников в соответствии с дальнейшим текстом закона, назначать епископов и сенаторов в соответствии с текстом закона, а также министров, как первых чиновников исполнительной власти.
Стража Законов, или королевский совет, придана королю для соблюдения, обеспечения и выполнения законов, будет состоять из: I) примаса как главы польского духовенства и как председателя комиссии образования, который может быть заменен в королевской раде первым ex ordine (по порядку) епископом, который не может подписывать резолюции; II) пяти министров, т. е. министра полиции, министра печати, военного министра, министра финансов, министра печати для иностранных дел; III) двух секретарей, из которых один ведает протоколом стражи, а другой — протоколом иностранных дел, оба без решающего голоса.
Наследник трона, достигнув совершеннолетию и принеся присягу на верность конституции, может присутствовать на всех заседаниях стражи, но без права голоса.
Маршал сейма, будучи избранным на два года, будет входить в число присутствующих на заседании стражи, без участия в ее решениях, единственно для созыва готового сейма. В том случае, если он признал бы созыв готового сейма настоятельно необходимым, а король воспротивился бы его созыву, маршал обязан передать послам и сенаторам циркулярные листы, созывая их на готовый сейм и указывая на причины его созыва. Причины обязательного созыва сейма могут быть только следующие: I) срочные обстоятельства, затрагивающие право народов, в особенности случаи войны с иностранным государством; II) внутренние беспорядки, грозящие переворотом в стране или столкновением между магистратурами; III) очевидная опасность повсеместного голода; IV) беспризорность отечества в результате смерти короля или опасной его болезни.
Все резолюции будут рассматриваться в страже вышеперечисленным ее составом. После того, как король выслушает все мнения, его суждение должно быть решающим, чтобы обеспечить единство воли в исполнении закона. Поэтому каждая резолюция стражи будет исходить от имени и за подписью короля. Но она должна также быть подписана одним из министров, входящих в состав стражи, и, будучи так подписана, вступает в силу и должна быть исполняема либо комиссиями или какими-либо исполнительными магистратурами, но только в тех вопросах, которые явно не исключены в настоящем законе. В случае, если ни один из министров, входящих в состав стражи законов, не согласится подписать решения, король откажется от этого решения, а если будет настаивать на нем, маршал сейма в этом случае будет просить о созыве готового сейма, и, если король будет оттягивать созыв, его должен осуществить маршал.
Король имеет право как назначения всех министров, так и призыва одного из них от каждого отдела администрации в состав своего совета, то есть стражи законов. Призыв в состав стражи законов производится на два года. Министры, призванные в состав стражи, в работе комиссий не участвуют.
В случае если большинство в 2/3 обеих палат сейма при тайном голосовании на совместном заседании сейма потребует смены министра в страже или в правительстве, король должен немедленно назначить на его место другое лицо.
Желая, чтобы стража народных законов была обязана держать ответ перед народом за все свои проступки, постановляем: если министры будут обвинены депутацией, определенной для контроля за их действиями, в нарушении права, они должны отвечать лично и своим имуществом. При всех таких обвинениях объединенные сословия должны простым большинством голосов обеих палат направить обвиняемых министров в сеймовые суды с целью справедливого и компенсирующего их преступление наказания, или при доказательстве невиновности освобождение от дела и наказания.
Для лучшего функционирования исполнительной власти устанавливаем отдельные комиссии, зависящие и подчиненные Страже. Сейм будет выбирать в их состав комиссаров для ведения дел в течение срока, определенного законом. Это следующие комиссии: 1) комиссия образования, 2) комиссия по вопросам полиции, 3) комиссия по вопросам армии, 4) комиссия по вопросам финансов.
Нижестоящие воеводские комиссии, установленные на этом сейме и находящиеся в ведении Стражи, будут получать приказы от вышеупомянутых промежуточных комиссий, в зависимости от объекта их власти и обязанностей.
VIII. Судебная власть
Судебная власть не может осуществляться ни законодательными органами, ни королем, но должна осуществляться магистратурами, установленными и выбираемыми специально для этой цели. Она должна быть приближена к местам с тем, чтобы каждый человек близко к себе мог найти справедливость, чтобы преступник всегда видел над собой грозную руку государственной власти. Поэтому устанавливаем: I. Суды первой инстанции для каждого воеводства, земли и повета (уезда), судьи которых будут избираться на сеймиках. Суды первой инстанции должны быть всегда бдительны и готовы обеспечить справедливость тем, кто в ней нуждается. От этих судов идут апелляции к главным трибуналам, которые должны быть для каждой провинции и которые должны также состоять из лиц, избираемых на сеймиках. I. Эти суды как первой, так и последней инстанции будут земскими судами для шляхты и для всех землевладельцев, с кем-либо в делах права и факта. II. Обеспечиваем всем городам судебные юрисдикции в соответствии с законом нынешнего сейма «О свободных королевских городах». III. Для каждой провинции утверждаем отдельные референдарские суды для рассмотрения дел свободных крестьян, которые отнесены к этим судам прежними законами. IV. Сохраняем задворные, асессорские, реляционные и курляндские суды. V. Исполнительные комиссии будут иметь суды по вопросам, касающимся их администрации. VI. Кроме судов по гражданским и уголовным вопросам для всех сословий, будет еще верховный суд, называемый сеймовым, состав которого будет выбираться при открытии каждого сейма. В компетенцию этого суда будут входить дела о преступлениях против народа и короля, т. е. государственные преступления.
Повелеваем, чтобы специально выделенные сеймом лица составили новый кодекс гражданских и уголовных законов.
IX. Регентство
Стража Законов будет являться одновременно регентским советом во главе с королевой, а в случае ее отсутствия — примасом. Регентство может иметь место только в следующих трех случаях: 1) во время малолетства короля; 2) во время болезни, вызывающей длительное помешательство; 3) в случае, если король взят в плен на войне. Малолетство будет продолжаться только до полных восемнадцати лет, а болезнь, вызывающая длительное помешательство, не может быть объявлена, а только подтверждена готовым сеймом, большинством голосов объединенных палат не менее трех к четырем. В этих трех случаях примас польской короны должен созвать чрезвычайный сейм, а если примас не выполнит эту обязанность, то маршал сейма выдаст циркуляры для послов и сенаторов. Готовый сейм определит очередность заседания министров в регентском совете и утвердит королеву к выполнению обязанностей короля. А если король в первом случае достигнет совершеннолетия, во втором – возвратится к полному здравию, а в третьем – возвратится из плена, то регентский совет должен предоставить ему отчет о своих действиях и отвечать перед народом за время своего правления, как это предписано о Страже Законов, на каждом ординарном сейме, лично и своим имуществом.