Реализация права: понятие и формы.

Реализация права- это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Формы реализации права:

1. По характеру правореализующих действий и виду реализуемых норм:

· использование- осуществление субъектами права своих прав, реализация управомачивающих норм права (студент использует конституционное право на образование);

· исполнение- обязательное совершение действий, предусмотренных обязывающими нормами права (солдат срочной службы исполняет воинскую обязанность);

· соблюдение- воздержание от совершения запрещенных нормами права действий (большинство граждан соблюдают правовые запреты, не совершая правонарушений).

2. По субъекту реализации норм права:

· индивидуальная реализация- уплата налога;

· коллективная реализация- использование избирательного права на выборах;

3. По уровню реализации норм права:

· реализация задач и принципов права(общих установлений, нетипичных норм); например, реализация принципа справедливости при назначении наказания;

· реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; например, реализация конституционных прав, свобод и обязанностей человека;

· реализация конкретных норм права в рамках правоотношения, например, назначение наказания за преступление, предусмотренное санкцией статьи уголовного кодекса.

Особая форма реализации права - правоприменение. Это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм в конкретных жизненных случаях путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительных актов).

Таким образом, виды реализации норм права определяются в зависимости от характера действий, субъекта и уровня реализации.

16. Юридическая ответственность: понятие, функции, виды, основания, условия.

(По уч. Марченко, Дерябиной)

Юр. Отв-ть – одна из форм общесоциальной ответственности. Определений термина у юристов много, самое понятное – Юр.Отв-ть – применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение правонарушения.

Особенности ЮО:

*Всегда связана с государственным принуждением (практическое применение установленных законом санкций к правонарушителю)
*Влечет за собой государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон
*Влечет за собой неблагоприятные последствия
*Выступает в форме общественного отношения между гос-вом и правонарушителем. Гос-во – уполномоченное лицо, правонаруш. – обязанное.
*Оценивает прошлое – отв-ть за действия/бездействия, которые уже имели место.

Согласно законодательству РФ основанием для наступления ЮО является совершение правонарушения.[1] (Если отсутствует хоть один признак правонарушения –ЮО не наступает. При опред. меры ЮО важно установить весь состав правонарушения – объект, субъект, объект. и субъект. стороны). Все действия участников правоотношения, возникающего в результате правонарушения должны совершаться только в рамках закона.
ЮО проявляется в карательных (штрафы, лишения прав, свободы – по большей мере в уголовном и администр. праве) и правовосстановительных мерах (возмещение убытков, уплата неустоек – гражд., коммерч. право).

Карательная подразделяется на: Правовостановительная на:
*уголовную *гражданско-правовую
*административную
*дисциплинарную
(еще есть *материальная, но в уч. про нее почему-то не сказано).

Принципы ЮО:

#Законнность
#Справедливость
#Неотвратимостьнаступления
#Целесообразность
#Недопустимость удвоения ответственности (за 1 преступление виновный наказан 1 раз)

Функции ЮО:

Карательная (наказание виновного)
Превентивная (предупреждение новых правонаруш.)
Воспитательная
Правовосстановительная (компенсационная)
Организующая (регулятивная)
для ЕГЭ мы учили 5 видов ЮО:
1. Материальная – за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Реализуется в форме штрафа.
2. Дисциплинарная – за нарушения трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. В форме предупреждения, выговора, увольнения.
3.Гражданско-правовая – за нарушения договорных обязательств имущественного характера, также причинение имущ. недоговорного вреда. В форме возмещения, штрафа. Возлагается судом, админ. органом.
4.Административная – за администр. проступки – предупреждения, штрафы, лишение спец.права, конфикация, админ.арест. Возлагается судом, орг. Внутр.дел и тд.
5. Уголовная – за преступления. Лишения свободы, исправит.работы, конфискации. Назначается судом.




17. Понятие, принципы, источники конституционного права Российской Федерации.

До сер.90-х называлось у нас «государственным правом», в наст.время называется конституционным, но различий между ними нет. 3 смысловых значения Коституц.права:
1) отрасль права – т.е. система правовых норм, регулирующ. Общ. отношения
2)отрасль знаний - наука о существующем в стране конституцю.-правовом механизме, о принципах конституции, о формах правления и гос-го устройста РФ.
3) учебная дисциплина, имеющая целью познание основ отрасли конституц. права.
Мы будем, конечно, рассматривать КП как отрасль.
В системе права конституционное право занимает ведущее место и играет доминирующую роль, т.к. это право регулир. Оч важные общ. отнош-я, а также воздействует на общественные отношения в целом ряде областей жизни общ-ва и гос-ва (экон.,политич., соц.,дух сферы).
Предмет конституц права – основные общественные отношения, существующие во всех сферах жизни общества и на различных уровнях реализации государственной власти.
Конституц.право закрепляет, регулирует, стимулирует сложившиеся и возникающие основы экономич.,политич., соц., систем и духовной (идеологической) жизни общества, правового статуса личности.
Содержание предмета конституционного права составляют также отношения, возникающие между государственной властью в лице государства, его различных органов и должностных лиц как публичной, суверенной власти, с одной стороны, и другими субъектами конституционно-правовых отношений, в качестве которых выступают социальные и национальные общности, общественно-политические объединения и коллективы, граждане, лица без гражданства и иностранные граждане, — с другой.
В социально-экономической и политическойсферах КП - закрепляет основы общественного и государственного строя, основы местного самоуправления; определяет правовые основы экономической системы и формы собственности, закрепляет основные (конституционные) права и свободы граждан и их конституционные обязанности; уст. формы организации государственной власти (форму правления, форму государственного устройства), а также методы ее осуществления(государственный режим). В духовной сфере - провозглашает и закрепляет идеологический плюрализм.

Итак, конституционное право РФ - упорядоченная совокупность правовых норм,

закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Источники КП - все те правовые акты, которые содержат в себе конституционно-правовые нормы. В системе источников права РФ 3 уровня:
1) Федеральное законодательство: конституционные и федеральные законы, некоторые указы Президента РФ, имеющие нормативный характер; постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер и содержащие конституционно-правовые нормы; и некоторые нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Также, например, Федеральный договор 1992г., декларации о гос суверенитете РФ, акты, принимаемые в рез-те проведения общероссийских референдумов.
2) Законодательство субъектовФедерации: конституции республик и уставы других субъектов РФ; обычные законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, содержащие конституционные нормы; отдельные акты региональных органов исполнительной власти и акты принимаемые в результате проведения региональных референдумов.
3) Зак. акты органов местного самоуправления и акты, принимаемые в результате проведения местных референдумов.
+ особая группа – международные договоры.
Центральное место в СИ права – у Конституции РФ. У нее высшая юридич. сила по всей РФ, на ее основе – все ост. Законодательство.
Специфич. Признаки норм КП:
*приоритет по отношению к нормам других отраслей права. Их верховенство
*многообразие внешних форм выражения. Нормы КП выражаются не только в НПА, но и в декларациях, внутригосударственных договорах, актах по результатам референдумов.
*учредительный характер. Например, на основе Ст. 37 Конституц РФ, провозглашающей свободный труд и тд. Было принято ряд норм, сформированных в другую отрасль – Трудового права.
*общерегулятивный характер.В отличие от норм др отраслей права, нормы КП выступают в виде весьма общих положений, а именно в виде норм -деклараций, норм-принципов, норм-дефиниций.

18. Конституция РФ: понятие, реквизиты, структура, действие. Изменение конституции.

Конституция РФ[2] — Основной Закон РФ. Принята 12 дек 1993г. на референдуме. Основанием для референдума явл. Указ Президента РФ от 15 окт 1993г. NB! Это был президентский проект (помним про противостояние исполнительной и законодательной власти в то время, про «расстрел Белого дома»). В итоге в 1993г. на референдуме за проголосовали 58,4%, против – 41,6% (а всего пришло на голосование 54,8% населения). По счету с 1917г. конституция 1993г. является пятой. 1 – 10 июля 1918г. – закрепила власть трудящихся, явилась основой для конституций Белоруссии, Латвии, Украины и др респ.
2 – Конституция РСФСР 1925г. Разработана на осн. Федеральной Конституции СССР 1924г. 3- Конституция 1937г., опять же на осн общей К СССР 1936г. Демократичные, впервые закрепляли равноправие всех граждан России. 4- Конституц 1978г. (на осн Конституц СССР 1977г. ) гос-во- общенародное, общ-во – развитое социалистическое. И все-таки, она база для перестройки и новой постсоветской Конституции 1993г.
Особенности Конституции 1993г.:
* Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного Закона, свойственного государству с высокоцентрализованной системой управления экономикой и др сфер об-ва, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.
*Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами, т.е.законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны противоречить ей.
*Конституция РФ является юридическим актом прямого действия. Она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности,основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства.
*явл. актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках — конституции, а в остальных субъектах Федерации - уставы.
*Имеет многоцелевой характер.
* Т.К. явл. многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено прежде всего тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом.
*выполняет «организаторскую» функцию, т.е. «не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона».
Также можно отметить такие особенности, как «пропрезидентский» характер, т.к. она наделяет Президента чрезвычайными полномочиями. И формальный характер, т.к. есть разрыв между конституц теорией и современной реальностью.
Структура Конституции: Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137статей.
Первый раздел Конституции не имеет названия. Второй раздел - «Заключительные и переходные положения». В нем - время вступления в силу новой Конституции, приоритет вновь принятой К по отношению к др законам, определение порядка деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов на переходный период «со дня вступления в силу настоящей Конституции».
Наименования глав действующей Конституции полностью соответствуют их содержанию. Это «Основы конституционного строя» (гл. 1), «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 2), «Федеративное устройство» (гл. 3), «Президент РФ» (гл. 4),«Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство РФ» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7), «Местное самоуправление» (гл. 8) и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (гл. 9).
Порядок внесения поправок и изменений сложен.
Он устанавливается в гл.9 (134-137ст.) и преследует цели: 1 – обеспечение стабильности действующего строя, 2 – поддержание его динамичного развития под воздействием постоянно изменяющейся экономич., соц. среды.
Правом на внесение предложений о поправках пользуются согласно 134ст. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законод.органы субъектов РФ, а также «группа, численностью не менее 1/5 членов Сов Фед или депутатов ГД».
Все положения в гл.9. о порядке изменения можно разделить на 3 части.
1) Касается пересмотра положений гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены традиционным парламентским путем – т.е. они «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».
Поэтому, если нужно их изменить, – созывается Конституционное Собрание. Для его созыва требуется поддержка предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее 3/5 голосов от общего числа членов Сов Фед и депутатов ГД.
Т.к. 1,2,9 – основополагающие статьи, то Конституц Собрание либо подтверждает их неизменность, либо разрабатывает новый проект Конституции, который принимается или 2\3 голосов Констуционного собрания или всенародным референдумом. В случае референдума, новая К будет считаться принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей ( при том, что в референдуме должны принять участие не менее половины зарегистрировавшихся избирателей).
Как ни странно, способ принятия К на референдуме считается «весьма некорректным» в связи с тем, что на референдум принято выносить вопросы, которые понятны всем, а не узкому кругу специалистов, а также они должны быть достаточно просты, чтобы на них ответить однозначным и исчерпывающим НЕТ или ДА.
2) Касается всех остальных глав (гл. 3-8) и содержащихся в них статей, кроме гл. 3 ст. 65 под названием «Федеративное устройство».

Согласно ст. 136 все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются как федеральный конституционный закон. Однако они вступают в силу лишь после их одобрения «органами законодательной власти не менее чем 2\3 субъектов Российской Федерации».

Порядок принятия федерального конституционного закона (и поправок к гл. 3—8) определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется одобрение большинством не менее 3\4 голосов Сов Фед и не менее 2\3 голосов депутатов ГД.
Итак, все поправки к гл. 3-8 Конституции РФ должны оформляться и приниматься в виде особых федеральных законов.
3)Касаетсяст.65. (там перечислены субъекты РФ)
Согласно п. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерально-конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

Пункт 2 статьи 137 предусматривает также, что в случае изменения наименования субъекта Федерации новое его наименование «подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации». Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании п. 2 ст. 137 такое «включение» осуществляется с помощью Указа Президента РФ на основании соответствующего решения субъекта Федерации.

19. Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции

Наши рекомендации