Реализация принципа разделения властей в конституционном законодательстве зарубежных стран. Законодательная власть в зарубежных странах.

Конституционное право, как уже отмечалось, имеет целью урегулирования властных отношений в государстве Прежде чем определить виды органов власти, пределы их компетенции и сроки деятельности, необходимо выработать теор ских принципы, на которых будет основываться подобная регламентация Для конституционализма с момента его возникновения как социокультурного. В классическом варианте, по традиции, идущей еще от Дж Локка и Ш Монтескье, называют обычно три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную Предполагается, что все \"ветви\" одинаковы, равноправными, самостоятельными и независимыми друг от друга Такая трактовка принцип для разделения власти сформировалось в эпоху борьбы против королевского абсолютизма в Европе Конституционная реализация теории разделения властей была направлена на то, чтобы не допустить концентрации власти в руках от одного органа или человека По мнению авторов концепции - французских ученых-просветителей, три ветви власти должны служить противовесами друг другу и могут \"сдерживать\" одна другую, не допускать доминирования одной из них Впервые концепция разделения властей получила законодательного закрепления в Конституции США 1787.

В основе концепции разделения властей на эти относительно самостоятельные ветви власти лежат определенные функции, вытекающие из основной сущности государства - осуществления политической власти

Законодательная власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, имеющие высшее, после конституции, юридическую силу - законы Кроме того, законодательной власти принадлежит право принятия бюджета и финансовых х законов, а также право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства В парламентских странах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной Органом законодательной власти является парламент Иногда под законодательной властью понимают только полномочия высших органов государственной власти издавать законы.

Исполнительная власть - правоприменительная власть, на которую возлагается функция исполнения принятых парламентом, т.е. законодательной властью, законов Исполнительная власть формально является независимой от законодательной власти что, однако, считается главенствующей, первой властью Конституции, как правило, содержат положения о том, что исполнительная власть принадлежит либо президенту - главе государства, и правительства (в так называемых президентских респ убликах), или главе государства (в парламентских странах) Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальная В современную эпоху фактическое зн ачення исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные и теоретически, и самими конституциями Исполнительная власть не только свободно толкует законы, но и сама достаточно активно осуществляет полномочия законо ных власти, являясь главным источником законодательной инициативы (право внесения законопроектов в законодательные учреждения в соответствии с установленной процедурой) и результативно влияя на законодательную действовали ьнисть парламентменту.

Судебную власть можно охарактеризовать как полномочия судов, т.е. реализованы судами возможность и способность влиять на поведение людей и социальные процессы Судебную власть характеризует прежде всего право осуддя, есть особая государственная деятельность, призванная решать жизненные вопросы с позиции права Она специально приспособлена для того, чтобы во всех случаях торжествовали ценности права, чтобы достигались с праведливисть и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делоах.

В конституциях отдельных стран есть упоминание о контрольной или контрольно-надзорную, власть или о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти

В федеративных государствах иногда принято различать власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь прежде всего имеются в виду особые полномочия федеральных органов в целом относительно органов в субъектах федерации как самостоятельных государств), и власть каждого из субъектов федераций.

Одной из важнейших проблем организации государственной власти является вопрос о соотношении принципа единства власти и теории разделения властей Единство государственной власти часто воспринимается как антидемократическая концепции Принято подчеркивать, что ее необходимость была юридически обоснована и провозглашена еще в древнем мире (например, обожествление фараонов в Египте), а в Средние века такой подход получил воплощение в абсолютных монархиях. В XX тезис о единстве власти, сосредоточенной в руках вождя или фюрера, отстаивали пропагандисты коммунистических и фашистских режимов Другие тоталитарные и авторитарные режимы также исходили из концепций единой, предельно централизованной власти.

Можно сделать вывод, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое е звучания: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей.

19. Становление и развитие федеративной природы России: советский федерализм, содержание Федеративного договора 31 марта 1992 года.

Советский (социалистический) федерализм представлял собой сложное явление, а именно:

- этнический федерализм - национально-территориальное размежевание и создание субъектов федерации в форме национальных государств.

- сложное иерархическое устройство своей территориально-политической системы. СССР делился на союзные республики.

- асимметрия -Если на уровне СССР ситуация была симметричной (союз республик), то федерализация РСФСР имела отчетливо асимметричный характер.

- Советский федерализм сочетал юридические элементы самого либерального федерализма, даже напоминающего конфедерализм, с фактической жесткой централизацией в условиях однопартийной системы, плановой экономики и авторитарного режима. Формально советские республики имели статус, близкий к статусу независимых государств (своя конституция, право выхода из Союза, право на непосредственные отношения с иностранными государствами и т.п.).

Советский федерализм активно использовал концепцию многоуровневого, делимого суверенитета. Он исходил из того, что каждая советская социалистическая республика является государственным образованием, а потому обладает суверенитетом, а также гражданством. Во всех советских конституциях официально признается ограниченный государственный суверенитет союзных республик. Так, по формулировке Конституции 1924 г., "суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Третья и последняя Конституция СССР 1977 г. обобщает накопленный опыт советского федерализма, использует отточенные за десятилетия формулировки. Не случайно ее соответствующий раздел в полном соответствии с принципами советского федерализма называется "национально-государственное устройство".

Федеративный договор — совокупность нескольких договоров. Один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, объединённых в три группы:

- суверенные республики

- края, области, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

- автономная область и автономные округа

Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.

Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.

10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов России одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт.

Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ).

Наши рекомендации