Государственная власть, её свойства и методы осуществления.

Власть (социальная власть) – это способность воздействия на поведение людей или социальных групп. Исторически государственная власть возникла позднее социальной, как её разновидность. Социальная власть существовала уже в догосударственный период, а такой её вид, как государственная - возник лишь с появлением государства.

Общее понятие государственной власти:

Государственная властьпредставляет собой отношение власти-подчинения, осуществляемое посредством публичной (выделенной из общества) власти, иными словами, это политическое управление, осуществляемое государственными органами и специально уполномоченными людьми – государственными чиновниками.

Свойства государственной власти:

Основные свойства государственной власти:

1. Государственная власть всегда обеспечена силой государственной принуждения. Иные виды социальные власти опираются на другой набор средств и методов ее реализации.

2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом чиновников, наделенных властными полномочиями в соответствие с законом.

3. Государственная власть выделена из общества, для её осуществления функционирует аппарат власти и управления, аппарат принуждения (в том числе материальные придатки государства). Иные виды социальной власти от населения не отделены.

4. Государственная власть опирается на силовой аппарат принуждения.

5. Государственная власть суверенна, независима во внешних и внутренних делах.

6. Государственная власть реализуется посредством права.

7. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, ей подчинено все население государства, а также лица, находящиеся в пределах государства.

Методы осуществления государственной власти. К общим традиционным методам осуществления государственной власти относят убеждение и принуждение: Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Признаки:

1) Идейно-нравственные средства – совокупность идеологических, социально-психологических средств воздействия на подсознание людей, в соответствии с которыми коллектив усваивает, принимает и ставит во главе своего бытия определенные социальные ценности.

2) Формирование взглядов и представлений – неразрывно связаны с сознанием и чувствами человека, неотделимы от личности. Вырабатываются процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно. Идеи превращаются в убеждения тогда, когда человек их выстрадал, самостоятельно добыл и усвоил полученные знания.

3) От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям. Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Признаки:

1) Жесткое средство социального воздействия. Организованная сила властвующего субъекта (доминирование в обществе).

2) Ограничение свободы человека. Ставит человека в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

3) Принудительное снятие противоречий между общей и индивидуальной волей.

Виды принуждения:

1) правовое – государственное принуждение, мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта); а также мера правового пресечения – административное задержание, обыск; мера защиты – восстановление чести и доброго имени, восстановление права собственности и пр.

2) Неправовое – свойственно для государств с антидемократическим, реакционным режимом (тирания, деспотия, тоталитаризм).

Механизм государства.

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат.

Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами - производные.

Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут быть отнесены:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;

3) разделение властей;

4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье.

У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.

Наши рекомендации