Учение о праве социологической юриспруденции.
Данное течение оформилось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля.
Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд. Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении многих лет был деканом Гарвардской школы права. Свои теоретические взгляды он изложил в ряде небольших монографий, содержание которых впоследствии обобщил в пятитомной "Юриспруденции".Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма — ведущего направления в философии США начала XX в. Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы (отсюда и название доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением "права в книгах" (т.е. права в законе; вообще в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Противопоставление "права в книгах" и "права в действии" со временем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США.
2.Правотворчество и правообразование. Виды правотворческой деятельности.
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.
Правотворчество - это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов и должностных лиц по: 1) изданию, 2) переработке, 3) отмене нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).
Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество. Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа:
1 этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. 2 этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. 3 этап правообразовнаия связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.
Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.
Выделяют следующие виды правотворчества: законотворчество; правотворчество органов исполнительной власти; правотворчество органов местного самоуправления; непосредственное правотворчество граждан; договорное правотворчество; локальное правотворчество.
Билет № 19
1.Цели, ценность и функции права. Цели:1) право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях. 2) право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности. 3) благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.4) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. Функции права - основные направления юридического воздействия на социальные процессы. . Общесоциальные функции права: -экономическая - упорядочивание производственных отношений, закрепляет формы собственности, опосредует процессы производства, обмена, потребления и т.д.; - политическая - регламентация политических отношений, регулирует политические процессы, устанавливает права и обязанности субъектов политических отношений и т.д.; - воспитательная - отражение определенной идеологии, оказывает педагогическое воздействие на субъектов, формируя у них мотивы для правомерного поведения; - коммуникативная - содержание определенной юридической информации и как следствие - выступление способом связи между субъектом управления (государством) и объектом управления (обществом). Специально-юридические функции права: 1. Регулятивная - право выступает регулятором, организатором наиболее ценных для государства и общества социальных отношений. Выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции права. - Регулятивно-статическая - закрепление, фиксирование отношений в их статике (закрепляется круг субъектов права, их правоспособность, круг прав и обязанностей граждан и т.д.). - Регулятивно-динамическая - регулирование движения общественных отношений в форме правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, подряда и др.). 2. Охранительная - правовое воздействие, направленное на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений. Осуществляется главным образом с помощью правовых средств ограничивающего характера (запретов, приостановлений, ограничений, наказаний и т.п.). Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Охранительная функция опирается на регулятивную, ибо при нарушении процесса регламентирования каких-либо социальных отношений возникает необходимость в их охране и защите. |
2.Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Российской Федерации. Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования печатные органы. |
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ)
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.
Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:
- порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";
-порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.
Билет № 20
1.Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение. Виды юридических процессов. Система права характеризуется разделением на отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права. Процессуальное право характеризуется тем, что регулирует процесс реализации, воплощения в жизнь норм материального права. К отраслям материального права относятся - гражданское право, уголовное, административное, семейное и др. К отраслям процессуального права относятся - конституционно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административно-процессуальное и др. Процессуальное право регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права и направлено на достижение конкретного юридического результата. Юридический процесс это нормативно закреплённый порядок юридической деятельности. Виды юридического процесса: Правотворческий юридический процесс. Подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. Правоприменительный юридический процесс. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. В нем содержатся разные виды: уголовный, гражданский, арбитражный, административный – это всё разновидности правоприменительного юридического процесса Еще выделяют учредительныйюридический процесс, это процесс, связанный с формированием и избранием государственных органов или должностных лиц. |
2.Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Государство как субъект правоотношения. Понятие физического и юридического лица. Субъекты правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды и организации. Все они обладают пpaвосубъектностью. Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные. Всеиндивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием «физическое лицо» .Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство. Государство – субъект особого рода. В отличие от субъектов права - физических лиц- государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения (функциональное назначение). С юридической точки зрения государство- право субъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект. Государственные организации подразделяются натри группы: § органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством; § учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.); § предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью. Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Физические лица- это люди, обладающие правом вступать в правоотношения. Каждый из нас с точки зрения права представляет собой физическое лицо. Российское право в этом вопросе не делает каких-либо исключений, и любой человек, являясь субъектом правоотношений, рассматривается как физическое лицо. Юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношении. Как и любой субъект права, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Билет № 21 1.Основные черты романо-германской правовой семьи. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права. Характерна для стран Европы: Франции, Италии, Испании и пр. Основные особенности:- основной источник права — нормативно-правовой акт; - существует единая иерархическая система законодательства; - преобладает кодифицированное законодательство; - право разделяется на частное и публичное; - имеется сходство понятий и принципов; - главную роль играет конституция Прецедент не является источником права. Юридическая доктрина имеет значение только на стадии правотворчества или толкования права, самостоятельным источником права она не является. Обычай также не является источником права, однако в сфере гражданского законодательства может регулировать отношения в случае, если он не противоречит закону, и в праве имеется пробел. Международное право имеет весомое значение. Имеет место конституционный контроль. 2.Правоприменение, его признаки, стадии и виды. Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как: - возникновение спора о праве; - становление фактов, имеющих юридическое значение; Признаки правоприменения:: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7) имеет творческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. В качестве основных можно стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела - исследование всех существенных юридических фактов(сбор информации о данных фактах); 2) установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности); 3) принятие решения по делу; -оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме. Правоприменение бываетдвух видов - позитивноеиюрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм) Билет №22 1.Положения естественно-правовой теории о праве как справедливости. Естественно правовая теория сформировалась в период буржуазных революций 17-18 вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Есте́ственное пра́во — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики.Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Справедливость, правовой принцип, который характеризует внутреннее свойство и качество права и выражает его социальную сущность. Справедливость определяет баланс между интересами личности и общества, личности и государства, интересами участников правовых отношений и отражает идеи равенства и свободы. На основании критерия справедливости, возможно, определить соответствие между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, характер нарушения обязательства и размер ответственности. Закон, учитывающий эти особенности, отвечает принципа справедливости. 2.Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Структуранормы права - это внутреннее строение, наличие внутренних составных частей, обеспечивающих ее функциональную состоятельность. Включает: 1.гипотезу (условия); 2.диспозицию (модель поведения); 3. санкцию (последствия). Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъективный состав и т.д.), который определяется путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость) Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (это правила правомерного поведения, фиксирующие определенные права и обязанности сторон). Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Могут быть негативными (неблагоприятными) или позитивными (поощрительными). Способы изложения правовых норм в статьях НПА: 1) прямой — статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента; 2) отсылочный — статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы; 3) бланкетный — в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а правила, которые нарушены, в статье не изложены — они содержатся в другом акте, отсылка не дается. Билет № 23 1.Понятие и система источников (форм) права современности, их характеристика Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма (источник) права в юридическом смысле – это способ внешнего оформления, выражения, закрепления и существования права Выделяют следующие виды форм права: - нормативный правовой акт – это юридический документ, принятый специально уполномоченным органом, наделенный рядом обязательных реквизитов и устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права - нормативный договор – это соглашение сторон, устанавливающее, изменяющее или прекращающее нормы права. Могут быть двух видов:- национальный (внутригосударственный) нормативный договор, например, договор между федерацией и ее субъектами о разделении полномочий, договор между ветвями власти; международный (межгосударственный) нормативный договор, например, устав ООН - юридический прецедент – это решение или поведение уполномоченного органа или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации. Выделяют два вида прецедентов: -судебный прецедент – решение суда, принятое по какому-либо конкретному делу и становящееся обязательным для судов той же или нижестоящей инстанции при последующем рассмотрении аналогичных дел - административный прецедент – это поведение органа государственной власти или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации -правовой обычай – это правило поведения, которое нигде в официальных источниках не закреплено в качестве формы выражения права, но применяется в течение длительного времени с явной или молчаливой санкции государства (в РФ правовой обычай действует только в частном праве, когда нет соответствующей нормы права и в случае, когда он не противоречит закону) - религиозная норма – правило поведения, закрепленное в каком-либо религиозном источнике и не являющееся юридическим в собственном смысле данного слова - общие принципы права – это его основополагающие начала, определяющие базисные правила правового урегулирования общественных отношений - правовая доктрина – результат профессиональной научной деятельности ученых-юристов по различным проблемам правового содержания 2.Понятия «правосубъектности», «правоспособности», «дееспособности», «деликтоспособности», «вменяемости», их содержание |
Правосубъектность - это способность быть субъектом права, вступать в правовые отношения. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. В соответствии с российским законодательством правоспособностью могут обладать физические лица (человек и гражданин), юридические лица (предприятия, организации и учреждения), государство в лице органов государственной власти и должностных лиц.
2. Дееспособность - это возможность субъекта права своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности.
3. Деликтоспособность предполагает возможность нести юридическую ответственность за совершенные деяния.
4.Вменяемость – это способность лица во время совершения преступления осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Вменяемое лицо подлежит уголовной ответственности в соответствии с предписаниями УК.
Билет № 24