Правопонимание в современный период.
После Октябрьской революции положение в юридической науке в корне изменилось. Правоведение фактически заменила идеология, единственным назначением которой стало оправдание тоталитарного коммунистического режима. При таком положении дел понятие права неизбежно политизировалось и практически было сведено к воле господствующего класса, установленной законом и охраняемой силой государственного принуждения. Таким образом, правовая наука стала ограничивается жесткими рамками одномерного, сугубо этатистского правопонимания, превратилась в канонизированный идеологический догматизм. Таким обрахом, правопонимание в советский период по большому счету имело сознательно идеологизированный, одноплоскостной и замкнутый характер.
После событий 1991 года общественное развитие России вновь в корне изменило свое направление. Отказ от марксизма, деидеологизация всех сфер жизни принесли свободу выражения взглядов, в том числе и правовых. Получили распространение многие правовые теории.В связи с этим, можно сказать, что в России нет теоретических концепций, отражающих какой-либо классический тип правопонимания в чистом виде: каждая правовая концепция включает в себя элементы других типов в том или ином соотношении. Более того, наблюдается тенденция не только к размыванию границ между классическими типами правопонимания, но и к интегрированию их в единой концепции.
Понятие, признаки и классификация функций государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
По сфере деятельности государства:
Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач: Функция охраны прав и свобод человека и гражданина; Функция обеспечения правопорядка; Экономическая функция; Функция налогообложения; Функция социальной защиты; Экологическая функция; Культурная функция;
Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства: Функция обороны страны; Функция поддержания мирового порядка; Функция сотрудничества с другими государствами;
По продолжительности осуществления:Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
По значимости и степени общности:
Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;
Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия: Экономические;Политические;Социальные;Экологические;Фискальные;
По функциональному назначению: Охранительные; Регулятивные;
Билет №11
Механизм государства, его структура, принципы организации и деятельности.
Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства.Принципы:приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, принцип разграничения функций между органами государства, принцип верховенства права и Конституции, принцип законности 6. принцип демократизма, принцип научности, принцип гласности, принцип компетентности и профессионализма.
В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:
· Государственные органы — есть властные полномочия.
· Государственные учреждения — нет властных полномочий.
· Государственные предприятия.
· Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих).