Глобальные проблемы современности: место и роль права и гос-ва в их решении.
Глоб. Проблема – проблема охватывает весь мир все население, захватывает все государство кот. Невозможные решении какому гос. в одиночку. Гл. проблема затрагивает интересы всего еловечества угрожают всему человечеству в целом, соц. === развитию прогрессу в обществе. Решение гл. проблем невозможно без гос. и права , без международного права ,поскольку необходимо согласно усилия всех гос-в. Соблюдение гос-вами международных прав. норм, важность международных переговоров , междун. Суда. Решение глоб пр. связано с усилением действий каждого конкретного человека что может обеспечить гос-во. Проблема сохр-я мира борьба с распространением ядерного оружия, оружия массового распространения , борьба с терроризмом.; экологическая проблема, загрязнение окружающей природной среды, демографические проблемы когда 1 ч. Поан. Высшр.др. наоборот проблемы сохр- ти рес-в , голода, снабжение питьевой водой.; полит-й и т.д.; ликвидация кризисов: энергетического, сырьевого, продовольственного.
Осуществление гос-вом своих ф-ций вне сотрудничества гос-в – эти проблемы будут неразрешимы!!!
№ 24 Социальное гос-во: понятие, функции
Ст. 7 конст. Определяет Россию, как соц. Гос-во- это гос-во целью которого является создание достаточных условий жизни для каждого человека, или создания условий обеспечивающих достойную жизнь и условий.
Особое внимание уделяет просвящению, здравоохранению, науке, культуре.
Соц. гос-во поддерживает тех, кто не может сам себя содержать: выплачивает пенсии, степендии, поддерживает детство и материнство.
Соц. гос-во занимается регулированием трудовых отношений: минимальный размер оплаты труда, максимальная продолжительность рабочего времени, контролирует соблюдение безопасных условий труда, содействует разрешению трудовых конфликтов, борется с безработицей, обеспечение и защита социально-экономических прав граждан.
*** Конституция называет Россию соц. гос-вом
№ 25 Основные концепции правопонимания (общая характеристика)
1. Нормативная – согласно которой право, это система общеобязательных правил поведения, установленных и гарантированных гос-вом. (Кельзен)
2. Социологическая – право складывается в обществе, представляет собой определенную сторону общественных отношений, проявляется в отношениях между людьми. (Эрлих)
Отношения м/у людьми посредствам взаимных прав и обязанностей.
3. Естественно-правовая – с т.з. которой право коренится в естественной природе.
4. Психологическая – право принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Право выполняет распределительную и организационную общественную функции. (Петражицкий)
5. Материалистическая – право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса, право является продуктом классового общества, его содержание носит классово-волевой характер. Сущность права в его классовости и материальной обусловленности. (Маркс и Энгельск)
6. Реалистическая – право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Эти факторы – интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. (юрист Рудольф Иеринг)
7. Естественная – кроме позитивного права, которое создается гос-вом, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представление о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гр-на, которые явл-ся обязательными для каждого гос-ва. (Локк, Руссо, монтескье)
8. Историческая – рассматривает право как выражение духа народа, складывающегося в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодат-й власти гос-ва. (Густав Гуго, Шталь).
Право – это нормы, отвечающие заранее установленным положительным критериям.
Право – это меры свободы общества, справедливость каждой из этих концепций отражает единую норму права.
Отсюда современная теория разрабатывает интегральное правоотношение, которое стремится объединить различные источники права.
Право – социально-обусловленная мера свободы и ответственности, выраженная в нормах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей.
№ 26 Средства и способы обеспечения законности и правопорядка.
Законность – это принцип права, заключающийся в требовании строгого, точного, неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми субъектами права, органами власти, должностными лицами, гражданами.
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в условиях действия принципа законности.
Состояние и уровень законности и правопорядка в обществе зависят от экономических условий жизни общества, чем хуже ситуация в обществе, чем ниже уровень благосостояния, тем хуже ситуация законности и права.
Принципы правопорядка: определенность, системность, организованность, гос. гарантированность, устойчивость, единство.
В обществе необходима спец. юр. спец-но властная деят-ть по обеспечению законности.
Формы этой деят-ти:
1. Убеждение – состоит в повышении правосознания как гражданских так и должностных лиц.
2. Правовое воспитание – предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимание необходимости исполнения его требований.
3. Профилактика правонарушений – предотвращение возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности и принятия мер по их ликвидации.
4. Роль общественности – товарищеские суды, народные дружины.
Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также спец. средства, обеспечивающие режим законности.
Среди гарантий различают:
1). Общие условия – объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономич-е, полит-е, соц-ные, идеологич-е, правовые)
Полит. гарантии: демократизм, партийность, разделение властей.
Организационные гарантии: деят-ть правоохранит-х органов
Идеологич-е гарантии: законность зависит от уровня правосознания в обществе.
2). Спец. средства – это юр. организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности (юр. гарантии, юр. отв-ть, ср-ва выявления правонаруш-й и т.д.).
Спец-но юр. гарнтии – это способы и средства, установленные в законодательстве, с целью предупреждения, пресечения, устранения правонарушений (санкции норм права, юр. отв-ть).
№ 27 Унитарное и федеративное гос-ное устройство: понятие, виды.
Унитарное гос-во – это форма простая гос-ного устройства, при которой составные части гос-ва представляют собой административно-территориальное образование, выделяемые, создаваемые им удобства гос-ного управления.
Федеративная форма – сложная. Форма гос-ного устройства при которой в составе гос-ва выделяют несколько территориальных образований обладающих в той или иной мере, в той или иной степени признаками гос-ного суверенитета.
Двойная система власти, двойной системой органом гос-ва проявляется в наличии, виды: 1-по принципам выделения субъекта
а. территориальный ,б. национальный , 2. по порядку формирования ,а. договорные ,б. конституционные
№ 28 Нормативно правовой акт: понятие и виды.Классификация проводится по их юр. силе.
Юр. сила нормативного акта – это свойство акта выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам и зависящая от места органа издавшего этот акт в системе гос-ных органов. Позволяет разрешать коллизии между нормативными актами.
По юр. силе все нормативные акты разделяются: 1-законы – это акт принимаемый в особом порядке, закрепляется в спец. нормативном акте.2-подзаконные акты
Особый порядок принятия закона необходим для того, чтобы выразить общую волю, согласовать интересы.
Все прочие правовые акты должны приниматься на основе закона и не должны закону противоречить. Означает также, что закон может быть отменен или изменен только законом.
Законы также разделяются по юр. силе: 1-конст. РФ ,2-законы вносящие изменения в конституцию,3-Федеральные конституционные законы – принятие которых предусмотрено самой конст., принимаемые в особом усложненном порядке, по содержанию примыкающие к конст. 4-законы субъектов Федерации
Подзаконный нормативный акт – акт принятый на основе закона и закону не противоречащий.
Среди подзаконных нормативных актов: 1-акты президента (указы, распоряжения) – могут быть нормативными и не нормативными,2-акты правительства, принимают постановления и распоряжения, могут быть нормативными и индивидуальными. ,3-нормативный акт Федеральных органов исполнительной власти :- приказы,- распоряжения,- правила,- инструкции,- положения,- постановления ,4. нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации (постановление губернатора ПК) 5. акты органов м/с (постановление главы администрации г. Владивостока) 6. локальные нормативные акты – акты принимаемые и действующие на одном предприятии, в одном учреждении (устав акционерного общества, должностные инструкции)
№ 29 Проблемы гарантированности прав и свобод личности.Права и свобода – это возможности признаваемые за каждым человеком. Гарантировать – обеспечить их реальное осуществление. Права и свободы личности представляют собой возможности, признающиеся за каждым человеком. Реальность прав и свобод зависит от уровня развития общества, от матер-х свобод, от власти, обязательно создающей условия для осуществления прав и свобод.
Виды гарантий: 1-экон. гарантии – зависят от экон. возможности прав и свобод человека.,2-соц.-экон. право – требует активных действий со стороны власти, зависит от материальной возможности общества. 3-полит. – многопартийность, раэделение властей,4-идеологические гарантии – зависит от уровня правосознания общества от понимания людьми своих прав и обязанностей.,5-юр. гарантии – законодатель закрепляет права человека – это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, уполномоченные по правам человека.,6-Международные гарантии – возможность обратиться в международные организации, европейский суд по правам человека.