Функции теории государства и права и ее место в системе юр. Наук.

Вопрос 55. Правовые отношения: понятие, виды.

Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми.

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные общественные отношения, оно тем самым придает им правовую форму. Таким образом, появляется особый вид социального отношения – правоотношения. В самом упрощенном виде правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.

При детальном рассмотрении этого правового явления, правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Правоотношение обладает социальными и юридическими признаками:

1. Социальные признаки правоотношения:

– может возникать только между людьми;

– может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон;

– призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых последствий, результатов.

2. Юридические признаки правоотношения:

– возникают на основе норм права;

– представляют собой форму правомерного поведения;

– складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом, находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом);

– субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью;

– обеспечиваются системой государственных гарантий;

– отклонение от санкционированных государством правил поведения субъектов правоотношений рассматривается как правонарушение и вызывает адекватную реакцию в форме негативной юридической ответственности.

Виды правовых отношений

1. По функциям права:

– регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений;

– охранительные правоотношение – возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.

2. По степени определенности:

– абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

– относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец – ответчик, супруг – супруга, подсудимый – суд и т.п.).

3. По отраслям права:

– конституционно правовые отношения;

– гражданско-правовые отношения;

– уголовно правовые отношения;

– уголовно-процессуальные отношения;

– административно-правовые отношения и т.д.

4. По структуре правоотношений:

– простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

– сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

57. Типология государства: понятие, виды.Типология государства предпологает выделение типа гос-ва.

Тип гос-в- группа гос-в обладающих рядом общих признаков .Смысл типологии- организ-ть им-ся знания.Два основных подхода к типологии гос-ва: 1 формализованный, 2 цивилизованный. В основе формали­зованного подхода –основан на понятии общественно- экономической формации- это тип го-ва основанный на определенном способе производства и в рамках этой типологии определяют исторический тип гос-ва - это гос-во одной и той же общественно- экономической формации, характеризующиеся единством экономической ос­новы классовой сущности и социального назначения. Выделяют 5 общ-но-эконом-х формаций: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, соц-кий ,капит-й , и 4 типа гос-ва ,кот.последовательно сменяют др.друга : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, соц-кий. Но эта типология в науке критик-ся потом.что она излишне жесткая, не всегда соотв-ет реальности, малоприемлема к соврем.гос-м. 2.Цивилизованный подход - основу составляет понятие цивилизации- опре­деленное состояние об-ва хар-щуюся единством экономических, религиозных, ду­ховных и прочих факторов. Эта типология менее жесткая, менее строгая, учитыв-т больш-во факторов ,есть разные подходы к делению цивилизаций и гос-в ( исламские,..), географ.факторы (восточные, западные). Здесь получ-ся типология не гос-ва .а об-ва, поэт.нельзя отдавать чему то предпочтение ,а их нужно сочетать.Вопрос :как .тип нашего нынешнего гос-ва.…ОТВЕТ- с т.зрения истории уже не социалист-е ,но и не капиталист-е. С т.зрения цивилизац-го подхода это не западная, и не восточная скорее Евразия

Монархия, понятие, виды.

М – форма правления при которой в системе высшей органов гос. власти имеются монарх, т.е. лицо осуществляющее высшую гос. власть единолично, пожизненно и получающий ее как правело по наследству. Монарх – это лицо, осуществляющее высшую гос. власть единолично, пожизненно и получающий ее как правило по наследству. Пребывание у власти не ограничено. Виды монархии в зависимости от объема властных полномочий: 1). Абсолютная (неограниченная) монархия – сосредоточение всей власти в руках монарха, власть монарха ничем не ограничена. А. монархии наиболее характерны для традиционных гос-в с различными разновидностями авторитарного полит. режима. Данную форму правления имели восточные деспотии, гос-ва на территории Западной Европы в период раннего и позднего феодализма. Сейчас в Омане. 2). Ограниченная монархия – власть монарха юридически ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: а/ Дуалистическую монархию – существует парламент б/ Конституционную (парламентскую) монархию – монарх является главой гос-ва, выполняет представительские функции, но непосредственными полномочиями в области гос. управления не обладает. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнит-я власть осущ-ся правит-вом, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. (Англия, Бельгия, Япония). «-» монархии: недемократичность (публика не влияет на то, кто будет монархом, ни на принятие монархом решений).

22. Подзаконные нормативные акты.– это акт принятый на основе законодательства и закону не противоречащий : 1. актам президента (указы, распоряжения) могут быть нормативными и не нормативными. 2. актам правительства – правительство принимает постановление и распоряжения ( нормативные и не нормативные) . 3. нормативные акты федерального органа испол. Власти, выдел. 6 разновидностей: приказы, распоряжения, правела, инструкции, положения, постановления. 4. нормативные акты орагнов исполнительной власти. (постановление губернатора прим. Края). 5. акты органов местного самоуправления. (решение думы г. В-ка, пост. гл. г. В-ка). 6. локальные нормативные акты – акты принимаемые и действующие на одном предприятии, в одном учреждении ( устав, дол. Инструкция, правела внутреннего распорядка)

ИЛИ

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права. Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь. Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Вопрос 71. Механизм правового регулирования: понятие, структура и стадии

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:
1.Норма права

2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)

3.Правоотношение

4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей

5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная идеальнаямодель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодатель-ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок.

функции теории государства и права и ее место в системе юр. Наук.

Функции теории показ-т что деятел. Теории , от функции зав-т значение теории как в обществе , так и в системе науки. Главные функ. теор. : 1. позноват ельная функция т. стремиться познать описать тгп во всех их связях провл-х характеристиках но у тгп есть и прак тическая функция. 2. практическая функ ция т. выражает что полож-е о теории можно использоваться и справляться в практич. Деятельности людей. ( юр. Практика , вопросы толкования права, юрид. Техника).3. методологическая функция – важная – выражается в том что теор. Разрабатывает методы поз нания г. и. п. , разрабатывает собственне методы переводит на юр. Язык методы познания, создан. в иных науках кроме того понятие категории т. Иск-ся иными юр. Науками для исследования их соб ственных предметов, например каждая отрасль наука изучения свои…4. миро воззренческая функция т. Состоит в том чтобы показать место гос-ва и пр. в общей картине мира. 5. воспитательная функция теории проявляется в том, чтостремится сформировать в зознании людей положительное отношение к гос. и пр. , стремление к актуальному пра вовому поведению. ТГП связана со множеством разделов науки: с иными юр. Науками и место теории в системе юр. Наук определяется тем что теория фундаментальная наука праведения т.е. лежит в основе всех др. юр. Наук во 2х место теории в системе юр. Науки опред еляется тем что это методологическая наука она дает прочие юр. Науки методы познания. ТГП отношение к общест венным наукам пот. Рассмотривает гос. и пр. как часть общества выявляет соц ианое назначение функции гос. и права в обществе

5. Романо – германская правовая семья (общая хар-ка).Сложилась в континентальной Европе. Стала скла дываться в 19 век. В европейских универ ситетах, в результате преподавали, иссле довали римское право, в настоящие время в эту правовую семью включ. Страны центральной и юж. Америки. Для этой правовой семьи, что основным источником права явл. Законы, норм ативные акты, именно норм. Компонент в правовой системе явл. Преобладаю щий и ему подчиняющие прочие ( юр. Наука изуч. Действующее законод ательство). Для РГС поскольку она зарождалась в унивест. Хар-но абстрак тность. Норма право понимается как общее правело устанавливающего законодательства кот. Необходимо применять к конкретной ситуации. Для РГС хар-но то что она основана на римском частном праве отсюда здесь проводится четкое деление права на частное и публичное. Право разделено на отросли: кодифицированная правовая система т.е. но основным источникам право применяется специальные нормативные акты, кодексы. В правовой системе на 1 место преступ. Права, а не обязанности с формы (.) зрения российская правовая система часто относятся к РГ семье, но это только по внешним признакам, наша отличается самобытностью.

6. форма правления государства. Понятие, характеристика.Форма правления – это организация высшей верховной власти, характеризуемая системой и порядком образования высших органов гос-ва, их взаимод ействием друг с другом, с иными орг анами, а также с населением. Существует две формы правления гос-ва: I. Мона рхия – это форма правления при которой в системе высших органов гос. власти имеется монарх. Монарх – это лицо, осуществляющее высшую гос. власть единолично, пожизненно и получающий ее как правило по наследству. Пре бывание у власти не ограничено. Виды монархии в зависимости от объема властных полномочий: 1). Абсолютная (неограниченная) монархия – сосре доточение всей власти в руках монарха, власть монарха ничем не ограничена. А. монархии наиболее характерны для традиционных гос-в с различными разновидностями авторитарного полит. режима. Данную форму правления имели восточные деспотии, гос-ва на тер ритории Западной Европы в период раннего и позднего феодализма. Сейчас в Омане. 2). Ограниченная монархия – власть монарха юридически ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В завис имости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: а/ Дуали стическую монархию – существует парламент б/ Конституционную (парла ментскую) монархию – монарх является главой гос-ва, выполняет представит ельские функции, но непосредственными полномочиями в области гос. управления не обладает. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнит-я власть осущ-ся правит-вом, которое формируется парламентом и ответст венно перед ним. (Англия, Бельгия, Япо ния). «-» монархии: недемократичность (публика не влияет на то, кто будет монархом, ни на принятие монархом решений). II. Республика – это форма правления, при которой высшая гос. власть принадлежит органу или органам, избираемым народом на определенный срок.

В системе высших органов власти: - парламент, - правительство, - президент. В зависимости от полномочий и порядка формирования органов республики дел ятся на: I). Парламентские – центральное место среди высших органов власти занимает парламент. Парламент формир ует правительство и правительство несет полит. ответственность перед парла ментом. Президент парламентской республики не избирается народом, а избирается парламентом; является главой гос-ва, но непосредственными функциями в области гос. управления не обладает. «+» парлам. Респ.: демокра тизм (публика формирует параламент)

«-» парлам. Респ.: неустойчивость испол нит-й власти => коалиционные правит-ва, состоящие из представителей неск-х партий; опасность фактической ликви дации, разделение законодат-й и испол нит-й власти => парламент штампует законы, предлагаемые правительством, утрачивает контрольные ф-ции => кризис парламентаризма. II). Презид-ая республика – президент избирается народом и облад-т значит-ми полно мочиями в области исполнительной власти. Президент сам формирует правительство. Разделение властей доведено до крайности. Выделяют:

1. Суперпрезидентскую республику – президенту принадлежит практически вся полнота власти. Разделение властей либо отсутствует, либо на практике не осуществляется. 2. Смешанная (полу парлам-ая или полупрез-ая) респ-ка – сочетают черты парл. и през. Респу блики. «+» презид. Респ.: большой демо кратизм (народ выбирает и парламент и президента); большая устойчивость власти (т.к. есть два центра власти: президент и парламент, они равно значны, т.к. получают свою власть от народа). «-» президентской республики: опасность противоречий, столкновений м/у президентом и парламентом; стремление президента к абс-ной власти, опасность установления авторитарного режима. * Россия – президентская республика с признаками парлам-ской.

7.Понятие права, различные подходы к его определению.Понятие право зависит от построения всей теории. Понятие право имеет значение для отраслев. Для юр. Практики для поведения людей. Сложности решения вопроса о понятии право превели к тому что понятие просто не существ., а есть множество подходов права. 3 основные подхода (или концепция) 1. нормативная концепция – согласно которой право – это система общееобязат. Правил поведения установлен. и поддержим гос-ом, достоинством положит. Сторона этого подхода что здесь даются четкие критерии для оценки поведения людей для разграничения правового и не правового правомерного и не правомерного. Этот подход в наибольшей мере соответ. Принципу закон. его в традиции понимании, как поддержка и закон. стабильности в обществе. 2. соц. подход согласно кот. Главное это опред. сторона обществ. жизни право складыв. В обществе проявляется в отношениях между людьми и если в нор. Концепции – право – это нормы, то в соц. концепции право – это правоотношение т.е. отношения между людми по средствам взаимных прав и обязанностей. достоинство соц. Подхода в том что он дает людям возможность самим регулиров. Свои отношения застав. законод. Не сочинять не выдумывать законы, а отражать в законе сложившиеся отношения или склад-щие в обществе. 3. естественно правовая концепция – в кот. Право рассматривает как форма свободы как выражение свободы, норматив. закрепленные справед. Е.П.К потому что право вытекает из природы из уста человека. Достоинство правовой системы что она связыв. право с положит. Обществ. явлениями, заставляет зак-ля ориентирование на нравственные ценности общества. Одним из сторонником явл. проф. Лазарев. С (.) интеграции правопонеманием право – это социал. обусловленное форма и мера свободы и ответственности выражающая в нормах и субъективных правах и явл. регулятором поведения людей.

8. Взаимодействие гос., права и экономики: основные модели взаимодействия. Экономика 1 из основной сферы жизни и общества , которая обеспечивает материальные условия для существования общества. Экономика невозможна без государственно правового регулирования, с 1 стороны экономика воздействует нВ право и гос., а с другой право и гос. Воздействуют на экономику. Воздействие экономики на гос. И право проявляется в том что экономика порождает потребность в гос., и праве. Экономика предопределят существенные хар-ки гос-ва и права в тот или иной период развития общества, что отражается в категории, исторический тип гос-ва и права. Развитие экономики появляется новой областей экономики порождая новые области гос.-но правового регулирования новой области права появляется антимонопольного регулирования право интеллектуальной собственности. Обратное воздействие гос и право на экономику проявляется в том что гос-во и право обеспечивает норм. Функционирование экономики упорядочив-т экономическую деятельность защищает права, закон. Интересы сбств-в товаро -производительности, производители товоров и услуг потребите. Но возд. Гос и право различно на экономику. Взаимодействие экономики тос-во м право: 1. плановая модель экономики , 2 рыночная (либеральная модель) экономики. Они различаются по степени вмешательства гос-ом и правом в экономическую жизнь общества. Гос-во влияет на экономику с помощью налоговых пошлин, дотаций, субсидий, кредитов. Гос-во выступает как один из крупнейших потребителей, поддерживает национальную экономику. В экономике присутствует доля гос.собственности!!! либеральная экономика – произведена собственной экон. Деятельностью, власть вводит вмешательство в экономику миним. Конкуренция спрос предложения все растет на свои места отсюда появляется свои минусы погоня за прибылью отстает в стороне другие интересы появляется стремление к монополизму, сговору. Либеральн. Оказывается ни чем не лучше чем плановая. Отсюда должно быть сочетание того и др. и степень гос. Воздействия. Власть должна действовать в общих интересах и влиять на экономику для поддерж. общего интереса. Необходимо воздействовать рыночные методы (налоги, кредиты, субсидии, таможенные пошлины, гарантии по кредиту). Цель воздействия гос-ва и права на экономику обеспечение её нормального функционирования.

9. механизм государства.– система гос.органов, гос. учреждения и матер. средств с помощью которых осущ. Задачи и функции гос-ва. Выделяют: 1. гос. Аппарат – все органы гос-ва в устном смысле – исполнительное распределительный органы или органы управления (министерство, ведомство). Первичный элемент мех. гос-ва явл. Орган гос-ва. Орган государства – первичное звено, первичный элемент гос-ва, обладающий конкретными государственно – властными полномочиями наделенный компетенцией и выполняющий те или иные функ. гос-ва. Главным определяющим призноком гос-ва – отличает его от всех прочих организован наличие государственно властных полномочий. Эти полномочия выражаются в том что орган издает обязательство предписания (могут быть общие правела, индивидуал. веление поддерживаю. Гос-ым предупреждением. Признанное гос-во – образуется в установленном законном порядке наделяется

10. Соотношения право и гос-во.Право и гос. в структуре общества – это 2 наименование тесно связанные явл. соот. гос. и пр. рассматривается в науки по 3 направлениям: 1. единство гос-ва и пр. опред. тем, что это институты одного и того же общества у них общи причины возникновения общая соц., экономическая основа. В жизни общества гос-во и право решают общую задачу обеспечивают нормативные функции общества.; 2. различие в гос-ве и праве – различие по содержанию. Гос-во – это организ. Власти в обществе. выражающ. Системе органа гос-ва, механизма гос-ва. Право – это система регулирования поведения людей внешне выражающая в нормах и субъективных правах. Гос-во – политическое явление, право – явл. юридическое, компонент системы нормативного регулирования, корме того различ., гос и право, что гос – во выражает общий интерес, публичный интерес, тогда когда в праве выражаются и частный интересы лиц. 3. взаимодействие перед собой – взаимное действие когда право воздействует на гос-во и на оборот, гос-во воздействует на право. Воздействие право на гос-во проявляется в том, что в праве закреп. Организ. Устройство гос-ой власти, функции, полномочий, компетентных органов гос-во. , во вторых воз. Право над гос-во – что отношение гос-во и граждан строятся и должны строится как взаимные права и обязанности. В третих свои властные явления гос-во выражает в правовых формах. Воздействие гос-во на право - проявление, что гос-во закрепляет нормы право в своих актах, предает праву общее обязательные, формальные определенность. 2-х гос-во обеспечивает реализ. Права принимает конкрет. решения о правах и обязан. субъектов. 3-х гос-во поддерживает право своей принудительной силой выявляет правонарушителей и привлекает их к ответственности. Соотношение гос-во и право когда гос-во преобладает над правом, этот вариант выражается в нормативной концепции характерно не для демократического гос-ва. 2-ой когда право преобладает над гос-ом огранич. Гос-во, этот подход хар- н для естественности.

11. Правовой нигилизм и правовой идеализм – деформации правосознания, т.е. отклонение в худшую сторону от идеального правосознания. Идеализм – преувеличение возможности права, наивная вера в то, что с помощью права можно разрешить любые пробл. Существ. В обществе. Идеализм проявляется в принятие безмысленные законов, ИПА. Правовой нигилизм появляется на всех правосознаниях, массовом несоблюдение норм, стремление действовать в обход.. Изменение в самом праве с тем что оно учитывало интересы людей и в этом случае отнош. Может изменится в лучшую сторону.

Способы преодоления: укрепление режима законности в стране; гарантированность прав и свобод гр-н; сокращение кол-ва н.-п. актов, улучшение их качества; учет законодателем реальности, близости к жизни принимаемых им актов; приближение юр. науки к реальности; создание надежных мех-мов реализации законов и подзаконных актов; правовое воспитание.

Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, неверие в правовые средства разрешения конфликтов. Нигилизм существует на разных уровнях: на уровне массового сознания, в правонарушениях, т.к. право не соответствует интересам людей, отсюда предпочтение других методов в издании правовых актов, противоречащих закону, в принятии незаконного решения. Здесь корни нигилизма в желании поставить свои интересы выше интересов, закрепленных в законе. Нигилизм проявляется на уровне теории правосознания. В теориях можно обнаружить враждебное отношение к праву. Нигилизм как характерная черта российского сознания, народ рассматривает закон для обеспечения своих интересов.

Причины возникновения: особенности исторического развития общества и гос-ва; самодержавный, деспотичный хар-р власти; крепостное право; отсутствие развитых демократических и правовых традиций; распространенность не правовых способов решения споров; репрессивный хар-р права на протяжении как дореволюционной эпохи так и советского времени; теория и практика диктатуры пролетариата; несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод гр-н и отсутствие их реальных гарантий; несовершенство правовой системы.

Способы преодоления: укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми гос. органами, должн-ми лицами, гр-нами Коституции РФ законов и подзаконных актов); реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов; гарантированность прав и свобод человека; совершенствование правовой системы; повышение авторитета суда и иных правоохр-х органов ч/з их совершенствование и придание им большей эффективности; обеспечение в стране правопорядка; правовое воспитание.

В качестве спец. Средств: обеспечение должностного качества принимаемых законов, проф. Обучения и воспитания юристов, др. должностных лиц. Повышение общества правовой культуры общества и проф. Культуры всех субъектов правоохранит-й системы.

* Правовой идеализм и правовой нигилизм – родственные взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба этих явления имеют сходные корни => бороться необходимо одновременно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

12. целостность государства: понятие и ее обеспечение.Целостность – один из системных признаков того или иного явления. Если гос-во – это разновидность соц. сис-мы, то ему присущи системные признаки. Система – целое, состоящее из определенным образом организованных элементов, это множество элементов с системами и связями, образующее определенную целостность.

Целостность – это условие существования гос-ва, выражение его системных признаков.

Целостность свидетельствует об объекте как системе, способствует его см. существованию.

Целостность гос-ва возникает в результате интеграции отдельных частей общества, соц. и политической системы.

Целостность гос-ва бывает различная, в частности выделяют:

1) Территориальную целостность ,2) Политическую ,3) Экономическую ,4) Правовую ,5) Социальную 6) Идеологическую

Гос-во охраняет свою целостность и тем самым поддерживает существующий правопорядок, защищает от антисоциальных проявлений, от распада.

Целостность гос-ва рассматривают в качестве признака гос-ва, выражающегося в его устойчивости, стабильности. Гос-во обеспечивает, защищает, охраняет свою целостность с помощью механизма гос-ва, с помощью правовой системы, с помощью правового регулирования, признавая неправомерными, пресекая посягательства на целостность гос-ва.

Обеспечение целостности – это один из принципов гос-ва, выражается в его функциях, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, направленных на нарушение территориальной целостности гос-ва, на разжигание расовой, национальной и религиозной розни. Обеспечивая оборону страны. Обеспечивает единство правового пространства, поддерживая верховенство закона, встраивая в правовую систему механизмы, обеспечивающие соответствие закону, подзаконным и иным правовым актам.

Наши рекомендации